Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Итоги освоения целинных и залежных земель




АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ

АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ



мыми возможностями повышения почвенного плодородия и увеличения урожайности.

Кто же поверит этому вещуну, решившему припугнуть нас в период перехода к коммунизму?! Следовательно, по Шмальгаузену породообразование и сортообразование затухает, а по Роде затухает почвообразовательный процесс. Но мало этого.

В 1947 г. появилось большое двухтомное произведение профессора Ковда, назы­вающееся «Происхождение и режим засоленных почв». В этой работе профессор Ковда по существу пропагандирует, поддерживает развитую американскими ирригаторами «теорию» неизбежности засоления почвы.

Он пишет: «В итоге, независимо от того, будут ли при поливе орошаемого масси­ва приняты жесткие нормы воды, не превышающие водоудерживающую способность почвы, или нормы полива будут превышать водоудерживающую способность, — в обоих случаях и особенно во втором соленакопление под влиянием притока солей с ороситель­ными водами будет протекать особенно быстро».

«В ряде ландшафтов процессы засоления почв совершенно независимо от хозяйст­венной деятельности человека, в частности от ирригации, будут сопровождать хозяй­ственную деятельность человека...».

Что же получается? В важнейших науках, и в области развития растительного и животного мира, и в области почвообразования, и в области учения об орошаемом зем­леделии, развиваются теории, согласно которым в перспективе у нас нет ничего хороше­го. Объективно все такие теории ведут к неверию в дело победы коммунизма в нашей стране. И хотят авторы или не хотят, объективно они играют на руку противникам коммунизма, т. е. противникам всего передового и прогрессивного.

Все указанные работы вышли из высшего научного учреждения: из Академии наук СССР. Это свидетельствует о том, что имеется явное неблагополучие в науке в ряде институтов Академии наук. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, взяв на себя инициативу в борьбе с реакционными теориями в области биоло­гии и агрономии, я думаю, сделает правильно, если обратится к Академии наук Союза с просьбой посмотреть на свои институты, освежить явно затхлую и реакционную ат­мосферу, которая образовалась в некоторых институтах Академии наук.

Я думаю, такая инициатива со стороны Всесоюзной академии сельскохозяйствен­ных наук имени Ленина была бы неплоха. Я считаю, что вообще одним из важнейших ус­ловий дальнейшего развития науки является необходимость решительно покончить с «хуторами» в науке, которые носят до сих пор название «школ». Вскоре, однако, эти де­магогические обвинения были сняты.




* * *

Следовательно, середина XX столетия - это самый драматический пе­риод в развитии отечественной агрономии, период наступления лысенков-щины, физического устранения и издевательств над лучшими представите­лями отечественной науки. Этот период развития агрономической науки со всей убедительностью показал, как ученые, руководствуясь теоретическими интересами, интересами науки и страны, дают ценные и важные для страны и в целом для науки, результаты. Принижение теоретического уровня рано или поздно уменьшает нравственную, практическую ценность науки и приводят к человеческим трагедиям. А научные беспринципность, идеологическое угод­ничество науки, может быть весьма мощным репрессивным рычагом в отно­шении всего народа.




Освоение целинных и залежных земель в 50-60-х годах XX в. важней­шая национальная программа, веха в истории страны.

Принятие правительственного решения о начале освоения весной 1954 г. целинных и залежных земель на востоке страны имело серьезные основа­ния. За годы войны были практически полностью уничтожены около 100 тыс. колхозов и совхозов. Посевные площади зерновых культур в России со­кратились на 19,3 млн.га, а среднегодовое производство зерна в 1946 - 1950 гг. составило 35,4 млн.т, или на 20 млн.т меньше довоенного уровня. Сель­ское хозяйство страны было экстенсивным. Так, в 1953 г. было внесено все­го 1,4 млн.т минеральных удобрений, органические удобрения практически не вносились. Потребление электроэнергии не превышало 3 млрд. кВт-ч. Средняя урожайность зерновых культур по стране в эти годы не превышала 8 ц/га.



В то же время в стране ощущался острый недостаток продовольствия. Объем государственных закупок зерна выполнялся на 35^0 %, и был ниже уровня 1940 г. Так, в 1953 г. при обязательствах госзакупок 13,5 млн.т фак­тически заготовлено или немногим более 7,6 млн.т.

Доля зерна, отвечающего продовольственным кондициям, не пре­вышала 30 %, а среднедушевое потребление было не выше 450 кг. Катастро­фически не хватало фуражного зерна для развития животноводства.

Преодолеть дефицит продовольствия можно было двумя путями: ин­тенсификацией земледелия в районах традиционного производства зерна в центральной части и на юге России или получением хлеба на востоке страны за счет распашки огромных степных пространств и эксплуатации высокого естественного плодородия целинных почв. Решение продовольственной про­блемы на основе интенсификации сельскохозяйственного производства было невозможным из-за отсутствия материально-технических ресурсов, из-за ог­ромного ущерба, нанесенного народному хозяйству в годы Великой Отечест­венной войны. В условиях военного противостояния двух сверхдержав, чрез­вычайно низкой в большинстве хозяйств культуры земледелия, слабого раз­вития химической индустрии лишь освоение целинных земель давало быст­рую отдачу и позволяло хотя бы на время снять остроту продовольственной проблемы. Ведение хозяйства на интенсивной основе требовало больших ма­териальных затрат, а также огромного временного отрезка для накопления опыта и знаний. Таких возможностей у советской экономики в тот период не было. Военно-политическая обстановка 50-х годов не позволяла значитель­ного перераспределения ресурсов за счет ВПК и тяжелой индустрии в целом.

В то же время в стране имелись громадные площади не используемых угодий. В 1953 г. только в 14 областях Российской Федерации и 8 областях Казахстана насчитывалось до 40 млн.га целинных и залежных земель. За счет их освоения можно было в течение 4-5 лет дополнительно получить не­сколько десятков миллионов тонн зерна.

Выбор в пользу такого решения определялся еще и необходимостью






Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 675; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9868 - | 7426 - или читать все...

Читайте также:

  1. IV. Итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков
  2. VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
  3. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее итоги
  4. Агрегат для освоения и ремонта скважин А-50М
  5. Альтернативные источники энергии и проблемы их освоения
  6. Анализ рельефа земель сельхозугодий с применением ArcView GIS 3.1
  7. Анализ теоретических взглядов и практических подходов к правовому обеспечению формирования границ земельных участков в современной России
  8. АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  9. Ахарактеризуйте особенности социально- экономического развития украинских земель в составе Австро- Венгрии в начале ХХстолетия
  10. Ахарактеризуйте социально – политической жизни украинских земель в межвоенный период в составе Польши. Сравните с положением украинцев в составе Румунии и Чехословакии
  11. Базовые элементы земельно-информационных систем
  12. Библиографический список. Ответ на второй вопрос задачи указан в Ст. 29 Земельного Кодекса РСФСР


 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.