Однако консолидация и централизация управления в этот период не была завершена. Необходимость дальнейшего развития бюрократических принципов управления закономерно привела к коллежской реформе 1718—1719 гг.
5.4. Коллегии (1719—1725 гг.).
Появление органов, основанных на коллегиальных методах управления, закономерно для государственного строя абсолютных монархий, поскольку обусловлено одной из важнейших черт развития государственного аппарата этого периода — его бюрократизацией[179].
Бюрократизация аппарата управления представляла собой внутренне противоречивый процесс. Появление постоянно растущей в своем значении и объеме особой касты людей, подчиненных только царю и зависящих от него в служебном и имущественном отношении, было опорой самодержавия. В чиновниках царь видел покорных исполнителей своих задач. Буржуазные ученые извращали классовую сущность чиновничества, приписывая ему беспристрастие. В действительности бюрократический аппарат имел лишь видимость надклассовости, поскольку чиновничья каста не входила в состав господствующего класса, так как она не стояла во главе производства. Однако чиновники пользовались в известной степени привилегиями господствующего класса и комплектовались из его среды. Так, в 1724 г. был издан указ Правительствующего Сената «О непроизводстве не из дворян в секретари».
Но в то же время громадное расширение бюрократии (в первой четверти XVIII в. число государственных служащих в России возросло почти в два раза) создавало угрозу ее чрезмерного усиления, вызывало опасения, что власть чиновников станет превыше власти царя. Противодействовать этому, привести в соответствие рост бюрократии с потребностями самодержавия должен был коллегиальный метод управления.
Образование, состав, порядок деятельности. Воззрения абсолютного монарха на преимущества коллегиальной формы с наибольшей полнотой развиты в Духовном регламенте. Во взглядах законодателя на преимущества коллегиального правления заметно желание видеть в коллегии средство против злоупотреблений складывавшейся бюрократической системы. Главнейшее преимущество коллегий усматривается в том, что «коллегиум правительское под державным монархом есть и от монарха установлено» и «от собороного правления не опасати-ся отечеству мятежей и смущения».
Хотя первое распоряжение о создании коллегий последовало 9 августа 1717 г., в истории коллегиального управления 1717—1719 гг. были подготовительным периодом, когда новые учреждения проходили стадию становления. В это время лишь приблизительно определены штаты коллегий и назначены их президенты, которым предписывалось с 1718 г. «сочинять» регламенты своих коллегий, а в дела не вступать до 1719 г. Но и в 1719 г., а отчасти и в 1720 г. коллегии действовали «старым манером: понеже новым образом еще не управились». Они не были полностью укомплектованы личным составом, и приговоры подписывались одним президентом.
Даже в 1721 г. во многом сохранялась приказная форма делопроизводства.
Образование коллегий вытекало из предшествовавшего развития приказного строя. Это подтверждается тем, что большинство коллегий создавались на базе старых учреждений и являлись их правопреемниками.
Правопреемство здесь означало передачу, с одной стороны, реальных активов (имущества, архивов) и штата служащих, а с другой стороны — основных функций, что в итоге создавало непрерывность в их осуществлении. Сам смысл учредительного указа о коллегиях подтверждал, что между ними и приказами существовали отношения правопреемственности, ибо он ставил их на место уже существовавших до того органов высшего управления и, таким образом, возлагал на них исполнение функций, которые ранее отправлялись приказами и канцеляриями[180]. То же подтверждают и материалы, сохранившиеся от периода образования коллегий. Так, вся документация Рудной канцелярии, образцовые и найденные руды, рудные пробы, инструменты, а также приказные служащие были переданы Берг-и-Мануфактур коллегии.
Это было правопреемство особого рода, поскольку оно не оформлялось юридически, ибо акты об учреждении коллегий и их устройстве не касались порядка ликвидации старых ведомств.
На практике правопреемство коллегий имело две формы: 1) замена приказов (канцелярий) коллегиями; 2) преобразование нескольких старых ведомств в одно новое — коллегию.
Из 9 коллегий, первоначально учрежденных по указу от 14 декабря 1717 г., три представляли первый случай правопреемства: Военная — вместо Военной канцелярии, -Берг-коллегия вместо Рудной канцелярии, Ревизион-коллегия вместо Ближней канцелярии. Частично к этой группе принадлежала и Камер-коллегия, поскольку к ней перешло имущество, штат служащих, документация и функции Большой казны[181]. Однако. гораздо большее сходство Камер-коллегия имела с Ратушей, поскольку она явилась центральной кассой государства (в ней сосредоточивалось заведование всеми доходами). Сюда же по характеру выполняемых функций примыкала и Штатс-контор коллегия, ибо на нее была возложена часть задач, выполняемых ранее ведомствами, концентрировавшими доходы государства.
В других случаях коллегии преобразовывались из соответствовавших им по предмету ведения старых органов: Коллегия иностранных дел — из Посольского приказа и Посольской канцелярии, Адмиралтейская коллегия — из Адмиралтейского приказа, Адмиралтейской и Военной морского флота канцелярий, Юстиц-коллегия — из Расправной палаты, Земского и Поместного приказов.
В системе высшего управления России XVII — начала XVIII в. не было приказов, осуществлявших единое руководство промышленностью и торговлей. Потребности абсолютистского государства в развитии этих отраслей народного хозяйства обусловили появление Коммерц-коллегии и Берг-и-Мануфактур коллегии. Это были единственные учреждения, которые в ходе коллежской реформы пришлось создавать заново. Особенностью управления промышленностью являлось образование единой Берг-и-Мануфактур коллегии, объединявшей руководство двумя различными отраслями.
Образование коллегий представляло собой значительную степень консолидации управления по сравнению с предшествующим периодом. Была ликвидирована существовавшая до этого двойственность в руководстве иностранными и военными делами. Впервые в истории Русского государства централизовано управление торговлей и промышленностью, ранее рассредоточенное по разным приказам, объединено и систематизировано судебное ведомство. В условиях развившегося внутреннего рынка, укрепления внешнеторговых связей и усиления бюрократического аппарата росли финансовые потребности государства, для удовлетворения которых необходима правильная и четкая организация управления. Одновременно с изменениями в структуре бюджета и формах налогового обложения происходили преобразования в финансовой администрации.
Создание трех коллегий, занимавшихся государственными доходами (Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия, Ревизи-он-коллегия), означало централизацию финансового ведомства.
Система коллегий не сложилась сразу в законченном виде. Практика государственного строительства внесла некоторые изменения в первоначально установленный круг коллегий (коллегия Иностранных дел, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор коллегия, Берг-и-Мануфактур коллегия). Изменения выразились как в создании новых коллегий (Главный магистрат, Синод, Малороссийская), так и в частичной реорганизации первоначально учрежденных.
Потребности в развитии торговли и промышленности вызывали необходимость организовать централизованное управление торгово-промышленным населением. С этой целью в феврале 1719 г. опубликован указ об образовании Главного магистрата, но функционировать он не начал. Спустя почти год назначен обер-президент Главного магистрата Ю. Ю. Трубецкой и «в товарищи ему определен» президент Рижского магистрата И. Исаев[182]. И только 3 сентября 1720 г. обер-президенту дано предписание приступить к созданию канцелярии.
Интересы укрепления самодержавия требовали подчинения духовного ведомства общегосударственной системе управления. В этих целях в 1720 г. вместо института патриаршества учреждена Духовная коллегия, вскоре получившая название Святейшего Правительствующего Синода.
Укрепление самодержавия вызвало также укрепление гетманской власти на Украине. В 1722 г. образована Малороссийская коллегия, к которой перешли функции Малороссийского приказа. Она была единственной коллегией, образованной не по функциональному, а по территориальному принципу.
Помимо пополнения системы коллегий тремя новыми, происходила и реорганизация первоначально учрежденных. Так, Берг-и-Мануфактур коллегия в 1722 г. разделилась на два самостоятельных ведомства — Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, что соответствовало специфике функций каждого из них.
Юстиц-коллегия не справлялась с огромным количеством поступавших в нее дел, в связи с чем в 1722 г. от нее обособилась Вотчинная коллегия.
Вскоре после учреждения коллегий стали ощущаться недостатки финансового управления, разделенного между тремя высшими органами (Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Штатс-контор коллегия). Кроме того, высшие права в этой области принадлежали Сенату. Однако в то время практика государственного строительства еще не определила пути реорганизации, хотя уже предпринимались некоторые меры. Так, не оправдала себя попытка присоединить Ревизион-коллегию к Сенату. Последний, будучи высшим органом в государстве, не мог одновременно заниматься вопросами государственного надзора и контроля. Поэтому уже в 1723 г. Ревизион-коллегия была восстановлена на прежнем основании. В дальнейшем практика пошла по линии соединения в одно ведомство управления государственными доходами и расходами: Штатс-конто-ра подчинена Камер-коллегии, чем достигалась централизация финансового ведомства.
Итак, всего к концу первой четверти XVIII в. существовало 13 коллегий.
Коллегии, однако, охватывали не весь строй высшего управления. В Преображенском приказе, Тайной канцелярии, осуществлявших исключительные полномочия в области политического сыска на территории всей страны, сохранялось единоначалие, что наилучшим образом способствовало защите • интересов самодержавия, обеспечению тайны следствия.
Ряд вопросов управления оставался в ведении преобразованных из приказов канцелярий: Медицинской канцелярии, Ямской канцелярии, канцелярии от строений, учреждений дворцового и церковного ведомства.
Однако коллегиальное начало присутствовало и в канцеляриях. Коллегии как часть бюрократического аппарата подверглись тщательной регламентации в своей деятельности, что отличало их от приказов. Уже в организационный период президентам было дано предписание приступить к составлению коллежских регламентов, исходя при этом «из положения Российского государства». В дальнейшем свои регламенты получили большинство коллегий: Коммерц-коллегия, Мануфактур-коллегия, Главный магистрат, Синод, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия. Ревизион-коллегия действовала на основе инструкции, Берг-коллегия получила так называемую Берг-привилегию, а Коллегия иностранных дел — особое «определение». Остальные коллегии (Военная, Вотчинная, Юстиции, Малороссийская) собственных регламентов не имели и действовали на основе Генерального регламента и других постановлений общего характера. Наиболее полно и характерно раскрывал внутренний строй коллежского управления Адмиралтейский регламент.
Коллегиям предписывалось действовать по регламенту и уставам, «а не инако, разве случится такое дело, о котором для решения по оному примеру сыскать будет невозможно: то об оном доносить е. в. А ежели е. в. будет в отлучении, а дело случится нужное: то с совета всея коллегии определять и решать, и прибавлять к сочиненному регламенту, и потом е. в. о том доносить со временем. И ежели е. в. изволит тому быть в регламенте, то останется, а ежели не изволит, то выключится».
Хотя императорские указы строжайше предписывали, «дабы никто не дерзал иным образом всякие дела вершить и располагать не против регламента», в практике коллегий регламенты и указы систематически нарушались «лихоимства умножались». Бюрократия подрывала авторитет феодально-крепостнической законности. Самодержавие вынуждено было принимать меры к охране господствующего порядка.
Важным признаком бюрократизации аппарата являлось отделение присутствия, рассматривавшего дела по существу, от канцелярии.
Президента коллегии назначал непосредственно император. При замещении других должностей устанавливалось выборное начало (баллотирование кандидатов в Сенате с последующим донесением царю).
Анализ взаимоотношений между членами коллегий и президентом свидетельствует о том, что «в коллегиях президенты не такую власть имеют, как старые судьи в приказах»[183]. Однако бюрократический характер всего государственного строя превратил принцип коллегиальности в чистую формальность. Многочисленные жалобы в Сенат свидетельствуют о том, что президенты часто нарушали данное им предписание «одним никаких дел не делать и не подписывать».
Права и обязанности служащих коллегий были определены в Генеральном регламенте. На президентов и вице-президентов не возлагалось особых занятий. Им предписывалось наблюдать, чтобы коллежские чины должным образом исполняли порученные им дела.
Президенту коллегии принадлежала «генеральная верховная дирекция», т. е. он имел право докладывать Сенату о злоупот- -реблениях членов коллегий и просить о назначении других на их место.
По Генеральному регламенту на каждого советника и асессора коллегии возлагалась определенная часть дел. Однако регламенты коллегий, за редким исключением, не содержат каких-либо указаний на этот счет.
В заседаниях коллегий принимали участие (с 1722 г.) назначенные в них прокуроры, в обязанности которых входил надзор за правильностью действий коллегий. В случае обнаружения злоупотреблений прокурор докладывал присутствию, и если коллегия не принимала мер, входил с предложением к генерал-прокурору. Для записи предложений прокуроров в коллегиях были заведены особые книги. Появление в коллегиях органов надзора было важным признаком их бюрократизации.
С 1722 г. каждая коллегия имела отделение в Москве — контору. В отличие от других коллежских контор, являвшихся вспомогательными органами коллегий, московские конторы по своей юридической сущности. представляли специальные составы присутствий (в них входили советники и асессоры).
Канцелярия коллегии состояла из секретаря, регистраторов, протоколистов и других приказных служителей. В четырех коллегиях существовала должность обер-секретаря (Адмиралтейская, Военная, Иностранных дел, Синод).
Основным способом пополнения канцелярского штата коллегий были сенатские указы.
Коллежские штаты 1717 г. лишь примерно определили состав канцелярии — по 5 человек канцелярских служителей высших рангов — дьяков, оставив укомплектование коллегий нижними служителями на их собственное усмотрение. На практике канцелярский штат коллегий включал 40—70 человек.
Внутренняя структура канцелярий, за редким исключением, ни регламентами, ни указами не определялась. На практике в коллежских канцеляриях, как и в приказах, дела распределились по повытьям, во главе которых стояли подьячие и дьяки.
Внутренняя структура коллегий характеризуется наличием большого числа вспомогательных органов — контор, призванных содействовать коллегиям в осуществлении их функций. Это свидетельствовало о бюрократизации высшего управления. Коллежские конторы действовали на основе даваемых им от коллегий инструкций.
Характерной особенностью развития высшего управления было складывание в ряде ведомств системы отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (комиссариатства), Юстиц-коллегия (надворные суды), Камер-коллегия (камери-ры и земские комиссары), Военная коллегия (губернаторы), Штатс-контора (рентмейстеры).
Свойственное бюрократической системе абсолютизма стремление к тщательной регламентации всех сторон государственной и общественной жизни имело одним из своих представлений установление исключительно сложного делопроизводства. В коллегиях, как и во всех присутственных местах, господствовал письменный порядок, и если в иных случаях, как, например, в тяжебных, он мог быть еще у места, то вообще для коллегий этот порядок был и неудобен, и затруднителен, так как большинство дел требовало быстрого исполнения. Нередко дела лежали в коллегиях по 5 лет и более.
Все коллегии имели установленные дни заседаний. В неприсутственные дни было учреждено повседневное дежурство членов («до и после обеда»), дежурный член подписывал все дела и указы и сообщал президенту, а по мере необходимости и всей коллегии, о поступивших важных и срочных делах.
О порядке деятельности коллегий некоторые сведения содержат журналы заседаний, книги протоколов и приговоров. В журнале отмечалась явка и выход членов из коллегии. Заседания коллегии в полном составе были большой редкостью, да это и не предписывалось законом: «А тем, у которых что есть на руках в совете не быть, кроме того, когда о чьей должности дело случится»[184].
Приговоры составлялись по формуле: «Слушали... приговорили» (или приказали, определили). Иногда писалось: «согласно приказали». Но имелось ли по существу различие в таких формулировках — сказать трудно, поскольку приговоры и протоколы составлялись и подписывались в последующие дни независимо от присутствия в день заседания коллегии. В журналах заседаний коллегий, как правило, отмечалось, что «господа заседавшие члены крепили изготовленные в предшествующие дни приговоры». При этом не требовалось, чтобы приговор был подписан именно лицами, которые его выносили.
Таковы были общие черты деятельности коллегий.
Общая характеристика отраслевых коллегий. В отличие от приказов коллегии строились по функциональному принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями.
Каждая коллегия имела самостоятельный круг ведения. Другим коллегиям воспрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению. Петр I требовал, чтобы коллегии исполняли свои функции строго «против регламента», выход за пределы которого допускался лишь в исключительных обстоятельствах, причем в этих случаях всегда требовалось утверждение царя. Но в процессе своей деятельности коллегии поддерживали друг с другом связи. Регламенты особенно подчеркивали необходимость налаживания тесных контактов между хозяйственно-финансовыми коллегиями. Нередко Сенат предписывал тем или иным коллегиям разработать и представить общее «мнение» по какому-либо вопросу. Таким образом, система центрального управления в целом была координирована.
Коллегии являлись центральными государственными учреждениями. Им подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы и канцелярии. Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, с другими коллегиями сносились промемориями, в Сенат входили с доношениями. Коллегии получали указы только от царя и Сената. Они имели право не исполнять сенатские указы, противоречащие указам царя или «противные государственной пользе». В этих случаях они делали доклад Сенату и царю.
Согласно Генеральному регламенту, «чего в коллегиях решить не можно, о том представлять Сенату», Но что именно в коллегиях «решить не можно», о том нигде не было постановлено. На практике коллегии обращались в Сенат: по спорам и пререканиям с другими учреждениями; при наступлении чрезвычайных событий; по ходатайствам подчиненных коллегиям лиц; по делам, превышавшим степень их власти, требовавшим объяснения или дополнения закона. Во всех случаях при обращении в Сенат коллегии должны «мнение свое о том деле написав приложить, без чего в Сенат не приносить».
Вместе с тем каждой коллегии давалось право «ежели что усмотрит к произведению какой государственной пользы... доносить е. в.».
Копии указов, состоявшихся в коллегиях, посылались в Сенат, но исключение составляли тайные дела, по которым секретные указы из коллегий сообщению в Сенат не подлежали.
Все это придавало коллегиям некоторую степень самостоятельности в отношении Сената.
Особое место в системе государственных учреждений принадлежало Иностранной и Военной коллегиям. Это определялось, с одной стороны, их непосредственными связями с царем, который принимал личное участие в их деятельности, а с другой — независимостью от Сената; президенты этих коллегий были выведены из его состава.
Коллегия иностранных дел. Заключение Ништадтского мира вызвало некоторое сокращение деятельности высших органов военного управления. В новых условиях большее значение приобретала Коллегия иностранных дел.
Функция коллегии была четко определена указом от 12 декабря 1718 г.: она занималась «всякими иностранными и посольскими делами». Соответственно этому ей была придана и компетенция. Коллегия была высшим органом, определявшим внешнюю политику государства. По свидетельству советника коллегии Остермана, главнейшие дела, отправляемые в Коллегии иностранных дел, — «о мире, о войне, и о порядке и о проведении оной, о союзах, о трактатах и обо всех до генеральных интересах касающихся делах»[185]. Коллегия принимала иностранных и отправляла за границу русских дипломатических агентов, посылала к ним указы, грамоты, рескрипты, ведомости и другие записки, необходимые им для сведения и исполнения. Она заведовала сношениями и переговорами с иностранными дипломатическими представителями, аккредитованными в Петербурге, и по мере надобности устраивала с ними совещания (так называемые конференции). Подобно Посольскому приказу, коллегия была хранилищем государственных печатей, государственных актов и посольских дел.
В Коллегии иностранных дел наиболее последовательно был проведен принцип отделения суда от администрации: «...в Коллегии иностранных дел никаких судных дел не судят».
Особенностью Коллегии иностранных дел по сравнению с другими коллегиями было то, что ее присутствие действовало в различных составах в зависимости от рода рассматриваемых дел: для решения внутренних административных и хозяйственных дел; для решения текущих дел; для особо важных дел. Особый род присутствия составлялся под председательством царя, когда «случатся такие государственные дела тайные, что его царское величество высокою особою присутствовать во оной коллегии изволит»[186]. Вследствие непосредственного участия царя в определении основных направлений внешней политики Коллегия иностранных дел приобрела большую самостоятельность от Сената.
Военная и Адмиралтейская коллегии. На Военную коллегию возлагалась функция управления «всеми воинскими делами... которые получаются во всем государстве»[187]. Военная коллегия стала единственным органом, направляющим комплектование регулярной армии. В компетенцию Военной коллегии входило также управление по делам донских, яицких и гребенских казаков, устройство госпиталей, распределение больных.
Хотя по указу от 12 декабря 1718 г. к ведению Военной коллегии относились дела, которые были в Военном приказе, в действительности компетенция коллегии была несравненно шире. В Военной коллегии сосредоточивались не только вопросы управления армией, ^но и все виды ее обеспечения, что являлось большим достижением в централизации военного ведомства.
Внутренняя структура коллегии была приспособлена к ее функциям. Она включала три канцелярии (Кригс-комиссариатская, Главная Провиантская, Артиллерийская) и две конторы (Казначейская и Мундирная). Канцелярии отличались от контор большим объемом деятельности и потому более сложным составом.
В системе Военной коллегии находилась военная юстиция (полковые и генеральные кригсрехты). На утверждение Военной коллегии вносились приговоры военных судов, по которым офицеры приговаривались к смертной казни.
Функция управления воинскими морскими делами была возложена на Адмиралтейскую коллегию. В соответствии с этим она наделялась и компетенцией. В коллегии сосредоточивалось военное и хозяйственное управление морской частью.
Генерал-адмирал флота должен был «рапортовать обо всем» как императору, так и Адмиралтейской коллегии. Генерал-адмирал по принятии команды над флотом получал в Адмиралтейской коллегии ведомости «о всем, что отпущено во флот». Адмиралтейская коллегия выдавала генерал-адмиралу или другому адмиралу ордер на выход в море. Аншеф-командующий подавал рапорты в коллегию «о присланных в пополнение людях», а по возвращении «из кампании» — протоколы и журналы, «свои и прочих кораблей».
Адмиралтейская коллегия занималась вопросами комплектования морских кадров. Управление хозяйственной частью осуществлялось через конторы: генерал-кригс-комиссарскую (делала распоряжения о продовольствии, одежде, жалованье), казначейскую (прием, хранение, отпуск денежных сумм), цалмей-стерскую (выдача жалованья), провиантскую (заготовление, прием, хранение провианта), подрядную (подыскивала подрядчиков и осуществляла торги), контролерскую (наблюдала за покупкой вещей, приходом и расходом денег и материи), адмиралтейскую (заведовала верфями и их служителями, наблюдала за адмиралтейскими работами), обер-сарваерскую (наблюдала за заготовкой и использованием корабельных лесов и вообще всем, принадлежащим к кораблестроению, а также за мастеровыми на верфи), артиллерийскую (заведовала артиллерийской службой во флоте). Впоследствии под начало Адмиралтейской коллегии были поставлены Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы, Партикулярная верфь.
Кроме того, Адмиралтейской коллегии подчинялись канцелярии: Военно-морская и Адмиралтейская (из них первая заведовала распорядительной частью относительно военно-морских чинов, а вторая — гражданских чинов).
При коллегии состоял для военно-судебных дел обер-ауди-тор, рассматривавший все судебные дела, поступавшие из учрежденной при петербургском Адмиралтействе комиссии.
Создание коллегий, таким образом, имело большое значение в истории развития центрального военного управления. Правда, еще не было достигнуто полного единства, но распределение дел между различными органами все же было в значительной степени упорядочено. В непосредственное ведение военных коллегий поставлены органы обеспечения армии и флота (комиссариат, артиллерийские, провиантские и мундирные канцелярии), что явилось важным шагом в централизации военного управления. Деятельность военных коллегий свидетельствует о тесной связи самодержавия с вооруженными силами государства: император нередко принимал личное участие в заседаниях коллегий, постоянно давал указания по разным вопросам военного дела и хозяйства.
Малороссийская коллегия как центральный орган государственного управления России по делам Украины была образована по царскому Указу от 27 апреля 1722 г. при гетмане Ско-ропадском. Вместо «одной воеводской персоны», т. е. ранее (с 1709г.) существовавшего царского «резидента» — надсмотрщика, — «для лучшей верности и управления» была создана коллегия из шести штаб-офицеров русских полков, расквартированных на Украине, с прокурором при ней, во главе с бригадиром Вельяминовым. В отличие от Малороссийского приказа эта коллегия работала не в Москве, а в Глухове и, в отличие от других правительственных коллегий Петра I, Малороссийская коллегия состояла не из 10 человек, как все коллегии Российской империи, а из 7 сугубо военных лиц. Малороссийская коллегия официально подчинялась Сенату, в составе которого была контора по малороссийским делам, но по военным делам все украинское войско с 1723 г. подчинялось главнокомандующему русскими войсками на Украине князю М. М. Голицыну.
Основным назначением Малороссийской коллегии по указу царя было «ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами со стороны казаческой старшины. Малороссийская коллегия, пользуясь противоречиями между украинской казаческой старшиной и трудящимся населением Украины, усиливала административную власть органов Российского государства на Украине.
В то же время царское самодержавие начало проводить политику постепенной ликвидации государственности на Украине в лице таких ее органов, как власть гетмана, Войсковая или Генеральная рада, Рада генеральной старшины. В этих целях на Малороссийскую коллегию была возложена обязанность осуществлять контроль за деятельностью гетмана и казаческой старшины, для чего в города Украины вместо прежних воевод назначались царские коменданты, контролировавшие деятельность местной полковой и сотенной казаческой старшины. После смерти гетмана Скоропадского (1722 г.) избрание нового гетмана было запрещено.
С 1720—1730-х гг. царское правительство начало назначать на должности левобережных полковников русских офицеров.
Без санкции Малороссийской коллегии гетман и генеральная старшина не могли посылать универсалов, инструкций и распоряжений полковникам и сотникам на места.
Малороссийская коллегия, осуществляя судебную власть на Украине, являлась апелляционной инстанцией по делам, разбиравшимся в судебных инстанциях Украины.
Президент Малороссийской коллегии Румянцев провел перепись населения (1765—1767 гг.) — так называемую румян-цевскую ревизию с целью увеличения сборов в царскую казну, заменив натуральные подати денежными. В результате этого Малороссийская коллегия увеличила сборы с населения в царскую казну с 45,5 тыс. руб. в 1722 г. до 241,3 тыс. руб. в 1724 г.[188]
Берг-коллегия. Берг-коллегия имела исключительное право розыска и организации добычи руд, минералов и выплавки металлов. Она занималась поисками новых месторождений, исследовала присылаемые из провинции руды, выдавала денежные пособия на разработку полезных ископаемых, предоставляла оборудование, занималась подготовкой кадров, мастеров и учеников, рассматривала проекты усовершенствования горнозаводской техники и т. д. В Берг-коллегии хранились планы и чертежи металлургических предприятий.