double arrow

Агронаука в XVIII веке. Наказов О порядке организации и ведения сельского хозяйства. Все эти нака­зы - не теоретические трактаты, А руководства к практике. Сибирский приказ в своих

АГРОНАУКА В XVIII веке


наказов о порядке организации и ведения сельского хозяйства. Все эти нака­зы - не теоретические трактаты, а руководства к практике. Сибирский Приказ в своих воеводских наказах по вполне понятным причинам не мог указать даже примерных сроков и ограничивался лишь очень общей и очень осто­рожной формулировкой: сеять и жать «во время», «не истеряв времени». Служилые люди сами, исходя из общих указаний, должны были определять конкретные сроки проведения сельскохозяйственных работ и, несомненно, определяли их на основе своих или крестьянских наблюдений и опыта.

Сибирский Приказ руководствовался, как правило, сельскохозяйствен­ным «опытом» центральных и северных районов Русского государства. В них почти всегда имеются указания на необходимость учитывать местные усло­вия, действовать «по пригожеству» «смотря по тамошнему делу». Они свиде­тельствуют о попытке организованной передачи сельскохозяйственного опы­та центральных областей сибирскому земледельческому населению.

Другая группа наказов, представляла собой местные инструкции. Они давались приказчикам крестьянских слобод или волостей. Значительное ко­личество сохранившихся наказных памятей приказчикам дают довольно от­четливое представление о круге основных агротехнических требований, ко­торыми руководствовались местные организаторы казенной запашки. Памяти давали указания о производстве и характере работ по всем основным момен­там сельскохозяйственных работ.

Следовательно, в XVII в. в Сибири проводилась большая и сложная ра­бота по выявлению и изучению пригодных для сельского хозяйства земель­ных площадей с одновременной проверкой возможности выращивания на этих площадях зерновых, технических культур, установлению агротехниче­ских условий их возделывания, выяснению сибирских природных ресурсов.

Развитие сибирского земледелии, в частности в Томском уезде, тесно связано с первыми, русскими земледелами-переселенцами. Главную роль в хозяйственных занятиях местных жителей в начале XVII в. играла охота, ры­боловство и собирание корней и стеблей дикорастущих съедобных растений, а также собирание грибов, ягод, и кедровых орехов. Охота, рыболовство и собирательство дополнялись скотоводством и мотыжным земледелием при­митивного типа. Несмотря на то, что правительство Бориса Годунова в 1604 г., когда основывался Томский город, уже делало распоряжение о создании туземных пашен, сведений о таковых не имеется.

Первые русские жители Томска создавали и первые пашни в окрестно­стях города. Отсутствие развитого земледелия заставило царское правитель­ство посылать в новый город для государева поля и первых запашек служи­лых людей необходимое количество семян ржи, овса и ячменя. В царском наказе 1606 г. новым томским письменным головам Матвею Ржевскому и Семену Бартеневу имеется распоряжение о развитии земледелия в Томском уезде. Из этого наказа следует, что в 1606 г. в окрестностях Томска не только появилось земледелие, но была создана и государева пашня.

Еще более определенные указания о наличии земледелия около города Томска относятся к 1614 г. В челобитной томских стрельцов и казаков царю




Михаилу Романову сообщалось о нападении на город киргизов и других ту­земцев, которые отогнали у томских жителей лошадей и коров и «твой госу­дарев хлеб и казачей на ялане выжгли и вытоптали».

Участок государева поля по своим размерам был невелик из-за отсут­ствия рабочих рук для его обработки. Поэтому для возделывания хлеба на десятинной государевой пашне, правительство направило в Томский город группы ссыльных людей. Уже в 1608 г. в Томск были сосланы «за опалу» 35 человек. Ссылка «опальных людей» в Томский город и использование их на обработке «государевой елани» продолжалась, и в дальнейшем.

Помимо ссыльных, на государевой пашне использовались крестьяне, направленные в Томск «по государеву указу». Выше уже упоминалось о цар­ском распоряжении Верхотурскому воеводе в 1605 г. об отправке в Томск «охочих людей». В 1626 г. в Томск были присланы три крестьянские семьи из Тобольска, получившие подмогу по 10 руб. на семью. В 1631 г. царская грамота Верхотурскому воеводе вновь повелевала послать в Томск и Том­ский «разряд» на постоянное житье 100 крестьянских семейств из Верхотур-ского уезда «со всем их пашенным заводом», выдав им подмогу по 10 руб. каждой семье.

Кроме государевой пашни, в первой половине XVII в. Томском уезде имелись собственные запашки крестьян.

Земельные участки различных групп служилых людей были неодина­ковы по своим размерам: имелись относительно крупные владения, дости­гавшие нескольких десятков десятин пахотной земли, и, наряду с ними - не­большие наделы пеших и части конных казаков, которые «нужны и бедны» и которым «царского хлебного жалованья на год не доставает».

Кроме крестьян, посадских и служилых людей, хлебопашеством в XVII в. занимал­ся и Алексеевский мужской монастырь, основанный в 20-е годы XVII в. Первоначально монастырские строения и земли были расположены около устья речки Киргизки. Затем монастырское хозяйство начало обрастать новыми угодьями. В 1634 г. на свои владения по нижнему течению реки монастырь имел уже «данные» грамоты. В последующие годы он расширил свои владения, приобрел сенные покосы за Томью. На берегу Томи мона­стырь основал Монастырскую деревню, где жили крестьяне, обрабатывавшие мона­стырскую пашню. Он имел «нераспашные земли и дикого поля и дубрав. Монастырь по­строил и свою мельницу. Кроме пахотного участка, леса, сенокосных угодий, ему в этом районе принадлежали и рыбные ловли. В 1653 г. монастырь приобрел путем вклада слу­жилого человека Федора Ивановича Пущина деревню Иштан.

Деревня эта явилась исходным пунктом распространения монастырских владений в устье Томи и на Оби. Уже в том же, 1653 г., представитель Алексеевского монастыря старец Ефим купил земель на 30 рублей. Позднее он же принял в заклад рыбные ловли у татар Евагина городка и рыболовный участок татар Горбуновых юрт Кичура Шакулина с «товарищами».

В 1683 г. монастырь приобрел путем вклада и пахотные земли, сенокосные угодья и рыбные ловли, принадлежащие томскому сыну боярскому Юрию Егловскому. В Томском областном архиве нами найдена вкладная грамота на эти угодья. По этой вкладной мо­нашество приобрело половину земельных владений и рыбных ловелъ семьи Егловских, по правому берегу р. Оби от устья Томи вниз до селения Красный Яр.

В 1670 и 1671 гг. монастырь захватил в свои руки земли между Большим и Малым Искитимами, основал деревню, поселив в ней три семьи монастырских крестьян. Путем




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: