double arrow

Д.И. ФОНВИЗИН (1745-1792) И РУССКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО


60-90 – е 18 в- зарождение русской реалистической драматургии, основоположник – Фон-н. горький говорил, что им начата обличительно-реалистическая линия драматургии.

Пробовал свои силы в кач-ве актёра. В нач 60-х – секретарь Елагина, в руках которого находилось в эти годы управление придворными театрами.

Начинает принимать активную роль в лит-театр жизни Петербурга:пишет и переводит, общается с Дмитревским, Сумароковым, Княжниным, выступает в кач-ве публициста по вопросам театра в сатирических журналах.

1783 – ведет активную публицистическую д-ть, резко выступая против екатерининского двора и самой Екатерины II. Испуганная его смелостью Екатерина ограничила его лит д-ть. Задуманный им журнал «друг честных людей, или Стародум» был запрещен.

Фон-н принадлежал к числу дворянских просветителей втор пол 18 в., которых антикрепостническая борьба народа побуждала к критической оценке самовластия царей и произвола помещиков. Политическое мировоззрение нашло отражение в трактате «рассуждение о непременных государственных законах», в основе которого – просветительские идеи о происхождении монархического государства путем договора между монархом и обществом.более значительной из договаривающихся сторон является общество – нация. – «она без государя существовать может, а без нее государь не может». Разделяя взгляды просветителей, Фон-н считает идеальным гос-м монархию, возглавляемую мудрым и просвещенным монархом.




Сильная часть работы – гневно-обличительное изображение русского деспотического гос-ва – «люди составляют собственность людей», «народ, пресмыкаясь во мраке глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства», здесь «каждый или тиран или жертва», «есть гос-во, но нет граждан».

Полагал необходимым проведение коренных реформ, открывающих путь к экономическому, политическому и культурному расцвету страны. Эти реформы должны уничтожить произвол и деспотизм самодержавия и крепостников.

10. Д.И. ФОНВИЗИН – КОМЕДИОГРАФ

Драматургическая деятельность начинается с 60-х гг 18 в. В 1762 перевел трагедию Вольтера «Альзира, или Американцы». Были близки просветительские идеи Вольтера.

Бригадир – втор пол 60-х.

Первое оригинальное и законченное драматическое произведение Фон-на. Уже знакомые по сатирическим журналам персонажи: невежественный и грубый помещик-бригадир, чиновник-взяточник, светский щеголь-галломан, традиционная пара добродетельных любовников.

Новый идейно-художественный принцип, введенный Фон-ым – изображение соц пороков как явлений, типичных для русской крепостнической действительности. Нет центрального образа, воплощающего один порок или недостаток – обобщенная картина социальных нравов дворянской России.



Действие в деревенском доме советника – богатого чиновника, взятками накопивший на деревни и стал помещиком. У него гостит бригадир в отставке с женой и сыном Иваном, которого хочет женить на дочери советника Софье. Галломан-щеголь Иван ухаживает за ее мачехой – советницей, за ней ухаживает и его отец-бригадир. Советник объясняется в любви бригадирше, пленясь ее домовитостью и хозяйственностью.

Комическим персонажам пьесы противопоставлены идеальные любовники – Софья и Добролюбов. Ссора бригадира (они все узнают) и советника приносит счастье влюбленным - С–фья получает согласие на брак с Добролюбовым, который к этому времени выигрывает судебный процесс и становится обладателем 2000 душ крепостных.

Против галломании и дворян-крепостников, являвшихся опорой российской деспотии. Не случайно название Бригадир – направленность сатиры. В лице бригадира яркий живой тип самодура помещика. В образе советника – лихоимца-чиновника.

Недоросль – 1782

Основной соц проблемой творчества Фон-на становится крепостничества. Типичные характеры в типичных обстоятельствах. Первое произведение русского просветительского реализма.

11. РУССКИЙ ТЕАТР ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА: РЕПЕРТУАР, ПОСТАНОВОЧНАЯ КУЛЬТУРА, АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО, ЗРИТЕЛЬ







Сейчас читают про: