— 2 апреля 1695 г. был издан указ, по которому в Москве по всем слободам и сотням, по проезжим улицам и переулкам на перекрестках предписано держать караулы с дворов всяких чинов людей, с десяти дворов по человеку; а сторожам быть с ружьями или с копьями, бердышами и рогатинами и смотреть накрепко, чтобы воровским людям приходу и приезду не было. А улицы и переулки, где довелось быть надолбам, переписать, и те надолбы сделать из Стрелецкого приказа, а деньги на них взять с жителей тех слобод.
Глава 8. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
§ 1. Предпосылки абсолютизма
В науке истории Русского государства вопрос о времени возникновения и становления абсолютизма до сих пор является проблемой.-Большое разнообразие мнений, нередко противоположных друг другу, и отсутствие фундаментальной монографической работы, всесторонне рассматривающей эту форму государства, свидетельствуют о необходимости вести дальнейшее исследование.
Буржуазная наука истории и правоведения, хотя и имела представление об «абсолютной монархии»[112] и связи государства первой четверти XVIII в. с предшествующей ему эпохой, но исходила при этом из надклассовой теории государства[113], рассматривала абсолютизм в отрыве от социально-экономических явлений[114].
|
|
Отечественное правоведение понимает абсолютизм как форму управления феодального государства. В. И. Ленин определял абсолютизм как неограниченную власть самодержавного правительства, что означает принадлежность власти «всецело и нераздельно (неограниченно) царю», который издает по своему усмотрению законы, обязательные для всего населения, собирает и расходует народные деньги и назначает чиновников, которым исключительно принадлежит право исполнения законов[115]. Политический режим абсолютизма — полнейшее бесправие граждан и безответственность чиновников, которые образуют как бы особую касту, поставленную над гражданами. В. И. Ленин вскрывал социальную сущность абсолютизма. Юридическое положение царя (неограниченная его власть по закону) порождает видимость независимости царской власти от каких-либо классов и сословий: «...кажется, что в России царь и царское правительство не зависит ни от каких классов и заботится о всех одинаково. На самом деле правительство не стоит выше классов...». Эксплуататорское государство по своей сущности является диктатурой определенного класса. В феодальном государстве, несмотря на большое разнообразие его форм, всегда господствующими признавались единственно только помещики-крепостники.
В. И. Ленин подчеркивал, что самодержавная монархия связана с определенными формами классовой борьбы и проходит через различные этапы развития ее классового содержания, при этом переход от одного этапа развития самодержавной монархии к другому «нисколько не устраняет (сам по себе) господства прежних эксплуататорских классов при иной оболочке». Так, чиновничье-дворянской империи XVIII в. предшествовала самодержавная монархия XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией[116].
|
|
Установление марксистского понятия «абсолютизма» важно для выяснения предпосылок и времени утверждения абсолютизма в России. Ряд авторов (В. И. Пичета, К. В. Базилевич, Н. П. Ерошкин и др.) полагают, что в России абсолютная монархия утвердилась в первой четверти XVIII в., и рассматривают вторую половину XVII, в. как эволюцию в сторону абсолютизма. По мнению других (С. В. Юшков, С. В. Бахрушин), абсолютизм в России утверждается в середине XVII в.
С. В. Юшков, однако, отмечал, что абсолютизм второй половины XVII в. был незавершенным в силу сохранен-ия остатков сословно-представительной монархии[117]. Л. В. Черепнин в своем исследовании о земских соборах пришел к выводу, что «конец 40-х — начало 50-х гг. — решающая грань в истории земских соборов как сословно-представительных учреждений» и что «во второй половине столетия идет уже их умирание в.связи с переходом государственного строя России от сословно-представительной монархи к абсолютизму»[118].
Своеобразна, но необоснованна позиция А. А. Зимина, который считает, что предпосылки абсолютизма в России появились еще в конце XV в. (имеется в виду борьба с пережитками феодальной раздробленности), а Иван Грозный заложил фундамент абсолютной монархии[119].
Предпосылки абсолютизма можно рассматривать только относительно предшествующей формы государства, т. е. сослов-но-представительной монархии. Сословно-представительная монархия является переходной к абсолютизму формой. Значение переходных форм государства отмечалось классиками марксизма-ленинизма. Так, Ф. Энгельс в работе «К критике проекта социал-демократической программы 1891 г.» писал, что в Германии «союзное государство есть уже переход к вполне единому государству»[120].
В. И. Ленин особо подчеркивал необходимость «с чрезвычайной тщательностью анализировать именно переходные формы, чтобы учесть в зависимости от конкретно-исторических особенностей... переходом от чего к чему данная переходная форма является».
Историческая миссия сословно-представительной монархии состояла в том, что она, с одной стороны, втягивала в орбиту государственного управления дворянство и верхи торгово-по-садского населения, а с другой стороны, деятельность центрального органа сословного представительства — Земского собора, где встречались и работали вместе представители различных слоев класса феодалов, способствовала осознанию ими классовых интересов, их сближению.
Предпосылки возникновения абсолютизма в России выражаются в развитии трех факторов: экономического, социального и политического. Следует также указать и на влияние внешнего фактора — международной обстановки, В. И. Ленин говорил о новом периоде русской истории, который «характеризуется действительно фактическим слиянием всех... областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок... создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных»[121].
Отмеченные В. И. Лениным новые явления хозяйственной жизни XVII в. подтверждаются конкретными исследованиями. Установлено, что в XVII в. производительные силы страны достигли значительных успехов по сравнению с предшествующим столетием. В сельском хозяйстве и ремесле происходит специализация районов на производстве определенного продукта. Увеличивается значение товарного производства и товарного обращения.
|
|
Возрастание торговой роли Москвы и расширение межгородских связей свидетельствовало о формировании в XVII в. всероссийского рынка.
На базе ремесла и в связи с ростом производительности труда в XVI — первой половине XVIII в. создаются мануфактуры. В русской мануфактуре XVII—XVIII вв. преобладали крепостнические элементы[122].
Важным фактором экономического развития Русского государства была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывающегося мирового капиталистического рынка. Русские торговые люди наживали на внешней торговле с западноевропейскими странами крупные денежные суммы[123].
Таким образом, мы видим завязку новых «буржуазных связей». Но натуральная основа феодального общества в XVII в. еще оставалась прочной. Представляется весьма убедительным мнение А. М. Панкратовой о том, что в XVII в. и в XVIII в. (за исключением двух-трех последних десятилетий) ни о капитализме, ни о пролетариате, ни о буржуазии в марксистском понимании не может быть и речи. Неправильная оценка Б. И. Сы-ромятниковым явлений социально-экономической жизни XVII в. как «антифеодальных тенденций» привела его к извращению классовой сущности абсолютизма, к утверждению, что абсолютная монархия как бы «сидит на 2-х стульях или, говоря иначе, одной ногой опирается на феодальное дворянство, находящееся в процессе своего разложения, но стоящее еще у власти, другой — на буржуазию, находящуюся в процессе своего формирования и идущую к власти»[124]. Наличие в XVII в. «буржуазных связей» говорит о том, что русский феодализм вступил в позднюю стадию своего развития, для которой характерно усиление крепостнического строя, выразившееся в ряде социальных изменений. Эти изменения в России были не такими, как в странах Западной Европы, где развитие капиталистического способа производства шло более интенсивно. К. Маркс так охарактеризовал условия возникновения абсолютизма в странах Западной Европы: «Абсолютная монархия возникает в переходные эпохи, когда старые феодальные сословия разлагаются, а средневековое сословие горожан складывается в современный класс буржуазии, и ни одна из спорящих сторон не взяла еще перевеса над другой». Ф. Энгельс говорил, что «абсолютная монархия XVII и XVIII вв....уравновешивает друг против друга дворянство и буржуазию».
|
|
В отличие от западноевропейских стран в России в момент перехода к абсолютизму развитие «буржуазных связей» не достигло еще такого уровня, когда начал складываться «современный класс буржуазии», отношение которого к разлагающемуся дворянству уравновешивает абсолютная монархия.
Правда, царское правительство привлекало верхи торгово-посадского населения к участию в отправлении функций государства, в финансовом управлении в особенности. Со времени Филарета усиливается привлечение гостей и гостиной сотни торговых людей в качестве дьяков и на Казенный двор, ведавший царской вещевой казной. Но города как центры торгово-промышленной жизни и городские сословия — купечество и ремесленники — только оформлялись в новую общественную силу. Классовой опорой государственной власти, завершающей свое оформление в абсолютную монархию, оставались дворяне-крепостники. Поэтому мнение Н. И. Павленко[125], усматривающего главные условия возникновения абсолютной монархии в России в складывании буржуазии и разложении дворянства, является исторически необоснованным.
Социальные предпосылки абсолютизма в России выражались прежде всего в росте феодального землевладения (к концу первой четверти XVII в. в 20 центральных уездах почти полностью были розданы дворцовые и черные земли, а к концу XVII в. феодальное землевладение распространилось далеко на юг) и в некоторых изменениях его структуры за счет расширения земельных владений дворянства (в конце XVII в. оно уже опередило землевладение боярства и дворцового ведомства и стало владеть больше чем половиной закрепощенного крестьянства)[126]. Дворянство стремилось к расширению своих прав на земельные владения. Правительство шло навстречу требованиям дворянства о сближении вотчины с поместьем. Ряд указов в этом направлении был обобщен в Уложении 1649 г.; в 70-х гг. правительство фактически разрешило продавать поместья. К концу XVII в. разница между вотчиной и поместьем местами совсем исчезла, и Указ о единонаследии 1714 г. лишь узаконил сложившееся к тому времени положение. Это стирало различия между боярством и дворянством, меняло структуру господствующего класса в сторону его «одворянивания». В то же время дворянство отмежевывалось от людей, получавших землю за службу и не имевших крестьян, оно превращалось в привилегированное замкнутое сословие. Указ 1675 г. запрещал «верстать» в дети боярские лиц, происходивших из крестьян, холопов, посадских людей, а также из числа низших, служилых чинов. В 1649 г. по Соборному уложению дворянство добилось осуществления своей программы по крестьянскому вопросу — окончательного закрепощения крестьянства.
Экспансия феодализма имела своей закономерной целью и последствием усиление феодальной эксплуатации, что вызывало обострение классовой борьбы. После издания Уложения в 1650 г. вспыхнули восстания в Пскове и Новгороде. Ответом на законодательное закрепление системы крепостничества была крестьянская война под предводительством Степана Разина (1669-1671 гг.).
Консолидация господствующего класса явилась результатом почти непрерывной полосы антифеодальных движений. Если в начале XVII в. отдельные представители дворянства еще участвовали в народных восстаниях, стремясь использовать их в своих узкосословных интересах, то в середине века этого уже нет.
«Одворянивание и консолидация господствующего класса неминуемо должны были отразиться на системе служебных отношений, что в свою очередь сказалось в развитии института местничества: в XVII в. понятие «чести» и практика местничества распространяются не только на боярскую аристократию, но и на городовое дворянство и даже на дьяков и гостей. Если раньше в местничестве были заинтересованы группировки верхов самых крупных феодалов и отчасти центральная власть, то в XVII в. оно утратило свой политический смысл: боярство фактически лишилось своего привилегированного положения, что нашло отражение в решении участников собора 1682 г., отменившего «богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество»[127]. Отмена местничества явилась важным шагом к укреплению царской власти, поскольку она ограничивала царя в подборе должностных лиц. Она способствовала бюрократизации государственного аппарата, созданию «особой касты» людей (назначаемых формально царем и только перед ним отвечающих), сферу деятельности которых составляет государственное управление (т. е. чиновничество). В XVII в. нарождающаяся бюрократическая группа была неразрывно связана со служилым сословием в целом, о чем свидетельствует обеспечение службы поместьями.
Таким образом, в XVII в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние перегородки в правящем классе. Это явилось важнейшей предпосылкой эволюции от самодержавной монархии с Боярской думой и боярской аристократией к дво-рянско-чиновничьей монархии. В итоге этой эволюции не изменялась сущность русского феодального государства. Оно по-прежнему оставалось диктатурой класса феодалов-крепостников, но изменилось содержание этой диктатуры в том смысле, что в осуществлении управления государством стал принимать непосредственное участие весь класс феодалов. Социальное развитие XVII в. создавало необходимость (для укрепления позиций феодалов перед лицом нараставшей классовой борьбы) и основу (консолидация господствующего класса) государственных преобразований в направлении абсолютизма.
Известно, что события, предшествовавшие воцарению Романовых, привели страну в состояние полного социально-экономического расстройства. Очевидно, что уже тогда у господствующего класса появилась потребность представить свою власть как соответствующую интересам всего феодального общества. Видимо, не случайно в грамоте об избрании Филарета на патриаршество говорится, что он «будет царствию помогатель и строитель, и сирым заступник и обидимым предстатель»[128]. Точно так же определял свою политику и сам Филарет в окружной грамоте 1619 г. о присылке выборных в Москву и в позднейших грамотах[129].
Одновременно с претензиями на надклассовость верховная власть обнаруживает стремление к укреплению своих позиций, к юридической неограниченности и независимости. Это нашло отражение, с одной стороны, в утрате прежнего значения органами, ограничивающими царя, а с другой стороны, в развитии в государственном управлении принципов абсолютистского государства.
Итак, тенденции к развитию абсолютизма в России наметились еще во второй четверти XVII в., более же интенсивно они стали проявляться во второй половине XVII в. в связи с прекращением деятельности Земских соборов. Это период складывания абсолютной монархии в России. Но остатки сословно-представительной монархии продолжали существовать (Боярская дума, Земские соборы, губное и земское самоуправление). До 1682 г. царь был ограничен в выборе советников традиционным местничеством, которое практически оставалось вплоть до реформ Петра в этой области. Фактически до Петра сохраняла независимое положение духовная власть: Освященный собор 1666—1667 гг. отстранил Никона от патриаршества, но оставил незыблемым и подтвердил принцип, по которому светский государь не должен был вмешиваться в дела церкви, — «священство выше царства».
Государственный аппарат в целом не приобрел еще вида, присущего абсолютизму.
Только преобразования первой четверти XVIII в. полностью завершили становление неограниченной самодержавной царской власти[130], и весь государственный аппарат был приведен в соответствие с принципами абсолютизма. Следовательно, к первой четверти XVIII в. абсолютная монархия в России получила свое окончательное утверждение.
§ 2. Социально-экономическое развитие в первой четверти XVIII в.
Экономическая политика правительства Петра I обеспечивала рост промышленности и торговли. Много железа, меди, сукна, кожи требовалось для вооружения и снабжения армии. Правительство не только поощряло строительство фабрик и заводов, но и само занималось предпринимательством. Наиболее развитой отраслью была тяжелая промышленность. Если в 1700 г. выплавка чугуна составляла 150 тыс. пудов, то в 1725 г. — 800 тыс. пудов.
Развивалась легкая промышленность — суконные, парусно-полотняные и кожевенные мануфактуры.
Всего в конце первой четверти XVIII в. насчитывалось около 190 мануфактур.
Происходили изменения в ремесле и крестьянских промыслах. В городах и селах развивалась металлообработка. Ремесленники изготовляли из железа топоры, замки, сошники, косы, серпы, ножи. Возникают новые виды ремесел — шляпное, каретное, парикмахерское и др.
Некоторый прогресс наблюдался и в сельском хозяйстве. Осваивались новые районы Поволжья, Сибири, пристенной полосы на юге. Расширялись посевы льна и конопли для нужд полотняного и канатного производства. Получили распространение новые культуры (лекарственные травы, виноград, табак), разводились новые породы скота (овцы мериносы, холмогорский рогатый скот).
Наряду с развитием промышленности и ремесла наблюдался подъем внутренней и внешней торговли. В торговом обороте большой удельный вес занимали города, население которых было занято промышленным производством и нуждалось в продовольствии.
Оживлению торгового обмена способствовало устройство первых в России каналов. Вы.шневолоцкий канал связал бассейн Волги с северо-западными областями России и Петербургом. Строительство канала Волга—Дон не было завершено, так как в 1711 г. пришлось возвратить туркам Азов. В 30-х гг. XVIII в. было закончено строительство Ладожского канала.
Росту внешней торговли России благоприятствовало присоединение Прибалтики[131]. Помимо сельскохозяйственного сырья (пенька, лен, нефть, сало, смола, мачтовый лес) Россия вывозила железо и полотна. Среди предметов импорта необходимо назвать как предметы потребления (шерсть, шелк, сахар, кофе и др.), так и материалы, необходимые для русской промышленности. В 1726 г. торговый оборот России с европейскими странами составлял 6,3 млн. руб. Торговала Россия и со странами Азии (Турция, Иран, Китай).
Экономическая политика, проводимая правительством Петра I, известна под названием меркантилизма. Она способствовала подъему промышленности и торговли. Государство давало предпринимателям экономические льготы, стремилось оградить отечественную промышленность от иностранной конкуренции, регламентировало производство, давая предписания о качестве и количестве изделий.
Во времена правления Петра I феодализм в России продолжал свое поступательное развитие. Вместе с тем шел процесс складывания буржуазных связей, выразившийся в росте промышленности, товарного производства, специализации районов, развитии всероссийского рынка. Дворянское правительство должно было в интересах сохранения господства своего класса принимать меры к развитию торговли и промышленности.
В конце XVII — начале XVIII в. был осуществлен ряд мероприятий в целях поощрения предпринимательства: предоставление финансовых субсидий, освобождение промышленников от служб, податей, налогов, обеспечение рабочей силой. Правительство стремилось прежде всего обеспечить интересы феодально-крепостнического государства, его финансовые нужды, потребности в ремеслах, торговле, промышленности.
Однако для периода окончательного оформления абсолютизма характерны изменения в политике правительства по отношению к городам. Если в XVII в. правительство во многом шло навстречу требованиям посадов, то в первой четверти XVIII в. оно больше учитывало интересы господствующего класса дворян-крепостников.
Политика феодально-абсолютистского государства, направленная на развитие торговли и промышленности, привела к расширению крепостничества за счет приписки крестьян к заводам и предоставления права фабрикантам и заводчикам недворянского происхождения приобретать крепостных. Использование обязательного труда было необходимым элементом в заводской практике того времени. В условиях господства крепостного хозяйства основным источником обеспечения мануфактур рабочей силой была покупка и продажа крепостных.
Все это определяло классовую сущность абсолютной монархии как прямой диктатуры помещиков-крепостников.
Продолжительные войны, сооружение городов, каналов, строительство флота, заводов, реформы управления вызвали огромный рост государственного бюджета, что достигалось главным образом путем увеличения налогов. Решающее значение имело введение подушной подати. Финансовая политика являлась источником эксплуатации трудящихся масс, на плечи которых ложилась основная тяжесть всех финансовых мероприятий. Непрерывные рекрутские наборы изымали из деревень большинство трудоспособных мужчин, что также отрицательно сказывалось на положении крестьянства.
Протесты трудящихся масс против усиливавшегося крепостнического гнета выливались в широкие народные движения: восстание в Сибири в конце XVII в., Ржевский бунт 1701 г., Астраханское восстание 1705—1706 гг., восстание на Дону 1707—1708 гг. под руководством К. Булавина, борьба крестьян на Украине 1701 — 1710 гг. Крестьянское движение 1709—1710гг., охватившее около 60 уездов, сопровождалось разгромом помещичьих усадеб, избиением помещиков, порубкой, потравой, посечением ржи, захватом и запахиванием земли.
Для подавления антифеодальных движений абсолютистское государство использовало вооруженную силу, государственный аппарат, а также духовенство.
§ 3. Государственная власть при Петре I
Государство времен Петра I устанавливало произвольно не только критерии принадлежности к дворянству, но и критерии принадлежности к патрициату городов. Оно вмешивалось не только в аграрную, но и в городскую социальные субструктуры. Пирамида власти подавляла и ту и другую.
Для русского ремесла и торговли характерно отсутствие цехов, присущих обществам Запада. Такая специфика была обусловлена контролем государства над городами. Цеховая организация обладает тенденцией к монополизации производства и сбыта, образуя предпосылку автономных социальных связей, независимых от государственной власти. Русское государство с самого начала предотвратило эту тенденцию. Уже в XVI— XVII вв. ремесленники и торговцы становятся разновидностью государственных крестьян, из-за чего ни о какой цеховой организации по типу западной не могло быть и речи. Более богатые представители городского хозяйства тоже подвергаются контролю государства. Самым богатым купцам присваивался титул гостя. Получивший этот титул обязан был переехать в столицу и нести службу в государевой казне. Причисление к одной из «сотен» — организаций привилегированных групп городского населения — тоже влекло переезд в столицу и службу в казенных органах. Тем самым государство преобразовывало богатых горожан в собственных чиновников, сообразуясь со своими интересами, а не классовыми интересами возникающей буржуазии.
Государственный интерес привел к созданию многочисленных монополий и сделал невозможной автономную организацию городских цехов. Власть всегда стремится расширить сферу регуляции до крайних пределов и этатизировать всю социальную жизнь. Когда на Западе возникали абсолютные монархии, ведущие политическую игру с прежними и новыми классами собственников, в России социальные и политические процессы пошли в совершенно противоположном направлении.
Табель о рангах не случайно была установлена после самого длительного в истории России периода социальных и революционных движений. Эта Табель обязывала родовое дворянство служить государству до самой смерти и готовить своих детей к государственной службе. С 10 лет дворянин обязан был учить своих детей читать, писать и считать, а специально назначенные комиссии устраивали постоянные смотры. Уклоняющихся от государственных экзаменов секли розгами и лишали части имущества. Государство попыталось подчинить родовое дворянство абсолютной власти. Учеба дворянских детей с социальной точки зрения ничем не отличалась от истязаний непокорных бояр в застенках. Единственно надежным средством подчинения общества для государства-собственника является террор. Для массового террора государство Петра I было слабым. Времена опричнины прошли. Иван Грозный опирался на двойной класс помещиков. На протяжении более ста лет этот класс распылился на громадном пространстве России. Поэтому Петр вынужден был искать нового союзника в своей борьбе с дворянством.
Таким союзником Петра I в реализации интересов российского властно-собственнического государства стала промышленность. На нее опиралось государство-собственник в своей борьбе с феодалами. В допетровской России не существовало крупных фабрик, а в год смерти Петра I действовало 233 государственных фабрики и завода. В России такое общество было создано государством. Из существовавшего принципа «право на обладание подданными имеет только дворянин» Петр сделал единственное исключение: в 1721 г. лицам недворянского происхождения было предоставлено право покупать крестьян для работы на фабриках и заводах. Буржуазия становилась соперником помещиков-дворян и союзником государства царей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что организация промышленности в России того времени не может считаться капиталистической[132].
