Тенденция к росту числа приказов и объединению отдельных приказов под единым руководством наметилась еще во второй четверти XVII в.
Петр I провел военную реформу. Центральное военное управление стало осуществляться через приказы, имевшие либо исключительно военный характер (Разрядный, Стрелецкий, Рейтарский, Иноземский, Пушкарский, Оружейная Палата), либо не являвшиеся специально военными, но ведавшие военным делом наряду с другими вопросами (приказ Большого дворца, Посольский, Житный, Счетный, Казанский дворец, Сибирский, Новгородская четверть). Хотя правительство и предприняло отдельные попытки улучшить военное управление (усиление Разрядного приказа, подчинение ему воевод и приказных людей ряда городов, соединение руководства приказами одной отрасли и т. д.), эти меры были недостаточны. Раздробленность функций центрального управления военным делом между различными приказами не отвечала условиям складывавшегося абсолютизма и создавала необходимость реорганизации.
|
|
В сложной международной обстановке XVII в. внешнеполитическая функция была одной из основных функций русского государства, поскольку проблема укрепления власти была тесно связана с успехами в войнах, со стабилизацией международного положения страны.
В то же время войны, которые вело русское правительство в XVII в., чрезвычайно осложнили внутриполитическую обстановку в стране. Помимо отрицательного влияния на развитие народного хозяйства, они вызывали огромные расходы, покрываемые путем усиления феодального гнета и эксплуатации.
Все это обусловливало необходимость перехода к неограниченной монархии.
4.2. Чиновничье-дворянская империя первой четверти XVIII в.
Развитие Русского государства в первой четверти XVIII в. было подготовлено процессами, имевшими место в XVII в.
В социально-экономической жизни конца XVII — первой четверти XVIII в. не было коренных изменений по сравнению с предшествующим периодом.
Табель о рангах 1722 г. содействовала сплочению дворянства в замкнутое сословие «придворных дворян»: согласно Табели о рангах, попасть в состав «благородного сословия» можно было лишь в виде исключения. Основная масса государственных служащих могла попасть только в состав личного, а не потомственного дворянства. Петр шел на подобные уступки «нынешней ради нужды», и это соответствовало новым задачам, выдвинутым установлением абсолютизма (усложнение государственного аппарата, необходимость в большом штате государственных служащих, которых не могло дать одно только дворянство), укрепляло дворянское государство и само дворянское сословие.
|
|
В ходе реформ Петра I права дворянства в государственном управлении расширились. В 1702 г. было указано «ведать всякие дела с воеводами дворянами тех городов, помещикам и вотчинникам, в больших городах по 4 и 3, а в меньших по 2, и слушав дела, указ чинить по них с ними, воеводами тем дворянам обще, и те дела крепить воеводам и им дворянам всякому своими руками, а одному воеводе без них дворян никаких дел не делать и указу никакого по них не чинить»[146]. В 1713г. последовал указ об избрании дворянами ландратов и городах и провинциях.
Расширение прав дворянства, укрепление его позиций в хозяйственной и государственной сферах, усиление крепостнического гнета — все это свидетельствовало о том, что во времена Петра I русский феодализм продолжал свое поступательное развитие. Вместе с тем еще в XVII в. шел процесс складывания «буржуазных связей», характерный для нового периода русской истории и выразившийся в росте промышленности, товарного производства, специализации районов, в развитии всероссийского рынка.
Дворянское правительство в интересах сохранения господства своего класса принимало меры к развитию торговли и промышленности. В конце XVII — начале XVIII в. была создана целая система поощрения предпринимательства (финансовые субсидии, освобождение от служб, податей, налогов, обеспечение рабочей силой). При проведении реформ за основу брались интересы феодально-крепостнического государства (его финансовые нужды, потребности в ремеслах, торговле, промышленности). Так, указы 1699 г. об учреждении Ратуши прямо говорили о целях преобразований — чтоб «казне в. г. во всех делах и сборах было пополнение»[147].
Период окончательного оформления абсолютизма характерен постепенными изменениями политики правительства по отношению к городам: если в XVII в. правительство во многом шло навстречу требованиям посадов, то в первой четверти XVIII в. оно больше учитывало интересы господствующего класса дворян-крепостников. Так, помещичьим крестьянам было разрешено записываться в посад, но при этом обязательным условием было выполнение повинностей перед помещиком.
Хотя правительство и поощряло развитие мануфактур, организаторами которых выступали купцы и дворяне, промышленники еще не сложились в особую социальную группу. Они не теряли связи с тем сословием, из которого они вышли. Шел процесс «одворянивания» владельцев мануфактур недворянского происхождения: часть из них получила еще при Петре I дворянское звание, а впоследствии такие семьи, как Строгановы и Демидовы, — даже титулы. Буржуазная политика русского абсолютизма была подчинена интересам дворянства.
Политика феодально-абсолютистского государства, направленная к развитию торговли и промышленности, влияла на положение трудящихся масс. Стремление обеспечить рабочей силой молодую русскую промышленность привело к расширению крепостничества путем приписки крестьян к заводам и предоставления права фабрикантам и заводчикам недворянского происхождения приобретать крепостных.
В заводской практике того времени, даже в случаях применения наемного труда, принцип добровольности характеризовал лишь момент поступления на работу: зачисление на государеву службу увольнения по собственному желанию не допускало.
В условиях господства крепостного хозяйства основным источником обеспечения мануфактур рабочей силой являлось крепостническое государство. В этом заключалось отличие западноевропейских стран, где применение наемного труда начинало входить в систему общественных отношений, от крепостнической России, где с развитием мануфактуры покупка и продажа крепостных все более развивалась.
В XVIII в. усиливалась вотчина и правительственная регламентация крестьянской торговли, отходничества, передвижений, гражданская правоспособность крестьян все более и более ограничивалась. В 1704 г. крестьянам, приписанным к церквям и монастырям, было запрещено без согласия духовных властей брать казенные подряды. С 1707 г. все вообще крестьяне были лишены права брать на откуп разные сборы ратушного владения. Указ 1724 г. вводил паспорта или письменные виды на жительство за подписью владельца, без которых крестьяне никуда не могли отлучиться. Все это говорило о том, что в связи с расширением крепостничества возрастали препятствия, возникавшие в процессе втягивания крестьянского хозяйства в рыночные отношения.
|
|
Итак, для второго этапа развития самодержавия было характерно укрепление позиций дворянства во всех областях социально-экономической жизни. В то же время расширение крепостничества сопровождалось известным прогрессом промышленности и торговли. Правительство покровительствовало промышленности и торговле. Эта политика была направлена на укрепление самодержавия, соответствовала интересам господствующего класса дворян и приводила к усилению крепостнической эксплуатации.
Абсолютистское государство наиболее соответствовало интересам господствующего класса, усиливало его позиции в классовой борьбе, укрепляло и расширяло права феодалов как в области владения землей; так и управления государством.
По своей классовой сущности абсолютная монархия в России была прямой диктатурой помещиков-крепостников[148]. Окончательное утверждение абсолютизма в первой четверти XVIII в. проходило в обстановке укрепления позиций дворянства. Самодержавие умело использовать в интересах господствующего класса торговлю и промышленность.
В силу господства феодальных отношений и крепостничества, могущества дворянства, слабости зарождавшейся буржуазии, а также совпадения во многом экономических и политических интересов купцов и промышленников с интересами дворян абсолютизм в России сложился как чиновничье-дво-рянская монархия.
|
|
§ 5. Высшие органы власти и управления
5.1. Император.
В конце XVII — первой четверти XVIII в. сложилась Российская империя. По условиям Ништадтского мира к России отошли земли Прибалтики. В связи с этим важным событием в истории русского самодержавия явилось принятие Петром I 22 октября 1721 г. титула императора. Новый титул показывал усилившееся значение, которое самодержавие приобрело в первой четверти XVIII в. Принятие титула императора соответствовало оформлению неограниченной монархии, было важным политическим актом не только внутреннего, но и международного значения. Оно свидетельствовало о возросшем внешнеполитическом авторитете Русского государства.
Характерной чертой развития русской государственности в первой четверти XVIII в. было усиление личной власти монарха. Окончательно изживают себя пережитки сословного представительства, благодаря чему самодержавие приобрело совершенно четкие формы. Согласно господствовавшей в то время политической доктрине монарх был не ограничен в своих полномочиях. Такое положение монарха в системе государственных органов определяло форму правления — абсолютную монархию.
При Петре I впервые было дано законодательное определение неограниченной царской власти. В толковании к 20-му артикулу Воинского устава 1716 г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». В Духовном регламенте говорилось: «Монархова власть есть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает».
Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал исторически сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. По старинному русскому обряду коронации подлежал только царь при вступлении на престол. В 1724 г. была коронована супруга Петра I Екатерина Алексеевна.
В стремлении к расширению своей власти Петр I не остановился перед нарушением традиционного порядка престолонаследия. Петр I установил новый порядок престолонаследия, по которому царь «кому хочет, тому и определит наследство» и имеет право, видя «непотребство в наследнике», лишить его престола и назначить другого наследника.
Принятие указа о престолонаследии в 1724 г. дало повод «прекословцам» (противникам политики Петра I) поставить под сомнение новый порядок. Были случаи открытых выступлений против указа. Так, в Тарском уезде Тобольской губернии отказались принести присягу по указу о престолонаследии казаки, дети боярские и местные жители (всего 6 тыс. человек).
Законодательство чрезвычайно важное место отводило личности монарха, укреплению его престижа. Действия против царя и возглавляемого им государства считались тяжкими преступлениями. Морской устав устанавливал четвертование не только тем, «кто против персоны е. в. какое зло умышлять будет», но и тем, которые в том «вспомогали или совет свой подавали или ведая не известили». Воинские артикулы Петра I по сравнению с Соборным уложением 1649 г. еще более расширили категорию преступлений против царя, включив в нее и всякое неодобрение его действий.
Была усилена обязанность доносить по этим видам преступлений, установлено понятие о преступлениях — покушение на жизнь и здоровье царя, бунт, измена. Воинский и Морской уставы запрещали всякие «подозрительные сходбища», из которых «возмущение или бунт может сочиниться».
В первой четверти XVIII в. более четко оформляется положение монарха как верховного главы государства. Царь представлял государство в международных отношениях, подписывал наиболее важные документы по внешней политике. Были сделаны попытки обособить закон как нормативный акт общего характера, составляющий исключительную прерогативу монарха. Если в регламентах «что покажется темно», или «ясногр решения не положено», то ни коллегии, ни Сенат не могли такие дела «ни вершить, ниже определять». Коллегии обязаны были составлять на этот предмет выписки и представлять их в Сенат, который в этом случае «повинен собрать все коллегии и о оном мыслить и толковать под присягою... и положа на примере свое мнение, объявить Нам (т. е. императору. — Авт.), и когда определим и подпишем, тогда оное действо по оному производить»[149]. В отсутствие царя Сенату предоставлялось право в этих случаях давать предварительное решение, до царской «апробации».
В области управления характерно стремление выделить в сферу компетенции монарха вопросы наибольшей государственной важности, передав все другие дела на разрешение подчиненных и ответственных перед ним органов. Петр сам настаивал, чтобы руководители отдельных ведомств обращались за указаниями не к нему, а в Консилию или в Сенат[150]. Было установлено суровое наказание за подачу жалоб непосредственно царю, минуя соответствующие инстанции. Однако противоречия, свойственные бюрократической системе управления, беспорядки и неправосудие судебных мест приводили к тому, что на практике подача жалоб и прошений непосредственно царю продолжалась.
Стремление сосредоточить в ведении монарха наиважнейшие вопросы управления вступало в противоречие с другой тенденцией абсолютизма — к тщательной регламентации жизни подданных.
Анализ законодательства показывает стремление царя к политической регламентации всех мелочей жизни подданных. Исключительной прерогативой царской власти было право помилования. Петр дал резкий отпор духовенству при его попытках воспользоваться правом подачи царю прошений о помиловании[151]. Применяя право помилования, Петр I руководствовался чисто практическими соображениями, в частности возможностью использования помилованных для целей государственной службы, для получения от них различных выгод в пользу абсолютистского государства. Но «высочайшие милости» оказывались преимущественно служилому классу[152].
Для уяснения сущности императорской власти большое значение имеет вопрос о политической идеологии абсолютизма. В законодательстве рассматриваемого периода настойчиво развивалась теория о государстве как наиболее справедливой надклассовой организации, призванной регулировать жизнь подданных ради «общего блага» и «всенародной пользы». Однако «общее благо» понималось не в смысле социальной политики, направленной на удовлетворение насущных интересов народных масс, а как задача укрепления феодально-крепостнического государства. Идеология «общего блага» была призвана завуалировать острые классовые противоречия, имевшие место в русском обществе в период становления абсолютизма.
В. И. Ленин отмечал, что абсолютизм не всегда осуществлял политику «чистого» господства «верхних классов»[153]. В отдельные периоды под влиянием борьбы народных масс самодержавие проявляло «отеческое милосердие» по отношению к крестьянским и посадским массам. Так, Петр I, «милосердуя», по его словам, «о народах государств своих» и «ревнуя искоренить бедственные всенародные тягости», издал в 1713 г. указ о пресечении «неправды и грабительства», причиняемых крестьянам и «всяких чинов людям» при сборе государственных податей. Но и эти полумеры, полностью соответствовавшие интересам господствующего класса помещиков-крепостников, не проводились в жизнь. Даже Екатерина II в своем Наказе отметила: «Петр Первый узаконил, чтобы безумные и крепостных своих мучащие были под смотрением опекунов. По первой статье сего указа чинится исполнение, а последняя для чего без действа осталася — неизвестно».
Наличие сильной императорской власти позволило Петру I — талантливому представителю господствующего класса — выполнить поставленную всем ходом исторического развития России программу преобразований. Хороший организатор, выдающийся государственный деятель, Петр I был, по словам Ф. Энгельса, «действительно'великим человеком» и «дальновидным монархом»[154]. В своей преобразовательной деятельности Петр стремился исходить из интересов государства. Петр I вел борьбу с отсталостью в экономике, государственном управлении, технике, культуре, военном деле. Он построил огромный по тому времени флот, вел непрерывные войны с целью получения выхода к Черному и Балтийскому морям, основал порт Петербурга, сделавшийся центром внешней торговли.
Вместе с тем при Петре I усилились царский произвол и угнетение трудящихся. Сопутствовавшее укреплению абсолютизма обострение классовых противоречий выражалось, с одной стороны, в восстаниях народных масс, а с другой — в многочисленных процессах Преображенского приказа и Тайной канцелярии.
5.2. Сенат.
К началу XVIII в. Боярская дума претерпела существенные изменения в своем составе и характере деятельности. Она утратила черты, свойственные периоду сословно-представительной монархии, перестав быть сословным органом боярской аристократии.
Созыв прежней Боярской думы становился невозможным ввиду того, что большая часть ее членов не находилась при дворе, как раньше, а разъезжалась по службам вне Москвы. В то же время участие в заседаниях Думы лиц, не имевших думного чина, становилось обычным явлением. В 1697 г., отправляясь за границу, Петр оставил председательствовать в Думе стольника Ф. Ю. Ромодановского.
Исчезла связь Думы с боярством как исторической группировкой класса феодалов. В то же время происходило возвышение царской власти. Прежняя формула думских приговоров «государь указал и бояре приговорили» постепенно выходила из употребления. Боярские приговоры стали оформляться именными указами и высочайшими резолюциями.
Однако это не означало, что объем деятельности Думы сократился. Исторические факты свидетельствуют об участии бояр при решении важнейших и многих текущих дел. Так, именно указы о ратушном правлении даже не упоминают об участии в их принятии Боярской думы. Между тем, как свидетельствует находившийся в то время на службе в России английский капитан Дж. Пери, царь для обсуждения этого вопроса созвал «большой совет своих лордов и предложил им, что будет устроено одно общее учреждение в Москве для лучшего собирания и улучшения государственных доходов и будет названо Ратушей». По словам Дж. Пери, заявление царя вызвало сопротивление знати, но в конце концов «лордам» пришлось уступить[155].
Боярская дума продолжала осуществлять и судебную деятельность, выступая в качестве высшего судебного органа.
В конце XVII в. произошли изменения во взаимоотношениях царя с Думой. Раньше в случае выезда царя из столицы бояре следовали за ним (поскольку царь, как правило, председательствовал в Думе). В Москве для ведения текущих дел оставалась думская комиссия. Теперь же в случае отсутствия царь сам назначал лиц, ответственных перед ним за внутреннее управление, предоставлял им возможность сноситься с Думой.
Таким образом, к началу XVIII в. Боярская дума продолжала действовать в качестве высшего государственного органа, но претерпела большие изменения, в результате чего царская власть усилилась. Боярская дума перестала существовать в старом своем значении как собрание приближенных к царю бояр. Это неудивительно. Бояр в Москве почти не было, вместо них — руководители центральных ведомств. Вот почему в течение 1700—1704 гг. Дума постепенно перерождается в новый орган — Консилию министров.
Ввиду отсутствия в Москве царя бояре-министры перестали ездить в царские хоромы, бывшие обычно местом заседаний Думы. Консилия министров все чаще собиралась в Ближней канцелярии, сосредоточивавшей в себе финансовые сведения общегосударственного масштаба. Ближняя канцелярия стала наиболее постоянным местом заседаний Консилии.
Состав съезда определялся от случая к случаю.
Иногда в Консилии председательствовали сам царь или царевич, но постоянного председателя Консилия министров не имела. Можно предполагать, что председательствование каждый раз устанавливалось по особому назначению царя.
С 1708 г. съезды в Ближней канцелярии собирались регулярно. Именной указ от 5 января 1708 г. предписывал: «Надлежит три дни в неделю съезжаться хотя и нужных дел нет». Именной указ от 26 января 1703 г. подтверждал: «Министрам, которым бывает съезд в Ближнюю канцелярию, съезжаться в тоя канцелярию по вся недели в три дни в понедельник, в среду, в пяток; а буде кто в те дни не будет за какими нуждами или за бо-лезнию и министрам о том присылать ведомости за своими руками в Разряд». Заседания начинались летом в 8 часов утра, а зимой в 9 часов и продолжались до полудня.
Хотя Консилия была самостоятельным органом, в целях контроля за ее деятельностью и в интересах усиления ответственности перед царем был установлен письменный порядок делопроизводства с подписанием приговора всеми участниками съезда. Консилии министров подчинялись все прочие учреждения. Приказы и канцелярии обращались к ней с доноше-ниями, на которые она отвечала указами и приговорами.
Консилия министров контролировала выполнение приказами именных указов. В 1705 г. приказам было ведено сообщать в Ближнюю канцелярию (а в то время она была и канцелярией Консилии) о всех именных указах, полученных ими непосредственно от царя помимо Консилии[156].
Приказы обращались в Консилию, когда затруднялись сами решить какой-либо вопрос (ввиду отсутствия подходящего прецедента или превышения их компетенции), или между ними возникал спор, или дело касалось сразу нескольких приказов.
Компетенция Консилии министров как высшего органа была широка. Одна из важнейших ее функций состояла в разработке законопроектов по особому поручению царя. Так, именным указом в 1708 г. предписывалось разделить государство на 8 губерний и по ним расписать города, что и было сделано Консилией министров.
Резидент венского двора О. Плейер, говоря о деятельности Консилии, отмечал, что большинство решаемых дел составляли вопросы управления: сбор денег, изыскание новых государственных доходов, введение новых налогов, развитие торговли, доставка в армию амуниции и провианта, набор, обучение и расквартирование рекрутов, принятие мер в случае волнений вгосударстве[157].
Консилия занималась также общественными постройками, наборами мастеровых. В ее деятельности вопросы государственного хозяйства и финансов занимали большее место, чем в Боярской думе, в то время как дела по службе и служилому землевладению, решением которых постоянно занималась Боярская дума, совершенно не входили в круг ведомства Консилии и решались самим царем в его Походной канцелярии.
Консилия министров выполняла и судебные функции. В ней велись дела по ложным доносам, политические процессы о государственной измене.
Историческое место Консилии определялось тем, что она была преемницей Боярской думы и предшественницей Сената.
Консилия министров являлась верной помощницей царской власти, но она была не свободна от недостатков. Ее состав, порядок деятельности, отношения к другим органам не были регламентированы.
Консилия, хотя и приобрела некоторые признаки бюрократического органа (разрыв с сословным принципом комплектования, установление ответственности перед царем), все же не вполне удовлетворяла потребностям развивающегося абсолютизма. В центре не было стройной системы подчиненности. Являясь высшим органом в государстве, Консилия практически не осуществляла активного руководства. Как и Дума, она не имела аппарата для контроля.
Все это делало систему центрального управления разобщенной, не согласованной в частях. Между тем осуществление самодержавно-крепостническим государством его внутренней и внешней политики требовало координированной бюрократической системы, слаженной и четкой работы государственного аппарата.
В 1711 г. такая потребность вполне назрела. Губернская peформа 1708—1710 гг. изолировала Консилию от местного управления: губернии не были подчинены приказам, а сама Консилия ввиду отсутствия достаточной определенности в регламентации ее деятельности не могла наладить с ними должной связи. Задача объединения местного и высшего управления в единую государственную систему была решена с созданием Сената.
Образование, состав, порядок деятельности Сената. Учреждение Сената было важным шагом на пути складывания бюрократического аппарата абсолютизма.
В исторической и историко-правовой литературе вопрос о Сенате принадлежит к числу наиболее разработанных с точки зрения освоения и введения в научный оборот материалов, относящихся к деятельности этого органа. Эта огромнейшая работа в значительной мере проделана еще дореволюционными учеными (С. А. Петровский, А. Н. Филиппов и др.). Буржуазные авторы раскрыли особенности Сената как высшего органа абсолютистского государства.
В организации и деятельности Сената получили дальнейшее развитие принципы бюрократического управления. Но Сенат не сложился сразу в окончательном виде. С момента образования и до конца первой четверти XVIII в. его структура, порядок и круг деятельности подвергались значительным изменениям.
Хотя сам Петр I в указах от 22 февраля и 2 марта 1711 г. говорил об определении Сената «для отлучек наших» или «для всегдашних Наших в сих войнах отлучек», но эти слова указывали лишь на мотив, заставивший монарха прибегнуть к созданию нового учреждения. Сенат был постоянно действующим органом. Он не прерывал своей деятельности и во время нахождения царя в столице.
Сенат являлся послушным орудием самодержавия. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. В деятельности Сената еще более упрочился бюрократический принцип ответственности перед царем. 2 марта 1711 г. сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности: «И ежели оной Сенат чрез свое ныне пред Богом произнесенное обещание неправдою что поступит в каком партикулярном деле, то будет пред нами суждено и виноватый жестоко будет наказан». Петр I неоднократно напоминал сенаторам, что в случае нарушения присяги к ним будут применены строгие меры наказания, включая смертную казнь, опалу, отрешение от должности, денежные штрафы.
Бюрократизация Сената проявилась и в принципе комплектования. Члены Сената подбирались не по сословному принципу. В него входили крупнейшие политические деятели, значительная часть которых, однако, была выходцами из знатнейших титулованных фамилий князей и бояр. Но они назначались в сенаторы не в силу принадлежности к определенной группе феодалов, а в силу связи с господствующим классом в целом, как наиболее влиятельные его представители.
Очень важное значение в установлении бюрократического принципа личной выслуги взамен аристократического принципа знатности имела Табель о рангах 1722 г. До нее местничество, формально отмененное еще в 1682 г., сохранялось как пережиток даже среди сенаторов (в 1719 г. состоялся указ о пресечении местничества). Изданный на основе Табели о рангах указ от 27 апреля 1722 г. гласил: «Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от Нас ныне повелено будет, и сидеть по рангам».
С учреждением коллегий изменился принцип организации Сената: сенаторами стали назначаться президенты коллегий. На практике это вызвало злоупотребления: сенаторы должны были «смотреть над коллегиями, а ныне сами будучи в оных, как могут себя судить». Кроме того, президенты коллегий не имели достаточно времени для занятий сенатскими делами, что отрицательно сказывалось на деятельности высшего органа. Поэтому уже в 1722 г. было признано, что новый принцип себя не оправдал: «...сие с начала несмотря учинено, что ныне исправить надлежит»[158].
По указу 1722 г. члены Сената не могли быть одновременно членами коллегий, кроме президентов двух воинских коллегий и иностранной, а также временно и Берг-коллегии (до тех пор, пока не будет найдена замена президенту). Оставшиеся в Сенате президенты (Меншиков, Апраксин, Головин, Брюс) — самые доверенные и приближенные к царю лица, которых монарх хотел видеть как в коллегиях, так и в Сенате.
Сенат имел свою канцелярию, подготовлявшую его работу и исполнявшую его предписания.
С учреждением должности генерал-прокурора в целях обеспечения наиболее успешного контроля за деятельностью Сената канцелярия была поставлена под его начало.
Канцелярия делилась на несколько столов — повытий: секретный, приказный, губернский, разрядный, фискальный.
Роль канцелярии Сената не ограничивалась делопроизводством. До учреждения Сенатской конторы в Москве она была единственным исполнительным органом Сената: вела списки лиц, укрывавшихся от службы, осуществляла учет приезжавших в Москву военных чинов, проводила смотры подьячих и недорослей, рассматривала жалобы купцов, ведала поташными и смольчужными заводами, выполняла операции по приходу и расходу денежных сумм, выдавала жалованье различным чинам, деньги на покупку провианта, «мундира», лошадей и др.
Для решения дел в Сенате был установлен принцип единогласия. В случае несогласия хотя бы одного сенатора дело переносилось на новое рассмотрение. Если при этом не удавалось добиться единогласия, спорный вопрос поступал на окончательное разрешение к царю. Такая процедура замедляла решение дел. Поэтому царским указом от 1714 г. предписывалось дела в Сенате решать по большинству голосов. Мнение несогласного меньшинства заносилось в протокол.
Первоначально в организации Сената имелись некоторые черты сходства с Боярской думой и Консилией министров: не были установлены точные сроки заседаний, не было обеспечено постоянное присутствие сенаторов в канцелярии для ведения текущих дел. Однако уже с 1714 г. введены ежедневные дежурства сенаторов, установлено расписание заседаний Сената: три раза в неделю (по понедельникам, средам, пятницам). Для слушания некоторых категорий дел были отведены особые дни. Обычно заседания происходили в здании Сената на Генеральном дворе.