Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. Движение «4 мая» 1919 г




Студенческие выступления в Пекине и распространение движения на другие районы Китая

30 апреля 1919 г. Китаю официально было отказано в удовлетворении его требований. Было заявлено, что подобные вопросы будут рассма­триваться позже, на других международных форумах, а в Париже под­лежат обсуждению главным образом проблемы территориальных из­менений в Европе, вопрос о наказании Германии и создание Лиги На­ций. Известия из Парижа вызвали крайнее возмущение в Пекине.

4 мая 1919 г. в китайской столице в течение двух недель проходили студенческие демонстрации. Ее участники требовали, чтобы китай­ская делегация покинула Парижскую конференцию и отказалась от подписания мирного договора. Звучали требования наказать чинов­ников, имеющих отношение к подписанию «21 требования», населе­ние призывалось к бойкоту японских товаров. Так началось это пат­риотическое движение.

Вскоре бойкот японских товаров охватил всю страну. В Пекине правительство Дуань Цижуя вынуждено было отозвать китайскую де­легацию из Парижа. Оно отказалось от подписания мирного договора и сняло чиновников, ответственных за принятие «21 требования».

Центр движения постепенно переместился в Шанхай, где 4 июня 1919 г. началась всеобщая забастовка, которую поддержали торговцы и представители деловых кругов национальных предпринимателей. Они протестовали, в частности, против политики властей сеттльмен­та в Шанхае.

Выступление китайских студентов приняло общенациональный характер, оно вылилось в движение «за новую культуру». Результатом этого движения стало введение в политическую публицистику и лите­ратуру нового письменного языка байхуа, соответствующего разго­ворному. Это была подлинная культурная революция, позволившая приобщить миллионы людей к грамоте и образованию. Движение всколыхнуло весь Китай и имело огромные последствия.

Политические последствия движения «4 мая»

Уже 25 июля 1919 г. последовало обращение Совнаркома Советской России «К правительствам Северного и Южного Китая». В нем содержался отказ от неравноправных договоров с Китаем, выражалось стремление оказать помощь. В самом деле были установлены контак­ты с правительствами Севера и Юга, но реально помочь Китаю в ту пору для России было затруднительно.

10 октября 1919 г. Сунь Ятсенвозродил в Шанхае партию Джунго Гоминьдан(Китайская национальная партия) и стал бороться за поли­тическую власть на Юге. Партия действовала на основе трех знамени­тых принципов: национализма, народовластия, народного благоден­ствия.Их формулировки были сделаны нарочито туманными, могли толковаться по-разному и имели целью сплотить вокруг Сунь Ятсена различные слои китайского населения.




Непосредственным следствием событий стало свержение в июле 1920 г. в Пекине лидера Аньхойской клики Дуань Цижуя и приход к вла­сти лидера Чжилийской клики У Пэйфу,который опирался на под­держку Англии и США. США вообще проявляли подчеркнутое вни­мание к Китаю, стремились укрепить его суверенитет. Европейские державы также стали восстанавливать свои позиции в Китае, и на этой почве обострились их отношения с Японией.

Это привело к фактической изоляции Япониина дипломатической конференции в Вашингтоне.Конференция с участием Китая проходи­ла с апреля 1921 г. по февраль 1922 г. Одним из главных результатов стал договор «9 держав о Китае».Все обещали соблюдать суверенитет Китая, признавали его территориальную целостность, Япония отка­зывалась от пресловутого документа «21 требование» и возвращала Китаю Шаньдун. Вопросы об отмене экстерриториальности иност­ранцев и таможенной автономии планировалось обсудить позже, но конференция была отложена в связи с инцидентом в Линчене (напа­дение бандитов на железнодорожный экспресс).

Тем не менее принятие договора и в таком виде означало укрепле­ние международных позиций Китая.Япония, потеряв свои экономичес­кие позиции в Китае, пыталась закрепиться в Маньчжурии, по сосед­ству с японской Кореей. Там создавался цельный промышленный комплекс, развивалась сеть коммуникаций. Впоследствии это сыграло важную роль, когда началась широкая агрессия Японии против Китая.

Движение«4 мая»послужило толчком к активизации крестьян: по­всеместно создавались союзы арендаторов, разного рода крестьян­ские организации, возрождались древние тайные общества («Черные пики», «Желтые пики», «Союз голоштанников», «Общество подтяну­тых животов» и т. п.). Вновь созданные отряды крестьянской самообо­роны брали на себя функции защиты населения от милитаристов, от произвола военных.



Крестьяне действовали на клановой, местнической основе. Харак­терной чертой их мировоззрения всегда была ксенофобия — подозри­тельное отношение к чужакам. А таковыми считались даже жители со­седних деревень, не говоря уже о населении других провинций, а тем более иностранцах, которые на китайском языке назывались варвара­ми, т. е. нецивилизованными дикарями.

В то же время в 1920 г. возникают первые в Китае марксистские кружки.Они появились в Пекине (группа в университете вокруг про­фессора Ли Дачжао), Шанхае (вокруг Чень Дусю). В столице провин­ции Хунань — городе Чанша марксистский кружок организовал Мао Цзэдун, были группы марксистов в Ухане и Гуанчжоу. Даже в эмигра­ции, в университете Сорбонны, возникла группа марксистов, в кото­рую входил, в частности, Чжоу Эньлай.

Созданный в Москве Коминтерн попытался установить контакты с китайскими революционерами через китайцев, принимавших учас­тие в Гражданской войне в России. 1 июля 1921 г. в Шанхае состоялся I съезд Коммунистической партии Китая. Его работой руководил пред­ставитель Коминтерна Маринг. Съезд провозгласил создание Комму­нистической партии Китая (КПК), хотя численность ее на тот момент была очень мала (53 человека).

Партия приняла далеко идущую программу, но в тактическом пла­не заняла позицию отказа от консолидации с Гоминьданом и Сунь Ятсеном. Секретарем ЦККПК был избран Чень Дусю.Так было поло­жено начало коммунистическому движению, сыгравшему затем выда­ющуюся роль в китайской истории.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1532; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8408 - | 8023 - или читать все...

Читайте также:

 

18.205.176.85 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.