Музейные занятия

Коллоквиумы.

Список литературы

Повестка дня второго заседания

Повестка дня первого заседания

1. Об изменениях в политической системе (государственном устройстве) Российской империи.

2. Об отношении к помещичьему землевладению и наделению крестьян землей (аграрные программы ведущих политических партий).

1. О введении восьмичасового рабочего дня.

2. О национально-государственном устройстве России.

3. Об отношении к первой мировой войне (внешнеполитические доктрины политических партий).

По отдельным вопросам могут выступать и другие члены фракций, не обязательно ее лидеры.

Второй этап. После выступления представителей всех фракций председатель объявляет начало прений, в которых участвуют все студенты. Они могут задавать вопросы или приводить дополнительные аргументы в поддержку «своей» партии. По окончании прений Президиум подводит итоги: обобщает услышанное о позициях и программных требованиях ведущих политических партий и выявляет принципиальные расхождения между ними по основополагающим социально-экономическим и политическим вопросам, а также отмечает при этом, кто из игроков наиболее убедительно и последовательно представил позицию соответствующей партии, как работали другие члены фракции.

Заключительный этап. Преподаватель подводит окончательный итог игре, оценивает действия председателей, выражает мнение по поводу их выводов, дает краткое теоретическое заключение по теме, обращая внимание на вопросы: в чем проявилась несостоятельность консервативной и либеральной моделей модернизации России в начале ХХ века и почему победа в итоге оказалась за большевиками.

Преподаватель оценивает участие каждого игрока (лидеров и членов фракций) по следующим параметрам: знание исторического материала, закономерностей исторического развития, соблюдение принципов исторической науки: объективности, историзма, социального подхода, альтернативности, а также умение вести полемику, работать индивидуально и в команде.

1. Мартов Л. История российской социал-демократии. Петроград, 1923.

2. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.

3. Наше Отечество: Опыт политической истории. Ч. I., М., 1991.

4. Политические партии России: история и современность. Под ред. Зевелева А.И., Свириденко Ю.П., Шелохаева В.В. М., 2000.

5. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. М., 1985.

6. Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой российской революции. М., 1987.

7. Хрестоматия по истории России: с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., Проспект, 1999.

Коллоквиумы проводятся по ключевым и актуальным проблемам истории России или по обсуждению современных публикаций.

Для каждого коллоквиума формулируются:

1. Цель.

2. Сценарий.

3. Конкретные задания и рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к коллоквиуму.

4. Правила оформления результатов выполненных заданий.

5. Вопросы для самоконтроля.

6. Список рекомендуемой литературы.

Вариант 1. «Крещение Руси: проблема религиозного выбора»

Вариант 2. «Сходства и отличия «петровской» и «сталинской» модернизации».

Посещения музеев проводится в рамках изучаемой исторической тематики. Для каждого посещения музея формулируются:

1. Цель.

2. Конкретные задания и рекомендации по самостоятельной подготовке студентов.

3. Вопросы для изучения и самоконтроля.

4. Правила оформления результатов выполненных заданий.

5. Список литературы, рекомендуемой для изучения темы.

4. Тесты по дисциплине «История»

(примеры тестов разных типов)[2]

Первый тип: тесты закрытого типа с единичным выбором

1. Служилые люди, составлявшие постоянное войско ХУI в., назывались:

А) дружинники

Б) наемники

В) стрельцы

Г) казаки

2. В результате церковных реформ патриарха Никона:

А) было введено патриаршество

Б) учрежден Святейший Синод

В) возник церковный раскол

Г) проведена секуляризация церковных земель

3. «Бироновщиной» называют период правления:

А) Елизаветы Петровны

Б) Петра Ш

В) Анны Иоанновны

Г) Екатерины П

4. Какой по счету была последняя советская пятилетка:

А) шестой

Б) десятой

В) четвертой

Г) двенадцатой

Второй тип: тесты закрытого типа с множественным выбором

5. Укажите причины дворцовых переворотов в период 1725-1762 гг.:

А) народные волнения;

В) отсутствие четкого порядка престолонаследия;

С) недовольство дворян петровскими реформами;

Д) борьба за власть среди высшей знати;

Е) ограничение дворянских привилегий.

6. Отметьте признаки, характеризующие НЭП:

А) отмена продразверстки;

В) введение продналога;

С) осуществление денежной реформы;

Д) введение коммерческого расчета в частном секторе экономики;

Е) ликвидация монополии внешней торговли.

Третий тип: тесты на соответствие:

7. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их царствования.

Василий Шуйский Ливонская война
Иван IV Восстание Е. Пугачева
Петр I Восстание И. Болотникова
Екатерина II Северная война

8. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными или разработанными ими реформами:

М.М. Сперанский Указ о выходе крестьян из общины и праве
А.А. Аракчеев Закрепления надельной земли в личную собственность домохозяина
Н.А. Милютин Подготовка отмены крепостного права
П.А. Столыпин Проект «Введение к уложению государственных законов»

9. Сопоставьте события, представленные в левом столбце, с датами, приведенными в правом столбце:

Сталинградская битва 1. апрель - май 1945 г.
Битва на Курской дуге 2. ноябрь 1942 г. – февраль 1943 г.
Битва за Москву 3. июль-август 1943 г.
Берлинская операция 4. октябрь – декабрь 1941 г.

Четвертый тип: тесты на дополнение:

10. Община у восточных славян называлась ….

(вервь)

11. Создателями славянской азбуки считают ….

(Кирилла и Мефодия)

12. Как назывался общерусский свод законов, принятый в конце ХУ века...

(судебник Ивана Ш)

13. Западниками или славянофилами были А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы…

(славянофилами)

14. 14. Первая в России железная дорога была построена в …

(1837 г.)

15. Конституция современного российского государства была принята…

(12 декабря 1993 г.)

Пятый тип: тесты на последовательность:

16. Расположите в хронологической последовательности правления российских реформаторов:

- П.А. Столыпин

- Н.А. Милютин

- М.М.Сперанский

- С.Ю. Витте

17. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

- реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева

- аграрные реформы П.А.Столыпина

- отмена крепостного права в России

- закон о вольных хлебопашцах

18. Расположите правление следующих советских руководителей в хронологической последовательности:

- Н.С. Хрущев

- Ю.В. Андропов

- Л.И. Брежнев

- М.С.Горбачев

5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История»

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

2. Методы и источники изучения истории, понятия и классификация исторического источника.

3. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

4. Методология и теория исторической науки.

5. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

6. Проблема этногенеза восточных славян.

7. Основные этапы становления древнерусской государственности.

8. Особенности социального строя Древней Руси.

9. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

10.Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.

11.Специфика формирования единого российского государства.

12.Формирование сословной организации общества. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

13.Реформы Петра I.

14.Век Екатерины.

15.Особенности и основные этапы экономического развития России (XIX век).

16.Складывание индустриального общества в России: общее и особенное.

17.Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века.

18.Реформы и реформаторы в России XIX века.

19.Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

20.Роль XX столетия в мировой истории.

21.Россия в начале XX века.

22.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

23.Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

24.Революция 1917 года.

25.Формирование однопартийного политического режима после Октября 1917 года.

26.Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.

27.Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.

28.Образование СССР. Культурная жизнь страны в 1920-е годы.

29.Внешняя политика Советского государства в 1920 - 1930 гг.

30. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 1930 гг.

31.Усиление личной власти Сталина.

32. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

33. Великая Отечественная война.

34. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945 – 1952).

35. «Холодная война» (середина 1940 - 1980 гг.)

36. Попытки осуществления политических и экономических реформ (1953 – 1964 гг.)

37. НТР и её влияние на ход общественного развития.

38. СССР в середине 1960 - 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений.

39. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.

40. События августа 1991 года. Распад СССР. Беловежские соглашения.

41. Становление новой российской государственности (конец ХХ - начало ХХI вв.)

42. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

43. Культура в современной России.

44. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

6. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения по дисциплине «История»

Виды учебной работы Максимальный балл Зачетный балл
Модуль 1. От Древней Руси к формированию единого российского государства (VI – XVI вв.)    
в том числе    
Посещение лекций    
Подготовка и выполнение докладов/рефератов    
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре    
Рубежный контроль по Модулю 1. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум)    
Модуль 2. Россия в эпоху Нового времени    
в том числе    
Посещение лекций    
Подготовка и выполнение докладов/рефератов    
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре    
Рубежный контроль по Модулю 2. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум).    
Модуль 3. Отечество в период советский власти    
в том числе    
Посещение лекций    
Подготовка и выполнение докладов/рефератов    
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре    
Рубежный контроль по Модулю 3. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум)    
Модуль 4. Россия на рубеже ХХ-ХХI вв.    
в том числе    
Посещение лекций    
Подготовка и выполнение докладов/рефератов    
Подготовка и участие в ролевой/деловой игре    
Рубежный контроль по Модулю 4. (аудиторная контрольная работа, коллоквиум)    
Промежуточная аттестация – экзамен    

[1] Основные модели и варианты «деловых игр» представлены в отдельном пособии:

[2] В учебно-практическом пособии – Отечественная история (Гуманитас т. П) в заключении каждого раздела представлены задания-тесты по каждой теме курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: