Преобразования петровского времени имели огромное прогрессивное значение. Развитие промышленности и торговли, рост рынка создавали условия для возникновения капиталистических отношений, а сам Петр выступал «обновителем России». Подобный стандарт формирует состояние исследуемого общества в соответствии с марксовой схемой смены общественно-исторических формаций, тогда как данное состояние должно быть объяснено действием факторов своего времени, включая особые отношения между классами. Петр ввел принцип, согласно которому каждый начинал государственную службу с самого низшего ранга, одинакового для всех, как для князя, так и для крестьянина. Почему этот «герой прогресса» ввел государственный налог на боярские бороды, посвятил столько времени, энергии и средств борьбе с традициями бояр в одежде, заботам о состоянии их зубов (ведь он любил собственноручно драть зубы у бояр), стремился научить их курить и т. п.? На службе государству-собственнику исчезали классовые различия в экономическом смысле слова. Значит, социальный смысл принудительного бритья бороды и равенства шансов на государственной службе был один и тот же: если крестьянин и так понимал свое подданство перед государством, то князя надо было принудить к этому пониманию. Петр выполнял социальную роль самодержца, показывая самым сильным из своих граждан собственную власть над ними и принуждая их признать свою компетенцию даже в чисто приватной сфере.
Сами приватные сферы толковались в зависимости от социального положения. Хотя «европеизация» охватывала лишь верхний слой общества, за несоблюдение норм «европейскости» Петр карал только бояр, а в отношении купцов ограничивался налогом на бороду.
Создатель промышленности и стимулятор торговли, «прорубивший окно в Европу» и сделавший Россию морской державой, ввел абсолютную форму правления, в которой император является самовластным монархом, не обязанным отчитываться ни перед кем. И эта политическая надстройка была обусловлена формирующимся прогрессивным базисом.
Есть ряд загадок, связанных с деятельностью Петра. Как и все остальные политики, он хорошо понимал роль религии в стабилизации государства, а такую роль православная церковь выполняла с самого начала существования Московского государства. Однако Петр выказывал явное презрение к духовному сословию и собственное безразличие к религии, затевая всякие шутовские церковные службы и процессии при дворе. Если для европейской власти истинно положение: властитель, демонстрирующий презрение к тому, что для граждан является священным, подрывает свою власть, то к русской власти такое положение, вероятно, неприменимо. Нормальное состояние русской власти — это настолько глубокое и широкое насилие, что оно исключает даже возможность массового сопротивления. Именно поэтому для западных путешественников и наблюдателей самодержавие русских царей казалось разновидностью султанского или китайского деспотизма, а не модификацией абсолютизма любого европейского монарха.
Насилие власти по отношению к тому, что свободный гражданин считает священным, только укрепляет его сопротивление. То же самое насилие в отношении верноподданного только укрепляет его верноподданность власти. И действительно, введенные царским государством реформы патриарха Никона первоначально привели к сопротивлению масс верующих православных. Восстание монахов в Соловецком монастыре продолжалось семь лет (1668—1675 гг.). Полвека спустя Петр полностью подчинил себе Церковь, ликвидировал институт патриаршества и стал «верховным пастырем» Церкви. Был образован Святейший Правительствующий Синод, состоящий из назначенных им епископов, к тому же подчиняющихся светскому прокурору Синода, назначаемому царем. Монахов он считал паразитами на теле общества, закрыл многие монастыри и ограничил набор в остальные. Все эти действия не встретили сколько-нибудь значимого социального протеста. Атеизм в России тоже был инициирован верховной властью, а не являлся следствием длительного развития рационализма в лоне религиозной традиции. Смеясь над религиозными убеждениями подданных, Петр I давал им понять, что они полные рабы, абсолютно неспособные к сопротивлению. Если в шутовских церковных службах и процессиях проявлялась лишь царская блажь, то и она была для него полезной, так как углубляла подчинение подданных, значит, отражала стремление императора осуществить очередную попытку тоталитаризации России.
Во времена Петра было построено много мануфактур либо самим государством, либо при высоком участии государственных инвестиций. Тем не менее промышленные предприятия затем передавались частным лицам: в 1723 г. издается общее положение, чтобы «казенные фабрики» передавать «партикулярным лицам» отдельно или компаниям. Главным контингентом этих компаний и отдельных предпринимателей были купцы, посадские, иностранцы, иногда дворяне. Петровскую политику «приватизации» нельзя объяснить ни с либеральной, ни с марксистско-ленинской точки зрения. Ее нельзя также объяснить интересами буржуазии, поскольку такого класса в России еще не было. Зато ее можно объяснить стремлением государства к тому, чтобы буржуазия как можно скорее вышла из своих эмбриональных форм и стала классом, с помощью которого государство целиком подчинит себе феодальное дворянство.
Огромная промышленность, созданная ценой громадных финансовых и людских затрат, сразу после смерти «работника на троне» оказалась ненужной. Она уменьшилась до размеров, которые соответствовали действительному спросу бедного российского общества и богатого русского государства. Особенно показательной здесь является история ключевой отрасли промышленности — металлургии. В 1700 г. Россия производила 0,15 кг железа на душу населения, а в год смерти Петра — уже 0,80 кг. Производство продуктов металлургии, таким образом, возросло более чем в пять раз. После смерти императора металлургия еще некоторое время развивалась, а затем заглохла. Причина состояла в следующем: «Русская металлургия XVIII в., кроме покрытия военных заказов, работала главным образом на экспорт. Отечественное потребление железа было незначительным. В этом состоит объяснение того, почему промышленная революция произошла не в России, а в Англии: российское железо с уральских железоделательных заводов шло на строительство английской промышленности»[133]. Едва Англия развила собственную металлургию, потребность в русском железе упала. Отсталая Россия была не в состоянии создать оптимальный спрос внутри страны на продукты металлургической промышленности. А на спрос со стороны надзираемого общества рассчитывать было невозможно. Поэтому металлургия после смерти Петра I пришла в упадок.
Политика Петра I была следствием действия многих причин. Сущность его политики заключалась в бюрократизации общества в отличие от терроризации при Иване Грозном. Поэтому реформы «то мореплавателя, то плотника» ничуть не сделали Россию «современным государством», а реализовали направление тотальной бюрократизации общества.
Существовал и ряд других мотивов. Об одном из них Маркс писал так: «Одна характерная черта славянской расы должна броситься в глаза каждому наблюдателю. Почти повсюду славяне ограничивались территориями, удаленными от моря, оставляя морское побережье неславянским народностям. (...) Петр Великий с самого начала порвал со всеми традициями славянской расы. «России нужна вода». Эти слова... стали девизом всей его жизни! Завоевание Азовского моря было целью его первой войны с Турцией, завоевание Балтики — целью его, войны со Швецией, завоевание Черного моря — целью его второй войны против Порты и завоевание Каспийского — целью его вероломного вторжения в Персию. Для системы местных захватов достаточно было суши, для системы мировой агрессии стала необходима вода... Но здесь упускают из виду одно важное обстоятельство, тот ловкий прием, которым он перенес столицу империи из континентального центра к морской окраине, ту характерную смелость, с которой он воздвиг новую столицу на первой завоеванной им полосе Балтийского побережья почти на расстоянии пушечного выстрела от границы, намеренно дав, таким образом, своим владениям эксцентрический центр. Перенести царский трон из Москвы в Петербург значило поставить его в такие условия, в которых он не мог быть в безопасности даже от внезапных нападений, пока не будет покорено все побережье от Либавы до Торнио, а это было завершено лишь к 1809 г. с завоеванием Финляндии. (...) Это было с самого начала вызовом для европейцев и стимулом к дальнейшим завоеваниям для русских. Укрепления, имеющиеся в наше время в русской Польше, являются лишь дальнейшим шагом в осуществлении той же самой идеи. Модлин, Варшава, Ивангород представляют собой не только цитадели, предназначенные для укрощения непокорной страны. Они являются такой же угрозой Западу, какую Петербург в сфере его непосредственного влияния представлял сто лет тому назад для Севера»[134].
Петр I лишь продолжил во внешней политике линию московских царей. Со времени Ивана Грозного политика захвата других земель, морей и гор стала постоянной тенденцией внешней политики русского государства. Петр сыграл исключительную роль в этой политике, придав традиционной агрессивности государства не местные, а европейские измерения: «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала виртуозной в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордым стремлением монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира»[135].
Из высказывания Маркса остается неясным, почему именно Москва с самого начала была агрессивным государством. В 1300—1462 гг. ее территория возросла почти в двадцать раз. От последней даты, связанной со вступлением на трон Ивана I Калиты, и до смерти Ивана Грозного в 1584 г. территория возрастает еще в двенадцать раз. Этот процесс продолжался вплоть до середины XX в. Невозможно найти такую нацию-государство во всем мире, которая смогла бы сравниться с Россией в захватах чужих территорий. Но это только факт, а не объяснение. Его можно дедуцировать из марксовой квалификации Петра I, который «сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина».
Эта точка зрения может стать исходным положением теории политической традиции государственного феодализма, хотя и недостаточна для реконструирования теории политики данной системы. Политическая традиция государства мотивирует индивидуальные решения вершины (лица или органа) государственной иерархии. Но индивидуальные решения могут считаться руководящими до тех пор, пока они реализуют интересы большой группы людей, включающей саму государственную иерархию.
Выдающийся государственный деятель реализует такие интересы данной группы людей, какие она не осознала полностью. Политик или государственный деятель, взятый сам по себе, мало что значит, хотя массовое политическое сознание склонно приписывать ему главную роль. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что даже при царе Федоре Иоанновиче, «правившем» Россией с 1584 по 1598 гг., государственная машина продолжала вертеться и сохранять направление развития. Вопреки историческому идеализму роль личности в политических процессах не менее производна и второстепенна, чем в экономических процессах. Личность может ускорять, замедлять или отклонять политический курс, но не создавать его. Он всегда определяется материальными интересами определенной социальной категории, включающей класс распорядителей средствами насилия.
Если рассматривать политическую систему изолированно от, других систем, то тенденция властной иерархии к агрессии объясняется тем, что агрессия служит важнейшим средством расширения сферы контроля властной иерархии одного государства за счет властной иерархи другого государства. Эта тенденция проявляется тогда, когда внутри одного государства общество уже ему подчинено в той степени, в какой это позволяет сделать доступными власти средства технического контроля. Властная иерархия, которая полностью не овладела собственной социальной территорией, еще не является агрессивной. Она становится таковой тогда, когда все социальные территории (т. е. различные группы граждан) уже достаточно контролируются. В этом случае во имя расширения сферы контроля однавластная иерархия готова предпринять риск вооруженной конфронтации с силами принуждения, стоящими на страже другой властной иерархии. Естественно, такое правило формулируется в предположении, что потенциалы вооруженных сил двух (или больше) сравниваемых обществ примерно одинаковы. При значительных диспропорциях данных сил развития (вытекающих, к примеру, из различных уровней экономического развития двух стран) может быть и так, что властная иерархия одной страны расширяет сферу внешней регуляции за счет захвата территории другой страны, не завинчивая до конца гайки по отношению к гражданам своей страны.
Таков один из источников агрессивности страны, если пренебречь экономическими интересами собственников этой страны. Однако для классовых обществ пренебрегать подобными интересами нельзя. Согласно Марксовой идее экономическим основанием агрессивности страны является стремление к чрезвычайной концентрации прибавочного продукта, созданного на территории других стран.
Россия была классовым обществом с особой спецификой. В период господства монголов она находилась под контролем внешней силы. Затем она входит в длительный период связи власти с собственностью, которая то ослабляется, то укрепляется. Сопротивление народа приводит к ослаблению этой связи и направляет Россию на нормальный, хотя и специфический, путь развития — государственный феодализм. На протяжении этих периодов существовали различные причины агрессивности Московского государства, но одна из них присутствовала постоянно — стремление властной иерархии к расширению сферы контроля. На всех стадиях граждане русского общества угнетались своим государством.
Петровские реформы должны были конституировать буржуазию для противовеса сильному слою частных феодалов. Так как государство-собственник при Петре было слабым для уничтожения частных феодалов, оно стремилось создать им естественную оппозицию, чтобы сыграть роль третьей силы. Надо учитывать и множество других факторов, детерминирующих деятельность Русского государства в рамках рассматриваемого периода: территориальные размеры страны (обусловившие необходимость создания системы связи и средств коммуникации), большое количество населения (из чего вытекало преимущество перед соседними государствами, стимулирующее склонность к агрессивной политике), минеральные богатства страны, политическую традицию и т. д.
Материалистический подход к деятельности Петра I требует видеть в его решениях не благие пожелания, а выражение классовых интересов, включая интересы государства-собственника.
Реформы Петра I способствовали первоначальному накоплению капиталов и создали предпосылки капиталистической промышленности.
Русское государство было достаточно сильным для того, чтобы внутренние политические интересы, склоняющие любую властную иерархию (как западную, так и российскую) к достижению равновесия путем усиления гражданского отчуждения, реализовать на самом деле. Однако следствием переплетения власти с собственностью была низкая производительность труда людей, подвергающихся политическому насилию и экономической эксплуатации одновременно. Поэтому когда русское государство захотело создать промышленность, оно не могло изобрести иного способа нахождения рабочей силы, кроме превращения государственных подданных-крестьян в государственных подданных-рабочих.
Русское государство было настолько сильным, что оно сделало из подданных-крестьян.современных рабов (с точки зрения производительности труда). Связывая частных собственников со своими интересами, оно обеспечивало крайнюю эксплуатацию рабочих со стороны частных собственников. Тем самым государство ограничивало эффективный спрос на продукцию собственной промышленности.
По этим причинам (низкая производительность труда «приписных» рабочих и низкий спрос на продукцию промышленности) петровская программа создания сильной буржуазии не могла быть реализованной. Источник обеих причин был один и тот же — переплетение функций власти и собственности в руках государства. Из-за такого переплетения государство было вынуждено относиться к экономическому сопротивлению непосредственных производителей как к политическому сопротивлению и лик-; видировать его посредством насилия. Насилие государства ликвидировало волю к гражданскому сопротивлению вообще. Лишение граждан воли способствовало их социальному оцепенению и омертвению, как производителей, так и потребителей. А поскольку интересы экономики и политики не совпадают, постольку государственный феодализм в России был в Европе первой социальной системой, которая с такой силой обнажала конфликт между властью и собственностью, политикой и экономикой.
§ 4. Характеристика аппарата государственной власти
Становление абсолютизма как формы правления государства было исторически закономерным явлением в развитии феодальной политической надстройки. В. И. Ленин отметил два этапа в истории русского самодержавия: самодержавие XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией и чиновничье-дворянское, бюрократическое самодержавие XVIII в.[136] Это ленинское определение дает возможность, с одной стороны, выявить черты абсолютизма, присущие как первому, так и второму этапу, а с другой стороны, показать своеобразие, специфику полностью сформировавшегося абсолютизма[137].
4.1. Монархия с Боярской думой и боярской аристократией I (вторая четверть XVII — конец XVII в.).
Развитие государственного строя в первой четверти XVIII в. имело предпосылки в I ходе исторической эволюции Русского государства XVII в. от сословно-представительной монархии к самодержавию с Боярской думой и боярской аристократией[138]. Эти предпосылки выражадись в факторах трех видов: экономическом, социальном и политическом. Следует указать также и на влияние внешнего фактора — международной обстановки.
Характеризуя возникновение абсолютизма в странах Западной Европы, К. Маркс писал: «Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верха над другой». Ф. Эн-I гельс по этому поводу отмечал, что «абсолютная монархия I XVII и XVIII вв. держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга»[139].
В советской научной литературе отмечалось, что, несмотря на общие для ряда стран закономерности процесса становления абсолютизма, в России этот процесс имел некоторые существенные особенности[140]. Эти особенности были обусловлены экономическим и социальным развитием страны.
В. И. Ленин говорил о новом периоде русской истории (примерно с XVII в.) — об установлении абсолютной монархии, которое сопровождалось широкой экспансией государства во все сферы общественной корпоративной и частной жизни.
Областью зарождения элементов капиталистического уклада стало мануфактурное производство и барщинное помещичье хозяйство, отхожие промыслы и крестьянская торговля. Сферой накопления капитала была купеческая торговля.
В XVII в. производительные силы страны достигли успехов по сравнению с предшествующим столетием. На базе развития ремесла и в связи с ростом производительности труда создаются мануфактуры. В сельском хозяйстве и ремесле происходит специализация районов на производстве определенного продукта. Зарождается разделение на районы, в которых быстрее развивается барщина, и районы, в которых быстрее развивается оброк. В связи с этим увеличивается значение товарного производства и обращения.
Расширение товарного производства вызвало в 1673 г. распоряжение правительства взимать с посадских людей деньги взамен стрелецкого хлеба, а торговля была обложена пятинным сбором.
Возрастание торговой роли Москвы и расширение межгородских связей свидетельствовало о формировании в XVII в. всероссийского рынка. Товарно-денежные отношения становились заметным фактором в хозяйственной жизни страны, вовлекая в обмен хозяйства крестьян и вотчины феодалов.
Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, способствовавшая втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка.
Однако в России продолжалось поступательное развитие феодализма, его распространение вширь и вглубь. Натуральная система в XVII в. еще оставалась прочной.
Крепостничество задерживало развитие «буржуазных связей». Сельское хозяйство, ремесло, мануфактуры, промыслы не выходили за рамки феодальной организации и эксплуатации труда. В условиях всеобщего закрепощения возможности применения наемной рабочей силы были крайне ограничены. Наймит в XVII в. находился в условиях, близких к феодальной зависимости, и нередко попадал в кабальную или холопскую неволю. Применение наемного труда на мануфактурах в первой половине XVIII в. имело тенденцию к сокращению.
Использование наемного труда на промысловых предприятиях Нижнего Поволжья, по признанию исследователей, было «спорадическим явлением зачаточного характера в развитии капиталистического производства»[141], так как подавляющая часть отходников не имела личной свободы (дворцовые и частновладельческие крестьяне). Общая тенденция закрепощения приводила к тому, что со временем «гулящие» люди попадали в тяглое состояние.
Что касается развития торговли, то здесь необходимо иметь в виду указание классиков марксизма-ленинизма о том, что товарно-денежные отношения сами по себе не являются спецификой капиталистического способа производства. В. И. Ленин подчеркивал, что в феодальном обществе был большой элемент развития торговли, промышленности. К. Маркс считал феодальное хозяйство натуральным прежде всего по системе эксплуатации труда, т.е. по системе производственных отношений: рабочая сила при феодализме не выступала как товар, прибавочный труд на феодала отдавался в натуральной непосредственной форме.
Феодально-крепостнические отношения в России создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство было основано на мелком натуральном крестьянском хозяйстве, которое не было высокопродуктивным.
Советский историк М. Я. Волков, специально работавший над проблемой формирования буржуазии в XVII—XVIII вв., подчеркивает, что, хотя процесс зарождения городской буржуазии берет начало в XVIII в., представители торгово-ростовщического и торгово-промышленного капитала продолжали присваивать часть феодальной ренты через откупа, подряды, продажу товаров, полученных из казны; они оставались экономически связанными с феодальной системой хозяйства и зависимыми от нее.
Вместе с тем было бы неправильно совершенно игнорировать роль торгово-промышленного населения в процессе становления абсолютизма. Современный уровень развития исторической науки позволяет отметить следующие обстоятельства. Верхи посадского населения участвовали в отправлении функции государства, особенно в финансовом управлении. Во второй четверти XVII в. усиливается привлечение гостей и гостиной сотни торговых людей в качестве дьяков и на Казенный двор, ведавший царской вещевой казной. Купечество было заинтересовано в установлении абсолютизма, так как сильная центральная власть могла способствовать развитию торговли и промышленности и создать условия для жесткой эксплуатации рабочей силы в производстве. В свою очередь, острая нужда в деньгах заставляла феодально-крепостническое правительство в ряде вопросов идти навстречу формирующейся буржуазии. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило требования посадских людей о приписке к посадам частновладельческих слобод. В 70—80-е гг. XVII в. сборы косвенных, а затем и прямых налогов были переданы посадским органам, также было принято несколько решений о приписке пришлых людей к посаду.
Особенности абсолютизма в России определили характер реформирования аппарата государственной власти. Дворянство стало главной движущей силой этих преобразований. Зарождавшаяся буржуазия была еще слаба экономически. Ее противоречия с господствующим классом проявлялись преимущественно в хозяйственной сфере и еще не приобрели острого характера.
Возрастающая централизация государственного управления сочеталась с усилением крепостнического гнета. Крестьянские повинности не были регламентированы законом. Крепостной труд превалировал над свободным. Этому способствовало и то, что в государственной промышленности использовался труд крепостных. Частновладельческие крестьяне составляли более половины населения, а раздача государственных (черносотных) земель помещикам увеличивала их численность.
Советские историки (Б. Ф. Поршнев, Е. И. Индова, А. А. Преображенский, Л. В. Черепнин и др.) показали влияние народных движений на переход к абсолютной монархии.
Противоборство между крестьянством и классом феодалов, по словам А. Н. Сахарова, явилось основным историческим фактором в становлении русского абсолютизма[142]. Антифеодальные движения крестьянства сливались с городскими восстаниями. Правительство стремилось подчинить города и городское население крепостническим порядкам, общим для всего государства. Соборное уложение прикрепило посадских людей к городам без права перехода в другой город и даже в сельские местности. После издания Уложения в 1650 г. вспыхнуло восстание в Пскове и Новгороде. Реакцией на податной гнет со стороны правительства было восстание в Москве в 1662 г. В XVII в. классовая борьба достигает особой остроты, превращаясь в крестьянские войны.
Борьба трудящихся масс наносила чувствительные удары феодально-крепостническому строю. Обилие царских указов о борьбе с бегством крестьян во второй половине XVII в. является одним из доказательств бессилия существовавшей государственной машины и необходимости ее совершенствования. Но сначала должно было произойти сплочение самого класса феодалов.
События начала XVII в. вызвали ряд осложнений в социально-экономической жизни страны, обострение антагонистических противоречий внутри феодального общества. Поэтому государство стремилось представить свою власть как власть, выражающую интересы всего народа. Не случайно Филарет провозглашал намерение «о Московском государстве промышляти, чтоб во всем попрати как лучше, чтоб все люди нашего государства по Божьей милости и нашим царским призреньем жили в покое и тишине»[143]. Так зарождалась идеология государства «общего блага» — идеология абсолютизма. Параллельно этому шел процесс укрепления царской власти, усиления ее юридической неограниченности и независимости. Постепенно утрачивали прежнее политическое значение органы, ранее ограничивавшие власть царя. Конечно, во второй четверти XVII в. это были всего лишь первые шаги, ибо на 40—50-е гг. приходится период весьма интенсивной деятельности Земских соборов. Но предпосылки для развития абсолютизма уже появились. Если в период сословно-представительной монархии Боярская дума и Земские соборы ограничивали власть царя, то со второй четверти XVII в. эти органы начинают лишаться своих исключительных полномочий.
Известно, что Михаил Федорович Романов при избрании его на престол обязался «мыслить о всяких делах с бояры и с думными людьми сопча, а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делати». Между тем Михаил соблюдал эти ограничительные условия только до прибытия Филарета из плена. Целовальная запись 1627 г. прямо противоположна ограничительной записи, взятой с Михаила. Она обязывала бояр, окольничих и думных людей «самовольством без государева ведома никаких дел не делати»[144].
Боярская дума второй четверти XVII в. теряет прежний политический авторитет. Права ее были в значительной степени ограничены. Во второй половине XVII в. завершается превращение Боярской думы из органа, ограничивавшего власть царя, в простой исполнительный орган при нем с чисто совещательным значением. Власть царя Алексея Михайловича не была даже формально связана ограничительными записями: «Наивысшее пишется самодержцем и государство свое правит по своей воле»[145].
Характерно, что и в XVII в. параллельно изменениям в структуре господствующего класса шел процесс изменения состава думы. Во второй половине XVII в. особенно возрос удельный вес думных дворян и дьяков. Если в XVI в. титулованная знать составляла 65% от числа всех бояр, то в XVII в. — только 56%. Процесс снижения аристократического состава думы прервался при Петре I, который сохранил в Боярской думе представителей высшей знати и мало пополнил состав думных дворян до упразднения Думы вообще. Таким образом, некоторые количественные изменения в соотношении представителей боярства и дворянства в Думе не привели к ее качественному преобразованию. Дума до конца своих дней оставалась органом феодальной аристократии. Но в XVII в. видная роль боярской аристократии уже не противоречила усилению царской власти.
В конце XVII — начале XVIII вв., когда процесс «одворяни-вания» и консолидации господствующего класса зашел уже достаточно далеко, Боярская дума как аристократический орган не соответствовала более условиям времени и была заменена новыми органами (Консилия министров, Сенат). В середине XVII в. Земские соборы в связи с переходом от сословно-пред-ставительной монархии к абсолютизму утрачивают значение органов сословного представительства и превращаются в совещания по сословным делам.
Основные требования дворянства и верхов торгового посадского населения к этому времени уже осуществились. Царское правительство утратило интерес к Земским соборам, поскольку оно получило средства к осуществлению своей политики и помимо сословных представителей (приказы, укрепление финансовой независимости, реорганизация армии).