Производственные территории

Таблица 7.4

Таблица 7.3

Таблица 7.2

Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания

7.4.1 Социально-гарантированное обслуживание осуществляется за счет комплекса объектов
и услуг, способствующих реализации права населения на полноценную среду жизнедеятельности. Необходимый уровень социально-гарантированного обслуживания обеспечивается учреждениями воспитания, об­разования, социального обеспечения и медицинского обслуживания, спортивными сооружениями, предприятиями торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, связи и кредитно-финансовыми учреждениями всех форм собственности.

7.4.2 Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания следует размещать на территориях, приближенных к местам жительства и работы основной массы населения, в составе общественных центров и в увязке с системой общественного пассажирского транс­порта, соблюдая пределы транспортной доступности для объ­ектов обслуживания и их комплексов:

— повседневного — не более 30 мин;

— периодического — то же 1 ч;

— эпизодического — “ 2 ч.

7.4.3 Учреждения воспитания и образования должны обеспечивать социально-гарантированную потребность населения в получении образования, трудового, эстетического и физического воспита­ния, оздоровления детей, формировать единую планировочную систему и включать:

— детские дошкольные и общеобразовательные учреждения (детские ясли, сады, начальные, базовые школы, учебно-педагогические комплексы);

— общеобразовательные учреждения общего среднего образования (школы, лицеи, гимназии и др.);

— детские внешкольные учреждения (центры детского творчества, технического творчества, экологические, юннатско-биологические центры, детско-юношеские спортивные школы, детские школы искусств, музыкальные, художественные, хореографические школы и др.);

— физкультурно-оздоровительные центры;

— молодежные культурно-досуговые центры.

7.4.4 Вместимость детских дошкольных учреждений следует устанавливать в зависимости от де­мографической структуры населения, принимая расчетный уровень обеспеченности дошкольными учреждениями детей в возрасте: до 3 лет — 50 %; св. 3 до 6 лет — 85 %. Вместимость общеобра­зовательных школ следует определять с учетом охвата детей: 100 % — общеобразовательными учреждениями и 75 % — общего среднего образования. Вместимость внешкольных учреждений следует принимать не более 10 % от общего количества школьников. Не рекомендуется проектировать школы вместимостью более 1500 мест.

7.4.5 В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м, базовых школ — до 800 м. При условии подвоза учащихся в школу и при соответст­вующих педагогическом и санитарно-гигиеническом обоснованиях допускается увеличение радиуса обслуживания начальных и базовых школ.

В сельских населенных пунктах размещение учреждений воспитания и образования должно обеспечи­вать 30-минутную транспортную доступность.

Пространственная доступность лицеев и гимназий, а также лицейских и гимназических классов не регла­ментируется.

7.4.6 Специализированные дошкольные учреждения, лицеи и гимназии, внешкольные учрежде­ния рекомендуется размещать в центральной и срединной зонах г. Минска, крупных, больших городов,
а также в районах концентрации жилищного фонда высокой плотности. В малых городах, районных центрах вместимость учреждений общего среднего образования допускается, при обосновании, увеличивать за счет учащихся из сельских населенных пунктов прилегающих территорий.

7.4.7 Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, находящиеся в государственной собственности, являются основным видом социально-гарантированного обслуживания, обеспечи­вающим реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Размещение учреждений здравоохранения в поселениях следует выполнять с учетом значимости учреждений (межселенные общегородские, городских районов, местные), возможности организации специализированных цент­ров, наличия транспортных связей.

7.4.8 Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из числа по­сещений в смену на 1000 чел., для:

— городов — 23;

— районных территориальных объединений — 24;

— меж­районных территориальных объединений — 26;

— областных центров — 27.

В сельских населенных пунктах фельдшерско-акушерские пункты следует размещать при обслуживании не менее 500 жителей, сель­ские врачебные амбулатории — не менее 1200 жителей.

Примечание — Состав и требования к размещению учреждений социального обеспечения (дома-интернаты для взрослых и детей, реабилитационные центры и др.) определяются в задании на проектирование.

7.4.9 Число аптек, аптечных киосков определяется на основе особенностей планировочной структуры городских поселений. В каждом квартале, микрорайоне должно быть размещено не менее одного объекта.

7.4.10 Станции скорой и неотложной медицинской помощи следует размещать в областных цент­рах при боль­ницах скорой медицинской помощи, в остальных городских поселениях — отделения скорой и неотложной медицинской помощи при многопрофильных больницах общего типа,
в сельских поселениях — пункты скорой и неотложной медицинской помощи при сельских больницах. Вместимость станций скорой и неотложной медицинской помощи может рассчитываться исходя из одного автомобиля, но не менее двух на одну станцию.

7.4.11 Радиус обслуживания населения учреждениями здравоохранения, размещаемыми в жи­лой застройке, следует принимать не более, м, для:

— амбулаторно-поликлинических учреждений — 1000;

— аптек и аптечных пунктов — 500;

— станций (подстанций) скорой медицинской помощи — 20 мин на спецтранспорте.

7.4.12 При формировании сети стационарных лечебных учреждений следует определять вмес­тимость исходя из расчета числа коек на 1000 жителей, для:

— районных территориальных медицинских объединений — от 8,5 до 9;

— межрайонных территориальных объединений — св. 9 “ 10;

— городов — “ 10 “ 11;

— поселений, в которых размещаются
учреждения областного значения — от 15 “ 17;

— поселений, в которых размещаются
учреждения республиканского значения — “ 16 “ 18.

При расчете потребности в стационарных лечебных учреждениях следует учитывать особые ус­ловия их функционирования, принимая коэффициент увеличения нормативных значений числа коек на 1000 жителей сле­дующих поселений, расположенных:

— на основных осях транзитных пассажиропотоков
и в районах с туристско-рекреационными функциями — от 0,5 до 1;

— в районах, в которых проходит реабилитационное лечение населения,
проживающего на за­грязненных территориях — “ 1 “ 2.

7.4.13 Комплексы физкультурно-оздоровительных сооружений следует предусматривать в каж­дом поселении. Число и состав комплексов должны определяться в зависимости от размеров и количест­ва структурно-планировочных элементов поселений с учетом их межселенных функций.

7.4.14 Дляфизкультурно-оздоровительных занятий населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей
и от 70 до 80 м2 площади пола помещений на 1000 жителей, с радиусом доступности от 500 до 800 м. Для г. Минска и крупных городов этот показатель принимается из расчета от 0,05 до 0,1 га на 1000 жителей и 45 м2 площади пола помещений на 1000 жителей.

При расчете потребности в спортивных залах общего пользования следует принимать от 60 до 80 м2 площади пола на 1000 жителей, крытых бассейнов — от 20 до 25 м2 площади водного зеркала
на 1000 жителей. В поселе­ниях с числом жителей от 2000 до 5000 следует предусматривать один спортивный зал площадью 540 м2. Доступность физкультурно-оздоровительных сооружений городского значения не должна превы­шать 30 мин.

7.4.15 Учреждения культуры и искусства следует размещать в общественных цен­трах поселений
и крупных районов с учетом их функциональной значимости и роли в формировании эстетического облика среды жизнедеятельности. Вместимость учреждений культуры и искусства в поселениях следует при­нимать из расчета на 1000 жителей населения, для:

— клубных учреждений, мест в зрительном зале:

40 — в зрительном зале в городских поселениях;

от 25 до 100 — в сельских по­селениях;

— библиотечных учреждений — от 4000 до 6000 единиц хранения;

— краеведческих музеев — от 4 до 5 м2 площади помещений, предназначенных для экспозиции;

— танцевальных залов (дискотек) — 10 м2 площади пола;

— кинотеатров и видеозалов — от 20 до 50 мест в зрительном зале.

7.4.16 Сеть предприятий торговли и общественного питания следует формировать на основе многопрофильных объектов межселенного и общегородского значения (с развитой базой для функ­ционирования мобильных форм обслуживания населения малых сельских поселений), специализи­рованных и универсальных объектов общественных центров городских районов, микрорайонов жилой застройки, комплексных и единичных предприятий повседневного спроса.

Формирование сети объектов этого вида обслуживания должно быть направлено на создание условий, обес­печивающих комплексность и возможность кооперации с другими видами обслуживания. Пространст­венная доступность объектов первичного значения: при многоэтажной жилой застройке — 500 м, при мало­этажной — 800 м.

7.4.17 Расчет вместимости предприятий торговли и общественного питания в городских поселе­ниях следует выполнять в пределах социальных стандартов на основании таблицы 7.2.