Если Иван Грозный хотел лишить общество определенного класса, то Петр I пытался создать новый класс. Подобно многим сильным людям, Петр связывал страсть к реформам с неограниченной верой в собственные силы. Если надлежащих средств не хватало, он полагал, что нет ничего проще, чем их создать. Русская власть взяла на себя инициативу ликвидации и создания классов и групп и от этой модели уже не отступала на протяжении всего последующего развития.
Петр I поступал так, как будто бы понимал, что история образует классы и группы материалистическим способом: вначале надо построить верфи и гавани, фабрики, заводы и города; а классы появятся в процессе строительства. Шансы реализации идеи вытекали из силы государства-собственника. Главная причина заключалась в государственном надзоре над промышленностью. В 1736 г. к фабрикам и заводам были приписаны все работающие в них ремесленники вместе с семьями. Принуждение государства распространялось даже на процесс управления фабриками и заводами. Служба на фабрике рассматривалась как публичная обязанность, и она была присоединена к военной и гражданской административной службам.
Государство при Петре I нисколько не отступило от присущих ему методов. Оно сохранило за собой монополии, постоянно осуществляло надзор за деятельностью фабрик и произвольно использовало свою власть над промышленностью. Особенно это относится к самому Петру. Он не разрешал, чтобы хоть что-то делалось без его определенной директивы, однако безразличие, равнодушие и нечестность его уполномоченных, несмотря на строгость кар, которые он применял, едва обнаруживал их нечестность, привели к громадным потерям в людях, материалах и деньгах. В результате деятельности Петра всякая частная инициатива была уничтожена, а частные капиталы подверглись государственному устрашению. Тем самым дальнейшее развитие промышленности и буржуазии было заторможено.
Роль Петра заключалась в том, что он выражал материальные интересы государства-собственника, которое вторично, после Ивана Грозного, попыталось сделать русское общество тоталитарным. Иными были только средства, направленные на формирование новой социальной силы, из которой государство-собственник хотело создать себе союзника в борьбе с частными собственниками-феодалами.
Что должен был сделать царь, чтобы ликвидировать класс частных собственников-феодалов, когда нельзя применить к ним всем непосредственное насилие? Он должен сделать этот класс зависимым от государства. Так и поступил Петр, учредив Табель о рангах, введя обязанность пожизненной государственной службы и тем самым практически ликвидировав дворянство как политически значимую силу. Он должен также ограничить экономические права класса, с которым вступает в борьбу. Петр так и поступил. В 1714 г. были введены ограничения на наследование земельной собственности. Появлялась возможность возрождения поместной системы. Однако ни Петр, ни его наследники на троне не смогли быть последовательными в проведении такой политики. В 1734 г. эти ограничения были отменены.
Главная политическая проблема заключалась в соотношении сил и интересов между государством и феодалами, а проявлением этих интересов служили инициированные тенденции. Государственная тенденция ограничения прав частной собственности проявилась совершенно определенно. Петр ликвидировал также Боярскую думу, заменив ее Сенатом, целиком зависимым от царя. Он создал также альтернативную собственность (по сравнению с собственностью класса феодалов) городской торговой и промышленной буржуазии, сделав ее целиком зависимой от государства. Петр создал также альтернативную форму земельной собственности, наделяя ею людей из социальных низов. Эти люди должны были служить живым примером того, что верность и преданность царю не будет незамеченной. И действительно, при Петре появилась «новая аристократия»: Петр I принял в ряды правящей элиты большое число людей, происходящих либо из низших уровней государственной службы, либо из обедневших ветвей древних родов, у которых раньше не было почти никаких шансов пробиться наверх. Он без всяких ограничений принимал и щедро вознаграждал иностранцев и даже людей из социальных низов. Наиболее известным представителем этой категории был Александр Меншиков, поднявшийся до ранга второго лица в государстве. О фактическом значении «новой аристократии» свидетельствует период после смерти Петра, когда она смогла захватить власть в государстве. Потребовалось не одно десятилетие, а также период хаоса в государстве, прежде чем древняя аристократия смогла посадить на трон верных ей людей, а не петровских «выдвиженцев».