В ведении Берг-коллегии находилась вся казенная горнодобывающая промышленность, исключая Олонецкие, Липецкие, Кузьминские заводы, оставшиеся в подчинении Адмиралтейской коллегии.
Заводы Сибирской губернии отходили к Берг-коллегии постепенно.
Не все металлургические предприятия подвергались одина-, ковому воздействию Берг-коллегии. Если на казенных заводах под ее надзором совершался весь производственный цикл, то влияние государственного аппарата на частные заводы ограничивалось предоставлением технической помощи и консультаций.
Создание единого центра руководства горнорудным делом в условиях экономической изолированности отдельных промышленных районов, территориальной отдаленности их друг от друга и от центра потребовало организации разветвленной сети местных органов: Московский и Сибирский обер-берг-амты, Казанский, Пермский, Нерчинский берг-амты, Архангелого-родская и Петербургская берг-конторы, канцелярия Олонецких заводов, Томское горное начальство и т. д.
Помимо осуществления основных функций, Берг-коллегии были переданы управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей. Коллегии принадлежала и судебная функция по вопросам нарушения ее компетенции (суд и розыск над лицами, препятствовавшими поискам руд на своих землях, суд над похитителями благородных металлов с целью выделки фальшивых монет и т. д.).
Мануфактур-коллегия. Мануфактур-коллегия сосредоточила руководство всей промышленностью, за исключением горнодобывающей. В отличие от других коллегий она находилась в Москве — центре промышленного производства — и непосредственно управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья, Сибири. Находившаяся в Петербурге Мануфактур-контора ведала фабриками Петербургской, Новгородской и Псковской губерний.
Наиболее характерной чертой деятельности Мануфактур-коллегии была всесторонняя регламентация крупной и мелкой промышленности. В обязанности коллегии вменялось наблюдение за состоянием мануфактур, выяснение причин их упадка, принятия мер к подъему и расширению. Она имела право контролировать технологию производства и капиталовложений, занималась снабжением заводов материалами, рассматривала представляемые ей образцы товаров. Коллегия, имела право регулировать вопросы, связанные с привлечением и подготовкой кадров, и была высшей аттестационной комиссией. В своей деятельности Мануфактур-коллегия постоянно встречалась с таким острым вопросом, как обеспечение новых мануфактур рабочей силой. Она ставила этот вопрос перед правительством, в результате чего именным царским указом было разрешено покупать для фабрик и заводов деревни с крестьянами.
Деятельность Мануфактур-коллегии была тесно связана с господствовавшими в то время идеями меркантилистской политики. Новый таможенный тариф 1724 г., в выработке которого Мануфактур-коллегия принимала непосредственное участие, устанавливал высокие ставки ввозных пошлин на иностранные товары (от 25 до 75%).
Помимо выполнения основной задачи по развитию промышленности, Мануфактур-коллегия осуществляла суд по делам между мастеровыми и учениками.
Коммерц-коллегия. Основная функция Коммерц-коллегии состояла в содействии развитию торговли. В связи с этим ее компетенция была очень обширна, поскольку в ее ведение входило наблюдение за всеми отраслями торговли.
Коллегия занималась вопросами постройки и снаряжения купеческих судов, осуществляла таможенный надзор, назначала таможенных служащих, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов.
По делам внешней торговли России Коммерц-коллегия имела «корреспонденцию» с министерствами и агентами, пребывавшими за границей, назначала консулов в те страны, с которыми Россия поддерживала коммерческие сношения, и сочиняла для них инструкции, собирала сведения о торговле иностранных государств. Коллегия контролировала купцов, ведущих заграничную торговлю, «чтоб они товары туда посылали добрые».
В первый период деятельности (до учреждения Главного магистрата) Коммерц-коллегия имела широкие полномочия по отношению к городскому населению в области торговли, суда, полиции и пр. С организацией Главного магистрата все вопросы, связанные с внутренней торговлей и купечеством, отошли под его ведение. Однако 8 мая 1723 г. состоялся указ, согласно которому Коммерц-коллегия могла приглашать русских купцов без письменного сношения с Главным магистратом «для совету о купеческих делах». Коммерц-коллегия выполняла судебные функции. Она рассматривала споры и преступления, затрагивающие торговые и таможенные уставы, споры городов о торгах.
Главный магистрат. Главный магистрат играл двоякую роль, являясь, с одной стороны, магистратом Санкт-Петербурга, а с другой — высшей инстанцией по отношению ко всем местным магистратам. Именно последнее качество давало ему право занимать в системе высшего управления положение наряду с другими коллегиями.
Основные функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в содействии развитию торговли и про-{ мышленности в городах, организации управления посадским населением. Для исполнения этих функций Главному магистрату были даны соответствующие полномочия: наблюдение за городскими ремеслами, промыслами и торговлей, организация магистратов на местах (утверждение выборов, назначение канцелярского штата) и руководство ими, наблюдение за хозяйством городов.
С созданием Главного магистрата была ликвидирована подсудность посадского населения воеводской власти. И установлен принцип иммунитета от юрисдикции общих судов (исключая ведомство Преображенского приказа). Эта мера имела целью создать благоприятные условия для развития торговли и промышленности в городах, чтобы купечеству и промышленникам «в разных приказах волокиты и от приказных разных чинов людей нападков и убытков не было». По делам горожан с людьми «не магистратского ведомства» подлежало «разыскивать надворным судьям с президентом магистрата обще».
Камер-коллегия. Камер-коллегия осуществляла функцию «высшего надзирания» за всеми видами сборов (прямых и косвенных). В соответствии с этим создавались и органы финансового управления. Подушные деньги собирали в провинциях земские комиссары под надзором губернаторов и воевод; распоряжалась этими деньгами Военная коллегия, а губернаторы и воеводы систематически давали отчеты по этим сборам в Камер-коллегию. К ней же они обращались в затруднительных случаях, а Камер-коллегия давала им «на все вопросы и случаи добрый совет и наставление». Все это ставило ее в положение органа, имевшего наибольшую «корреспонденцию» с губернаторами и воеводами. На Камер-коллегию было возложено назначение агентов финансового управления провинции (камериров и земских комиссаров). Она рассматривала жалобы на местную администрацию о неправильном взимании податей, сборов.
Таможенные пошлины собирала Коммерц-коллегия и деньги отсылала в Штатс-контору, сообщая сведения о суммах ежемесячными ведомостями в Камер-коллегию. Всеми сборами в городах занимались магистраты. Собранные деньги рассылались по указаниям Камер-коллегии в различные ведомства. Сама Камер-коллегия непосредственно ведала питейными сборами, а также соляными (через подчиненную ей соляную контору) и некоторыми другими сборами.
Как орган, осуществлявший высший контроль над доходной частью бюджета, Камер-коллегия имела право делать письменные представления в Сенат на предмет введения новых сборов. Осуществляя оперативное управление во вверенной ей области, Камер-коллегия заключала контракты об откупах и подрядах, утверждала пошлины и цены на привозимые и вывозимые товары, изготовляла образцы счетов и ведомостей.
В ведении Камер-коллегии до учреждения должности генерал-провиантмейстера находилось заготовление провианта для войска. Камер-коллегия делала разверстку рекрутской повинности и надзирала за сбором рекрутов до передачи их военным властям.
Большую часть дел Камер-коллегии вели Камер-конторы, освободившие ее от текущих дел: Гражданская, Счетная, Пошлинная, Акцизная, три «экономственных». На них возлагалось общее наблюдение за текущими доходами и расходами, за состоянием дел в провинциях.
Помимо осуществления основных функций, Камер-коллегии предоставлялось право судить и штрафовать за неисправности в сборах податей, недоставление отчетности и другие неправильные действия по финансовому управлению. Под ее ведением находились «доимочные дела», рассматриваемые в дои-мочной конторе. Иногда Камер-коллегия вела расследования о похищении денежной казны.
Штатс-контор коллегия. Штатс-контор коллегия осуществляла надзор за всеми государственными расходами, должна была «убыток, вред и опасность отвращать». Она составляла государственный штат, куда входили: штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций. Каждый штат тщательно изучался, и если обнаруживались «несправедливости», то Штатс-контора письменно сообщала об этом царю или Сенату. Все штаты заносились в специальную книгу, называемую «Генеральный штат всего государства», которая ежегодно подавалась на подпись царю. Выплата жалованья чиновникам всех учреждений в государстве производилась только на основе распоряжений Штатс-конторы.
Штатс-контора имела свои провинциальные органы — рен-тереи, которые являлись местными казначействами. Однако вскоре они оказались подчиненными воеводе и камериру.
Ревизион-коллегия. Ревизион-коллегия учреждалась «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел». Она наблюдала, чтобы во всем государстве «денежной и другой всякой казне приходы и расходы, так и счета чинены были».
Ежегодно все коллегии и канцелярии (включая канцелярию Сената и Синода) присылали в Ревизион-коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам. Ревизион-коллегия сверяла их с указами и книгами контролерскими и в случае несходства «учиняла розыск», осуществляя, таким образом, судебную функцию. Ревизион-коллегия судила и наказывала коллежских чиновников за преступления по доходам и счетам.
Коллегия юстиции. К кенцу первой четверти XVIII в. существовало два наиболее крупных судебных ведомства: по политическим преступлениям — Преображенский приказ, подчиненный непосредственно царю; по общеуголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам — Коллегия юстиции, образованная в 1717—1718 гг. Судебные функции в пределах своего ведомства имели и другие коллегии. Жалобы на «неправные вершения» коллегий докладывались рекетмейстером самому императору. Было установлено суровое наказание за подачу челобитий в вышестоящие органы, минуя соответствующие инстанции (нижние, надворные суды, Юстиц-коллегия, Сенат).
Коллегия юстиции сосредоточила «расправу гражданских дел» на территории всего государства.
При образовании Коллегии юстиции в ее непосредственное ведение отданы Расправная палата Сената, Московская земская канцелярия (именуемая Земским приказом) и Поместный приказ.
Однако вскоре Расправная палата и Московская земская канцелярия были преобразованы соответственно в Санкт-Петербургский надворный и Московский нижний суды (последний поставлен непосредственно под начало Московского надворного суда, а Поместный приказ преобразован вначале в Канцелярию вотчинных дел, а потом в Вотчинную коллегию).
В Вотчинную коллегию присылались сообщения, «где.сколько помеченных и вотчинных решительных дел». Она рассматривала жалобы на «неправые решения» губернаторов по поместным и вотчинным делам.
Коллегия юстиции возглавляла довольно разветвленную судебную систему, начальным звеном которой были провинциальные нижние и городские суды, вторым — надворные суды. Эта судебная система сформировалась уже после учреждения Юстиц-коллегии, при ее деятельном участии.
Коллегии юстиции приходилось вести борьбу против вторжения высших и местных учреждений в ее компетенцию. В Указе из Юстиц-коллегии от 15 января 1717 г. подчеркивалось: «Кроме иноземцев, никаким людям изъятым из суда той коллегии не быть, какова бы они звания и имени не были, в делах убив-ственных, разбойных и татиных, кроме одних особ офицерских и солдатских, или которые особо ведомы в канцелярии Преображенской и Адмиралтейства»[189]. В дальнейшем Юстиц-коллегия перестала признавать иммунитет от своей юрисдикции офицеров лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков.
Коллегия юстиции пыталась вести борьбу против вторжения в судебную деятельность воевод и губернаторов, однако, по ее собственному признанию, это было «не что иное, но только не малой напрасной труд». Не было вполне четкого размежевания функций административных и судебных органов. Воеводы, хотя и устранялись от суда и расправы, но «чинили вспомогатель-ство» в осуществлении «экзекуции» и имели право в случае несогласия с решением судьи приостанавливать исполнение с одновременной подачей доношений в надворный суд. Все это привело к тому, что городовые судьи были упразднены с передачей их функций воеводам.
Коллегия юстиции действовала как аппеляционная инстанция по отношению к народным судам. Стороны могли подавать жалобу не только на «неправое судебное решение, но и на «неправый и противный указам розыск». Получив такую жалобу, Коллегия юстиции на заседании обсуждала, были ли основания для переноса дела из надворного суда. Нередко она признавала возможным дальнейшее рассмотрение и расследование дела в том же суде, давая ему соответствующие указания.
Коллегия юстиции действовала и как суд первой инстанции по наиболее «важным и спорным» делам, которые надворным судам по каким-либо причинам решить «невозможно».
Закон не определял, какая категория дел рассматривалась в качестве важных, предоставляя это на усмотрение самих судей. На практике дело принималось коллегией Юстиции к производству по первой инстанции по указу царя или Сената.
Как орган, возглавлявший обширную судебную систему, Юстиц-коллегия осуществляла и судебно-административное руководство. Она давала судам указания о решении дел. Особенно часто Юстиц-коллегия отправляла в нижестоящие судебные инстанции указы о «немедленном следовании и безволокитном решении» дел о похищении казны (так называемые интересные дела), о взяточничестве, краже, разбое, грабеже, убийстве. Она устанавливала часы работы отдельных судебных учреждений, регулярно рассматривала присылаемые из судов «табели служителей» и ведомости «вершеным» и «невершеным» делам, налагала взыскания на судей, решала вопрос об отставке судей по болезни и старости.
В Коллегию юстиции до 1720 г. присылались лица, приговоренные к каторжным работам, для отсылки их к месту отбывания наказания. В 1720 г. это было возложено на Московский надворный суд. Однако осужденных за наиболее тяжкие преступления продолжали присылать в Юстиц-коллегию.
Коллегия юстиции являлась частью огромного бюрократического аппарата абсолютизма, неизменной спутницей которого была волокита. И хотя в коллегии в подчиненные суды беспрестанно отсылались указы о «безволокитном вершении», в ней самой дела лежали по 5 лет и более.
Несмотря на жесточайшую уголовную репрессию, Коллегия юстиции не могла сдерживать рост преступности, порождаемой самой сущностью эксплуататорского общества. Многочисленные доношения воевод, губернаторов, фискалов показывают, что «разбои, воровства и убивства» не только не уменьшались, но «умножались».
Сложившаяся в первой четверти XVIII в. судебная система обеспечивала карательную политику царизма в отношении трудящихся масс. В деятельности Коллегии юстиции, как об этом свидетельствуют дошедшие до нас материалы, со всей очевидностью проявлялся классовый подход к расследованию и рассмотрению дел.
Духовная коллегия. Синод был государственным учреждением по вопросам церкви. Так же, как и все остальные коллегии, он не мог действовать без «соизволения» императора. Члены Синода, наряду с другими государственными чиновниками, приводились к присяге на верность императору.
Все указы Синода писались по формуле: «Указ е. в. императора и самодержца всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода».
Духовный регламент разделял дела, подведомственные Синоду, на два разряда: дела, касающиеся вообще всех христиан (и светских, и духовных), и дела, относящиеся к духовенству и светским людям, причастным к духовному ведомству.
Синод являлся административным и судебным учреждением. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль духовного ведомства, управлял церковными и монастырскими вотчинами. Синод осуществлял суд в отношении ряда преступлений, таких как ересь, раскол, богохульство, нарушение церковной дисциплины и т. д. Наивысшее наказание, которое могла применить церковная власть, — анафема.
Если духовное лицо привлекалось к суду по гражданским делам, то оно судилось не в Синоде, а в тех гражданских учреждениях, к которым относились такие дела.
Синоду было подсудно все обширное население церковных вотчин, и он стремился к полному изъятию лиц «синодальной команды» из подсудности гражданским учреждениям, что, однако, было пресечено царской резолюцией в декабре 1721 г. Круг ведомства Синода ограничивался светской властью. Сенат имел возможность вмешиваться в решение даже чисто (церковных вопросов. 19 ноября 1721 г. Петр I предписал Синоду, если в отсутствие царя появится необходимость в каких-либо новых и важных определениях, устраивать с Сенатом общие собрания — конференции. Впоследствии такие конференции Сената с Синодом стали постоянными. Итак, развитие высшего государственного управления было обусловлено внутренними потребностями страны, ее международным положением и имело исторически прогрессивный характер. Создание 9 коллегий (впоследствии их число доходило (до 13) вместо 80 существовавших в XVII в. приказов обеспечило абсолютной монархии централизованный ведомственный аппарат и являлось большим прогрессом в развитии высшего управления.
Развитие системы высших органов шло в направлении окончательного оформления абсолютизма в соответствии со следующими основными закономерностями: усиление власти царя, полная ликвидация пережитков сословно-представительной монархии, бюрократизация однородных функций управления, установление стройной системы подчиненности низших органов высшим, организационное отделение присутствия от канцелярии, складывание чиновничества — особой касты людей, назначаемых царем и формально только перед ним ответственных.
Система высших органов в целом получила более совершенную организацию; были четко определены компетенция и положение каждого звена как подчиненного по отношению к вышестоящему звену, происходила постепенная бюрократизация состава высших органов, разрыв с сословным принципом комплектования.
В целом развитие системы высших органов государственной власти и управления содействовало переходу самодержавия от монархии с Боярской думой и боярской аристократией к чиновничье-дворянской империи и надежно обеспечивало интересы господствующего класса дворян-крепостников.
§ 6. Органы местного управления
История местного управления первой четверти XVIII в. привлекала к себе внимание многих дореволюционных ученых. Это не случайно. Буржуазные историки искали в этом вопросе ключ к «пониманию и оценке современного положения»[190]. В советской литературе эта проблема специально не ставилась. В настоящей работе местное управление рассматривается как часть бюрократического аппарата абсолютизма.
6.1. Административно-территориальное деление.
Сложившееся в XVII в. разделение государства на множество уездов, станов и волостей не отвечало насущным задачам русского абсолютизма, для осуществления которых требовалась более централизованная, стройная организация государственной территории.
Война и финансовые затруднения, а главное — восстания крестьянства ставили задачу укрепления местных органов. Создавалась необходимость перестройки административно-территориального деления в целях приведения его в соответствие со всей системой феодально-крепостнического государства, служения задачам подавления эксплуатируемого большинства, принудительного взимания налогов, установления строжайшего полицейского надзора.
Необходимость нового деления была подготовлена условиями развития всероссийского рынка, создававшего новые связи между районами страны.
С конца XVII — начала XVIII в. правительство предприняло ряд попыток укрупнить административно-территориальные единицы. Подготовительной мерой к учреждению губерний являлось введение округов в 1707 г., когда все города, отстоявшие от Москвы далее 100 верст, были расписаны по 5 крупным центрам (Смоленск, Киев, Азов, Казань, Архангельск).
Разгар народного движения на юге в 1708 г. вызвал необходимость усиления аппарата власти на местах, в связи с чем страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерман-ландскую (переименованную в 1710 г. в Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангельскую, Сибирскую.
Губернии состояли из административного центра — губернского города — и приписанных к нему городов. Каждый город в губернии имел свой район — уезд. Таким образом, создание губерний не упразднило уезды, а лишь объединило их вокруг нескольких центров.
Губернии были неравномерны по территории и количеству включенных в их состав городов. Впоследствии губернское деление подверглось некоторым изменениям: в 1713—1714 гг. образована Рижская губерния, в состав которой вошли Смоленская и Ревельская, в 1714 г. из Казанской губернии выделена Новгородская, существовавшая до конца 1717 г., когда она была вновь соединена с Казанской, в 1717 г. из Казанской губернии выделена Астраханская.
Значительная пространственная протяженность губерний и интересы усиления местной власти вызвали складывание круп-, ных делений, занявших среднее положение между губернией и уездами. В период с 1710 по 1715 г. такими единицами являлись обер-комендантские провинции, в основу которых был положен принцип приписки второстепенных городов, где правили коменданты, к главному городу, где находился обер-комен-дант. Однако общего указа о введении этого деления не было и обер-комендантская провинция не стала повсеместным явлением. Указ 28 января 1715 г. делал попытку ввести в качестве промежуточного звена между губернией и уездом ландратские доли, охватывавшие определенное число тяглых дворов (3536). Ландратские доли создавались в соответствии с губернаторскими указами, причем по усмотрению губернаторов допускались отступления от указной цифры в сторону как увеличения, так и уменьшения.
Разделение на ландратские доли не было осуществлено повсеместно. Указ от 28 января 1715г. предписывал образовывать ландратские доли только там, где в городах не было комендантов.
Вторая областная реформа 1719—1720 гг. проводилась с учетом преобразований в системе высших государственных органов и заключалась в том, что деление на провинции стало общим для всей страны. Существовавшие к тому моменту 11 губерний были поделены на 45, а в дальнейшем на 50 провинций. Провинции стали составными единицами губерний. Это позволило создать на местах более мощный и разветвленный аппарат местного управления: уезды объединялись в провинции, а провинции в губернии.
В исторической и историко-правовой литературе высказывалось мнение о том, что административное деление России, сложившееся в первой четверти XVIII в., упразднило прежние московские административно-территориальные единицы. Это не соответствует исторической действительности. В указах о введении провинциального деления в качестве основных частей провинции упоминаются уезды. Ревизская перепись 1722— 1723 гг. проводилась по уездам, станам, волостям. Следовательно, ни реформа 1708 г., ни реформа 1719 г. не разрушили деление на уезды, станы и волости. Провинция 1719 г., как и губерния 1708 г., как бы наслаивалась на старое деление, не меняя его по существу.
Сформировавшееся при Петре I административно-территориальное деление России по своему назначению было поли-цейско-фискальным. Экономические связи не были еще развиты в такой степени, чтобы стать его основой. Управление промышленностью и торговлей укладывалось в рамки центральных ведомств, не затрагивая компетенции местных органов.
6.2. Местное управление в 1699—1719 гг.
В конце XVII — начале XVIII в. сохранялась форма управления, сложившаяся в XVII в. Реорганизацией в местном управлении правительство стремилось усилить органы управления на местах, объединить дворянство вокруг представителей абсолютизма.
Так, в 1702 г. была сделана попытка привлечь дворянство к участию в воеводском управлении. Однако, как свидетельствует указ от 19 января 1705 г., воеводские товарищи не везде были избраны ввиду отсутствия дворянства на местах. Поэтому институт выборных воеводских товарищей заменен их назначением самими воеводами с последующим утверждением в Разрядном приказе.
Реформа 1708 г. вызвала большие изменения в структуре органов местного управления. Новая губернская администрация не сложилась сразу в окончательном виде, а развивалась на протяжении 1709—1719 гг., так и не получив в этот период своего завершения,
В 1708—1709 гг. были проведены только подготовительные мероприятия (изготовление воеводами и бурмистрами приходно-расходных книг и передача их губернаторам), местное управление оставалось на прежних началах и лишь в 1710г. введено новое.
Главным органом местного управления стал губернатор. В губернии, находившиеся на военном положении, назначались генерал-губернаторы, занимавшие важные должности в сухопутном войске или во флоте. Власть некоторых губернаторов охватывала несколько губерний. Губернаторы назначались царскими указами. Они были представителями царской администрации и все свои решения принимали от имени царя.
В отличие от воевод, действовавших на основе персональных наказов, губернаторы управляли на основе постоянных инструкций, общеобязательных для всей губернии. В этой регламентации деятельности государственных учреждений и усилении их подчиненности центральным органам проявлялись характерные черты абсолютизма.
Помощники губернаторов были вице-губернаторами. Они заменяли губернаторов в случае их отсутствия. Иногда вице-губернаторам поручалось самостоятельное управление какой-либо частью губернии.
В административных единицах, составлявших губернию, органами управления были обер-коменданты (в провинции), коменданты (в уезде), ландраты (в уездах тех городов, где не было крепостей и гарнизонов, а также в ландратских долях).
С целью обуздать губернаторское «властительство» было введено коллегиальное начало. В 1713 г. при губернаторах учреждены ландратские советы, «и губернатор у них не яко властитель, но яко президент, и иметь оному два голоса, а прочим по одному»[191]. Ландраты избирались местными дворянами и утверждались Сенатом. Ландратские советы учреждались также при вице-губернаторах и обер-комендантах. Эти советы иногда заменяли собой губернаторов в случаях их отсутствия.
Ландраты и коменданты находились в непосредственной зависимости от губернаторов и подлежали в случае преступлений или проступков суду ландратских советов в составе вице-губернатора и ландратов под председательством губернаторов. Зависимость комендантов от губернаторов увеличилась в 1712 г., когда их выбор был предоставлен губернаторскому усмотрению.
Одной из важнейших черт бюрократизации местных органов было отделение функций присутствия от канцелярии. Указом 1714г. предписывалось дьякам и секретарям подписывать лишь такие бумаги, которые не подлежат решению присутствия.
При губернаторах, обер-комендантах, ландратах находились соответствующие канцелярии (губернская, провинциальная, приказные избы), состоявшие из дьяков и подьячих, распределявшихся по отделениям (повытьям).
В количественном отношении состав местных канцелярий не регламентировался законом, вследствие чего число дьяков и подьячих в них не было одинаковым.
В состав органов губернского управления входили съезжие дворы, на которых производились следствия и розыски. Под управлением местных органов находились надсмотрщики крепостных дел, провиантмейстеры, ратушные инспекторы, комиссары для денежных и других сборов и т. д.
В исследуемый период местные органы сосредоточивали в себе судебные и административные функции. Однако уже в 1713 г. была предпринята первая попытка отделить суд от администрации. Указом от 24 апреля 1713 г. предписывалось на каждую провинцию выбрать по одному ландрихтеру с непосредственным подчинением ландратскому правлению. Ландрихтеры назначались непосредственно сенатскими указами по представлению губернаторов. Как правило, ландрихтер был один на всю губернию, но иногда их бывало и больше.
Ландрихтеры осуществляли в основном судебные функции, хотя они занимались и общегубернскими делами и даже могли заменять губернаторов при их отлучках. Окончательный судебный характер ландрихтеров определился в 1719 г., когда им всем было предписано быть при делах Юстиц-коллегии.
В станах и волостях представителями царской администрации были старосты, целовальники, ларечные. В 1710 г. учреждены сотские с пятидесятскими и десятскими, главная обязанность которых состояла в наблюдении за тем, чтобы в подведомственном им районе не было беглых крестьян и солдат. Сотник осуществлял надзор за бездоимочным сбором подушных денег и других платежей, осуществлял первоначальные следственные действия.
Кроме того, в каждом стане имелись специальные должностные лица из числа дворян (надсмотрщики, окладчики), осуществлявшие надзор за почтовой службой, за набором рабочей силы на казенные предприятия и строительство и т. д.