Репертуар

В репертуаре российского театра с начала 1800-х годов видное место занимает сентиментальная драма. Драматургия Н. Н. Сандунова, Н. И. Ильина, В. М. Федорова, Ф. Ф. Иванова привносит на сцену простоту и трогательность чувств, нехитрые мелодраматические сюжеты с открытым противостоянием добра и зла. Значительное влияние на формирование этой драматургии оказали, с одной стороны, немецкая мещанская драма, с другой — русская сентименталистская проза Н. М. Карамзина.

В связи с началом наполеоновских войн новую силу набирает политическая трагедия. Хотя на сцене все еще идут произведения Сумарокова и Княжнина, им на смену приходят трагедии В. А. Озерова. Озеров найти поэтическую мелодику интонаций, преодолеть тяжеловесность и неуклюжесть ложноклассического слога XVIII века и позволил актерам свободно отдаваться эмоциям и страстям изображаемых ими героев. Сделал классицистского героя человечней. Трагедии Озерова: «Яропок и Олег», «Эдип в Афинах», «Фингал», «Дмитрий Донской», «Поликсена».

Существенное значение в репертуаре русского театра во второй половине годов приобрели переделки и переводы произведений Шекспира, осуществленные Н. И. Гнедичем, Висковатовым и Шаховским. Шекспир теперь существовал на русской сцене не в версиях французских авторов, а был адаптирован к требованиям сцены русскими авторами. Принципиальное значение имели переводы и постановки произведений Ф. Шиллера.

В 1810—1820-е годы было сделано немало попыток возродить жанр трагедии. С одной стороны, обновление трагедии виделось в обращении к античным образцам и в углублении её гражданского содержания и конфликта. С другой — разрыве с классицистскими традициями и обращении к свободной шекспировской форме действия, воспринятой сквозь призму романтического сознания. В этой сфере известны труды литераторов, близких к декабристам: П. А. Катенин, создавший оригинальную трагедию «Андромаха», В. К. Кюхельбекер (трагедия «Аргивяне»).

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) был первым из театральных деятелей, кто еще на исходе XVIII века, разочаровавшись в идеалах классицистической трагедии, подверг её резкой, поистине уничижающей критике. В своей шутотрагедии «Подщипа», пародируя драматургические принципы классицизма, закономерно обратил свое внимание на современную ему реальность, поставив задачей драматурга раскрытие типов, положений и нравов, а главное — характеров, взятых из реальной жизни. В комедии «Пирог» (1801), высмеивающей сентименталистские увлечения помещиков-дворян, И. А. Крылов сочетает элементы литературной пародии с точными бытовыми зарисовками, позволяющими в персонажах комедии легко узнать типические черты современных людей. Комедии «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам».

Александр Александрович Шаховской (1777-1846) так же, как и Крылов, начинал с подражания классицизму и также вскоре обратился к литературной полемике и пародии. Первая комедия Шаховского была направлена против сентименталистов и называлась «Новый Стерн» (1805). В комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) свою сатиру Шаховской обратил против романтического направления в русской литературе, возглавляемого В. А. Жуковским. Другая линия в комедиографии Шаховского также была связана с его сатирой на «нравы», разрабатывал комедию нравов. Материалом здесь служили не литературные, а социальные и бытовые мотивы современной жизни. К этой линии относятся «Полубарские затеи, или Домашний театр» (1808), «Пустодомы» (1819), «Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей» (1822), «Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина» (1832).

Михаил Николаевич Загоскин (1789—1852) в своем драматургическом творчестве был продолжателем и соратником А. А. Шаховского. Произведения «Комедия против комедии, или Урок волокитам», комедия «Господин Богатонов, или Провинциал в столице».

Николай Иванович Хмельницкий (1791—1845. Его комедии были по существу переделками французских пьес. Они написаны в стихах легко и изящно, свобода и мастерство диалога говорят о его удивительном совершенстве владения интонацией, сценическом слухе, умении непринужденно и остро вести действие. Комедии «Говорун», «Воздушные замки». У Хмельницкого учились и афористичности реплик, входящих в поговорки, и колкости рассказанных анекдотов, и остроте положений, в которые невольно попадали герои.

Однако существенные эстетические новации во второй половине 1810-х годов были связаны с открытиями в области русской комедии характеров, стремящейся отобразить типические черты героев своего времени. Типическое сходство с натурой начинает все больше занимать сцену. Вершиной русской комедии 1820-х годов становится «Горе от ума».

Александр Сергеевич Грибоедов (1795—1829) своим творчеством подвел своеобразный итог, обобщил те достижения русской комедиографии, которые были накоплены и наработаны в первой четверти XIX века. Он также был типичным представителем когорты блестящих дилетантов. Характерно, что с гри-боедовским «Горем от ума» практически утверждается в русском театре собственно российская система амплуа, служащая основанием драматических трупп чуть ли не до наших дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: