Таблица 7.4
Таблица 7.3
Таблица 7.2
Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания
7.4.1 Социально-гарантированное обслуживание осуществляется за счет комплекса объектов
и услуг, способствующих реализации права населения на полноценную среду жизнедеятельности. Необходимый уровень социально-гарантированного обслуживания обеспечивается учреждениями воспитания, образования, социального обеспечения и медицинского обслуживания, спортивными сооружениями, предприятиями торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, связи и кредитно-финансовыми учреждениями всех форм собственности.
7.4.2 Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания следует размещать на территориях, приближенных к местам жительства и работы основной массы населения, в составе общественных центров и в увязке с системой общественного пассажирского транспорта, соблюдая пределы транспортной доступности для объектов обслуживания и их комплексов:
— повседневного — не более 30 мин;
— периодического — то же 1 ч;
— эпизодического — “ 2 ч.
7.4.3 Учреждения воспитания и образования должны обеспечивать социально-гарантированную потребность населения в получении образования, трудового, эстетического и физического воспитания, оздоровления детей, формировать единую планировочную систему и включать:
— детские дошкольные и общеобразовательные учреждения (детские ясли, сады, начальные, базовые школы, учебно-педагогические комплексы);
— общеобразовательные учреждения общего среднего образования (школы, лицеи, гимназии и др.);
— детские внешкольные учреждения (центры детского творчества, технического творчества, экологические, юннатско-биологические центры, детско-юношеские спортивные школы, детские школы искусств, музыкальные, художественные, хореографические школы и др.);
— физкультурно-оздоровительные центры;
— молодежные культурно-досуговые центры.
7.4.4 Вместимость детских дошкольных учреждений следует устанавливать в зависимости от демографической структуры населения, принимая расчетный уровень обеспеченности дошкольными учреждениями детей в возрасте: до 3 лет — 50 %; св. 3 до 6 лет — 85 %. Вместимость общеобразовательных школ следует определять с учетом охвата детей: 100 % — общеобразовательными учреждениями и 75 % — общего среднего образования. Вместимость внешкольных учреждений следует принимать не более 10 % от общего количества школьников. Не рекомендуется проектировать школы вместимостью более 1500 мест.
7.4.5 В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м, базовых школ — до 800 м. При условии подвоза учащихся в школу и при соответствующих педагогическом и санитарно-гигиеническом обоснованиях допускается увеличение радиуса обслуживания начальных и базовых школ.
В сельских населенных пунктах размещение учреждений воспитания и образования должно обеспечивать 30-минутную транспортную доступность.
Пространственная доступность лицеев и гимназий, а также лицейских и гимназических классов не регламентируется.
7.4.6 Специализированные дошкольные учреждения, лицеи и гимназии, внешкольные учреждения рекомендуется размещать в центральной и срединной зонах г. Минска, крупных, больших городов,
а также в районах концентрации жилищного фонда высокой плотности. В малых городах, районных центрах вместимость учреждений общего среднего образования допускается, при обосновании, увеличивать за счет учащихся из сельских населенных пунктов прилегающих территорий.
7.4.7 Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, находящиеся в государственной собственности, являются основным видом социально-гарантированного обслуживания, обеспечивающим реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Размещение учреждений здравоохранения в поселениях следует выполнять с учетом значимости учреждений (межселенные общегородские, городских районов, местные), возможности организации специализированных центров, наличия транспортных связей.
7.4.8 Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из числа посещений в смену на 1000 чел., для:
— городов — 23;
— районных территориальных объединений — 24;
— межрайонных территориальных объединений — 26;
— областных центров — 27.
В сельских населенных пунктах фельдшерско-акушерские пункты следует размещать при обслуживании не менее 500 жителей, сельские врачебные амбулатории — не менее 1200 жителей.
Примечание — Состав и требования к размещению учреждений социального обеспечения (дома-интернаты для взрослых и детей, реабилитационные центры и др.) определяются в задании на проектирование.
7.4.9 Число аптек, аптечных киосков определяется на основе особенностей планировочной структуры городских поселений. В каждом квартале, микрорайоне должно быть размещено не менее одного объекта.
7.4.10 Станции скорой и неотложной медицинской помощи следует размещать в областных центрах при больницах скорой медицинской помощи, в остальных городских поселениях — отделения скорой и неотложной медицинской помощи при многопрофильных больницах общего типа,
в сельских поселениях — пункты скорой и неотложной медицинской помощи при сельских больницах. Вместимость станций скорой и неотложной медицинской помощи может рассчитываться исходя из одного автомобиля, но не менее двух на одну станцию.
7.4.11 Радиус обслуживания населения учреждениями здравоохранения, размещаемыми в жилой застройке, следует принимать не более, м, для:
— амбулаторно-поликлинических учреждений — 1000;
— аптек и аптечных пунктов — 500;
— станций (подстанций) скорой медицинской помощи — 20 мин на спецтранспорте.
7.4.12 При формировании сети стационарных лечебных учреждений следует определять вместимость исходя из расчета числа коек на 1000 жителей, для:
— районных территориальных медицинских объединений — от 8,5 до 9;
— межрайонных территориальных объединений — св. 9 “ 10;
— городов — “ 10 “ 11;
— поселений, в которых размещаются
учреждения областного значения — от 15 “ 17;
— поселений, в которых размещаются
учреждения республиканского значения — “ 16 “ 18.
При расчете потребности в стационарных лечебных учреждениях следует учитывать особые условия их функционирования, принимая коэффициент увеличения нормативных значений числа коек на 1000 жителей следующих поселений, расположенных:
— на основных осях транзитных пассажиропотоков
и в районах с туристско-рекреационными функциями — от 0,5 до 1;
— в районах, в которых проходит реабилитационное лечение населения,
проживающего на загрязненных территориях — “ 1 “ 2.
7.4.13 Комплексы физкультурно-оздоровительных сооружений следует предусматривать в каждом поселении. Число и состав комплексов должны определяться в зависимости от размеров и количества структурно-планировочных элементов поселений с учетом их межселенных функций.
7.4.14 Дляфизкультурно-оздоровительных занятий населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей
и от 70 до 80 м2 площади пола помещений на 1000 жителей, с радиусом доступности от 500 до 800 м. Для г. Минска и крупных городов этот показатель принимается из расчета от 0,05 до 0,1 га на 1000 жителей и 45 м2 площади пола помещений на 1000 жителей.
При расчете потребности в спортивных залах общего пользования следует принимать от 60 до 80 м2 площади пола на 1000 жителей, крытых бассейнов — от 20 до 25 м2 площади водного зеркала
на 1000 жителей. В поселениях с числом жителей от 2000 до 5000 следует предусматривать один спортивный зал площадью 540 м2. Доступность физкультурно-оздоровительных сооружений городского значения не должна превышать 30 мин.
7.4.15 Учреждения культуры и искусства следует размещать в общественных центрах поселений
и крупных районов с учетом их функциональной значимости и роли в формировании эстетического облика среды жизнедеятельности. Вместимость учреждений культуры и искусства в поселениях следует принимать из расчета на 1000 жителей населения, для:
— клубных учреждений, мест в зрительном зале:
40 — в зрительном зале в городских поселениях;
от 25 до 100 — в сельских поселениях;
— библиотечных учреждений — от 4000 до 6000 единиц хранения;
— краеведческих музеев — от 4 до 5 м2 площади помещений, предназначенных для экспозиции;
— танцевальных залов (дискотек) — 10 м2 площади пола;
— кинотеатров и видеозалов — от 20 до 50 мест в зрительном зале.
7.4.16 Сеть предприятий торговли и общественного питания следует формировать на основе многопрофильных объектов межселенного и общегородского значения (с развитой базой для функционирования мобильных форм обслуживания населения малых сельских поселений), специализированных и универсальных объектов общественных центров городских районов, микрорайонов жилой застройки, комплексных и единичных предприятий повседневного спроса.
Формирование сети объектов этого вида обслуживания должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих комплексность и возможность кооперации с другими видами обслуживания. Пространственная доступность объектов первичного значения: при многоэтажной жилой застройке — 500 м, при малоэтажной — 800 м.
7.4.17 Расчет вместимости предприятий торговли и общественного питания в городских поселениях следует выполнять в пределах социальных стандартов на основании таблицы 7.2.
Наименование предприятий | Единица измерения | Расчетные показатели на 1000 жителей | |||
г. Минска, областных центров | межрайонных центров | районных центров | прочих городских поселений | ||
Магазины, в т. ч. | м2 торговой площади | 270/100 | 250/60 | 220/50 | 250/35 |
продовольственные | 110/20 | 100/10 | 90/10 | 95/7 | |
непродовольственные | 160/80 | 150/50 | 130/40 | 155/28 | |
Рынки | торговое место | ||||
Предприятия общественного питания | посадочное место | 40/15 | 31/6 | 29/4 | 29/4 |
Примечания 1 В числителе приведены значения для собственного населения городского поселения, в знаменателе — для населения соответствующей зоны тяготения. 2 В сельской местности расчет торговой площади должен производиться исходя из расчета от 230 до 720 м2 на 1000 жителей в зависимости от численности населения поселений или их групп с учетом особенностей расселения. 3 Для г. Минска возможно изменение норматива при соответствующем обосновании. |
7.4.18 При организации сети предприятий бытового и коммунального обслуживания следует
учитывать:
— структуру и объемы спроса на услуги;
— необходимость обеспечения пространственной и социальной доступности основных видов
услуг для всех групп населения, включая граждан социально незащищенных слоев;
— развитие мобильных форм обслуживания.
7.4.19 На территории жилой застройки следует размещать объекты первичного пользования: приемные пункты, мастерские по ремонту обуви, парикмахерские, бани, жилищно-эксплуатационные службы. Доступность этих объектов не должна превышать в многоэтажной жилой застройке 500 м,
в малоэтажной — 800 м.
7.4.20 Расчет вместимости (мощности) предприятий бытового и коммунального обслуживания
в городских поселениях следует выполнять с учетом вида предприятия, его значимости в системе межселенного и городского обслуживания согласно таблице 7.3.
Предприятия бытового и коммунального обслуживания необходимо размещать в общественных центрах на территории жилой и смешанной застроек, фабрики-прачечные и химчистки — преимущественно на территории коммунально-складской застройки.
Наименования предприятий | Единица измерения | Расчетные показатели на 1000 жителей | ||||
г. Минска, областных центров | межрайонных центров | районных центров | прочих городских поселений | |||
Дома быта, ателье, мастерские: | рабочее место | |||||
для центров | 9,0 | 8,5 | 7,5 | 6,0 | ||
для зоны обслуживания | 0,5 | 1,0 | 1,5 | — | ||
Прачечные, в т. ч. прачечные самообслуживания | кг сухого белья в смену | |||||
Химчистки | кг белья в смену | |||||
Бани в жилищном фонде: | помыв. мест | |||||
благоустроенном | ||||||
неблагоустроенном | ||||||
Жилищно-эксплуатационные службы | объект | Один на микрорайон | ||||
Пункты приема вторсырья | объект | Один на микрорайон | ||||
Гостиницы и дома для приезжающих | мест | |||||
Общественные уборные | прибор | |||||
Бюро похоронного обслуживания | объект | Один на административный район | ||||
Кладбища традиционного захоронения | га | 0,24 | 0,24 | 0,24 | 0,24 | |
Кладбища урновых захоронений после кремации | га | 0,02 | 0,02 | 0,02 | ||
Примечания 1 В сельской местности необходимо размещать комплексные предприятия бытового обслуживания из расчета не менее одного объекта на один сельсовет. 2 Для г. Минска возможно изменение норматива при соответствующем обосновании. | ||||||
7.4.21 Кредитно-финансовые учреждения и отделения связи следует размещать в общественных центрах поселений, центрах административных районов городов и жилых районах, микрорайонах
и районах смешанной застройки. Расчетное число кредитно-финансовых учреждений и отделений связи определяется на основании показателей таблицы 7.4.
Наименование учреждений | Единица измерения | Расчетные показатели |
Отделения банков | операционная касса | Одна на 10–30 тыс. чел. |
Филиалы отделений банков | объект | Один на структурно-планировочный элемент |
Отделения связи в поселениях с численностью жителей, тыс. чел.: | объект | |
св. 500 | Один на 20–25 тыс. чел. | |
“ 250 до 500 включ. | То же 14–18 “ | |
“ 100 “ 250 “ | “ 9–13 “ | |
“ 20 “ 100 “ | “ 6–9 “ | |
“ 20 “ | Не менее одного на 6 тыс. чел. |
7.4.22 Радиус обслуживания отделений связи и филиалов отделений банков следует принимать в жилой многоэтажной и среднеэтажной застройке 500 м, малоэтажной — 800 м. Территории для размещения отделений связи и филиалов отделений банков следует принимать в размере от 0,07 до 0,15 га на объект или предусматривать в комплексе с другими учреждениями.
Общее число отделений связи и филиалов отделений банков должно быть не менее чем число административных единиц в районе.
7.4.23 Размеры земельных участков объектов обслуживания приведены в приложении А. Вместимость объектов обслуживания и размеры земельных участков, не указанные в настоящем разделе и приложении А, следует устанавливать в задании на проектирование.