(Грибоедов)
Процессы по формированию гражданского общества в России. Взамен диктату придворного театра приходит саморегулирующаяся система, управляемая борьбой различных художественных кружков и группировок.
Время «просвещенных театралов».
В условиях полемики в области искусства и театра происходит становление театральной критики. Просвещенные театралы: Нарышкин, Оленин, Державин, Шаховской, Гнедич, Жуковский, Катенин. Главная эстетическая идея: сценой правит публика. Проблема пространства театра. Новые проекты зданий (идея театра-храма, здания Малого и Большого театров).
Интеграция в европейскую театрально-постановочную систему. Проблема воспитания сыгранной труппы артистов: педагогическая деятельность Шаховского.
Репертуар: 1.сентиментальная драма (Сандунов, Ильин, Федоров, Иванов) (под влиянием мещанской драмы и русской сентименталисткой прозы Карамзина), 2.политическая трагедия (Озеров), 3.переделки и переводы произведений Шекспира, Шиллера (Гнедич, Висковатый), 4. возрождение жанра трагедии (Катенин, Кюхельбекер), 5.Крылов, Шаховской, Загоскин, Хмельницкий, 6. Русская комедия характеров (Грибоедов).
Актерское искусство: процесс разрушения классицистического канона, различия театральных процессов в Москве и Санкт Петербурге, школа Дмитревского, педагогическая деятельность Шаховского, Яковлев и Семенова.
Интеграция в европейскую театральную систему.
В это время в России происходили бурные процессы по формированию гражданского общества в России. Александровская эпоха, казалось, способствовала расцвету разнообразных идей и художественных взглядов. Взамен эстетическому и идеологическому диктату придворного театра, на протяжении XVIII века определявшего художественную направленность сценического искусства, приходит некая в значительной мере саморегулирующаяся система, управляемая не столько волей императора и придворного круга, сколько борьбой различных художественных партий, кружков и группировок.
Театр в сравнении с предшествующим веком становится преимущественно публичным.
Приходит время «просвещенных театралов», которые стремятся активно влиять на творческую политику и практику театра, предлагать и реализовывать свои концепции театра не только как художественной, но и как гражданской общественной институции.
Происходило бурное развитие художественных салонов, кружков, становление театральной критики и журналистики.
Просвещенный театрал Александр Львович Нарышкин (1764-1826), стоявший во главе Дирекции императорских театров с 1799 по 1819, много сделал для того, чтобы сцена обогатилась новшествами европейского театра. Приглашал в Петербург первоклассных европейских актеров, способствуя развитию традиционно функционирующих в России иностранных трупп (французской, немецкой, итальянской оперы). Мелодрама, водевиль, оперы – эти жанры были обращены уже не к избранной придворной аудитории, но создавались для публики широких городских слоев.
В начале XIX века на театр активно пытался воздействовать кружок директора Публичной библиотеки, члена Государственного Совета, впоследствии президента Академии художеств, большого знатока и любителя искусств А.П. Оленина, Способствовал обновлению возрождающихся классических традиций.
Группировавшиеся вокруг Г.Р. Державина члены «Беседы любителей российского слова» (1811—1816), занимали достаточно консервативные позиции в эстетическом плане и призывали к сохранению классицистских традиций.
Весьма влиятельным был кружок знаменитого драматурга и театрального деятеля князя А. А. Шаховского, в котором циркулировали театральные новости, читались литературные произведения, обсуждалась игра актеров.
В развитии театральной эстетики значительную роль сыграла деятельность Н.И. Гнедича, который одновременно выступал и в роли переводчика, и в роли театрального педагога.
Не оставался в стороне от театра и литературный кружок «Арзамас» (1815—1818), группировавшийся вокруг В. А. Жуковского и литераторов романтического направления.
Немаловажное значение в поисках путей обновления сцены имели эстетические принципы молодежи, близкой к тайным политическим обществам будущих декабристов. Среди них П. А. Катенин, работавший и как драматург, и как критик, и как наставник артистов, был, пожалуй, самой значительной фигурой.
Одной из ведущих идей, которые были выдвинуты временем и преобладали в художественном сознании, оказывается мысль о том, что сценой правит публика, её театральные вкусы и эстетические пристрастия.
Важное значение приобретает проблема самого пространства театра, структурирующего определенные отношения сцены и зала. В начале XIX века возникает целый ряд проектов возведения новых и перестройки старых театральных зданий; эти творческие планы заключали в себе идею театра-храма, своеобразного пантеона театрального искусства. И наконец в Москве в 1824-1825 годах архитектором О. Бове на нынешней Театральной площади возводится комплекс зданий Малого и Большого театров.
Российский театр в этом отношении постепенно все более активно интегрируется в европейскую театрально-постановочную систему. Европеист A. Л. Нарышкин отправляет нового члена репертуарного комитета князя А. А. Шаховского за границу для изучения опыта подготовки и хода репертуара.
Актуальной становится проблема воспроизводства театральных кадров, воспитания сыгранной труппы артистов, объединенных единым пониманием сценических задач, создания труппы, строго выстроенной по системе амплуа и ощущающей единый стиль игры. В этом отношении весьма значимой становится педагогическая деятельность А. А. Шаховского, активно включившегося в процесс подготовки артистов нового поколения.