Наименование предприятий Единица измерения Расчетные показатели на 1000 жителей
г. Минска, областных центров межрайонных центров районных центров прочих городских поселений
Магазины, в т. ч. м2 торговой площади 270/100 250/60 220/50 250/35
продовольственные 110/20 100/10 90/10 95/7
непродовольственные 160/80 150/50 130/40 155/28
Рынки торговое место        
Предприятия общественного питания посадочное место 40/15 31/6 29/4 29/4
Примечания 1 В числителе приведены значения для собственного населения городского поселения, в знаменателе — для населения соответствующей зоны тяготения. 2 В сельской местности расчет торговой площади должен производиться исходя из расчета от 230 до 720 м2 на 1000 жителей в зависимости от численности населения поселений или их групп с учетом особенностей расселения. 3 Для г. Минска возможно изменение норматива при соответствующем обосновании.

7.4.18 При организации сети предприятий бытового и коммунального обслуживания следует
учитывать:

— структуру и объемы спроса на услуги;

— необходимость обеспечения пространственной и со­циальной доступности основных видов
услуг для всех групп населения, включая граждан социально незащищенных слоев;

— развитие мобильных форм обслуживания.

7.4.19 На территории жилой застройки следует размещать объекты первичного пользования: при­емные пункты, мастерские по ремонту обуви, парикмахерские, бани, жилищно-эксплуатационные службы. Доступность этих объектов не должна превышать в многоэтажной жилой застройке 500 м,
в малоэтажной — 800 м.

7.4.20 Расчет вместимости (мощности) предприятий бытового и коммунального обслуживания
в городских поселениях следует выполнять с учетом вида предприятия, его значимости в системе меж­селенного и городского обслуживания согласно таблице 7.3.

Предприятия бытового и коммунального обслуживания необходимо размещать в общественных центрах на территории жилой и смешанной застроек, фабрики-прачечные и химчистки — преимущест­венно на территории коммунально-складской застройки.

Наименования предприятий Единица измерения Расчетные показатели на 1000 жителей
г. Минска, областных центров межрайонных центров районных центров прочих городских поселений
Дома быта, ателье, мастерские: рабочее место        
для центров   9,0 8,5 7,5 6,0
для зоны обслуживания   0,5 1,0 1,5
Прачечные, в т. ч. прачечные самообслуживания кг сухого белья в смену        
Химчистки кг белья в смену        
Бани в жилищном фонде: помыв. мест        
благоустроенном    
неблагоустроенном    
Жилищно-эксплуатационные службы объект Один на микрорайон    
Пункты приема вторсырья объект Один на микрорайон    
Гостиницы и дома для приезжающих мест        
Общественные уборные прибор        
Бюро похоронного обслуживания объект Один на административный район
Кладбища традиционного захоро­нения га 0,24 0,24 0,24 0,24
Кладбища урновых захоронений после кремации га 0,02 0,02 0,02  
Примечания 1 В сельской местности необходимо размещать комплексные предприятия бытового обслуживания из расчета не менее одного объекта на один сельсовет. 2 Для г. Минска возможно изменение норматива при соответствующем обосновании.
             

7.4.21 Кредитно-финансовые учреждения и отделения связи следует размещать в общественных центрах поселений, центрах административных районов городов и жилых районах, микрорайонах
и районах смешанной застройки. Расчетное число кредитно-финансовых учреждений и отде­лений связи определяется на основании показателей таблицы 7.4.

Наименование учреждений Единица измерения Расчетные показатели
Отделения банков операционная касса Одна на 10–30 тыс. чел.
Филиалы отделений банков объект Один на структурно-планировочный элемент
Отделения связи в поселениях с численностью жителей, тыс. чел.: объект  
св. 500   Один на 20–25 тыс. чел.
“ 250 до 500 включ.   То же 14–18 “
“ 100 “ 250 “   “ 9–13 “
“ 20 “ 100 “   “ 6–9 “
“ 20 “   Не менее одного на 6 тыс. чел.

7.4.22 Радиус обслуживания отделений связи и филиалов отделений банков следует принимать в жи­лой многоэтажной и среднеэтажной застройке 500 м, малоэтажной — 800 м. Территории для разме­щения отделений связи и филиалов отделений банков следует принимать в размере от 0,07 до 0,15 га на объект или предусматривать в комплексе с другими учреждениями.

Общее число отделений связи и филиалов отделений банков должно быть не менее чем число административных единиц в районе.

7.4.23 Размеры земельных участков объектов обслуживания приведены в приложении А. Вмес­тимость объектов обслуживания и размеры земельных участков, не ука­занные в настоящем разделе и приложении А, следует устанавливать в задании на про­ектирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: