Основные положения Афинской Хартии 1933 год

- свободно расположенный в пространстве многоквартирный блок» — это единственно целесообразный тип жилища;

- городская территория должна чётко разделяться на функциональные зоны:

- жилые массивы;

- промышленная (рабочая) территория;

- зона отдыха;

- транспортная инфраструктура

- в основу города был положен принцип функционального зонирования

- регламентация озеленения жилых территорий,

- отказ от замкнутой квартальной застройки с дворами-колодцами,

- переходу к свободно аэрируемой открытой застройке при хорошей инсоляции жилищ при преимущественно меридиональном размещении зданий

55. Перші проекти реконструкції Москви(Щусев, Шестаков)

Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.)

В специально организованной в 1918 г. архитектурной мастерской Моссовета под руководством А. Щусева и И. Жолтовского был разработан генеральный план столицы, получивший название «Новая Москва» (1918-1924 гг.). Этот план, рассчитанный на 25-30 лет, проектировался в пределах окружной железной дороги. Общая идея планировки основывалась на исторически сложившейся радиально-кольцевой структуре с сохранением существующей системы улиц и большого числа памятников старины. В местах пересечения радиальных магистралей с кольцевыми намечалось создание площадей и транспортных развязок. Были разработаны проекты отдельных городских районов, намечены работы по благоустройству окраин.

Центром Москвы оставался Кремль вместе с системой прилегающих к нему площадей. Кремль трактовался как музей русской национальной культуры, открытый для народа. Генеральный план предусматривал замыкание полукольца А. Помимо существующих колец (Бульварного, Садового и кольца, проходящего по бывшему Камер-Коллежскому валу), предполагалось создать новое кольцо Г протяженностью 60 км в виде полосы, застроенной по принципу «города-сада». От зеленой зоны к центру города, по мнению авторов, должны были пройти три зеленых клина. Промышленная зона отводилась в юго-восточную часть города и ее дальнейшее развитие намечалось на основе уже существующей там промышленности.

Бережное отношение авторов к исторически сложившейся системе города было главным достоинством проекта. Впоследствии именно этот принцип был положен в основу утвержденного в 1935 г. генерального плана реконструкции Москвы. Вместе с тем в 1935 г. предусматривалась решительная градостроительная реконструкция. Совершенно естественно, что в начале 20-х годов авторы «Новой Москвы» еще не могли предвидеть масштабы развития столицы. Щусев переносил административный центр на петербургское шоссе, а по генплану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных зданий (его сотрудники обследовали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как в ходе реализации генплана 1935 года были снесены многие исторические здания и кварталы. Щусевский план был резко раскритикован в 1924-1925 годах городской администрацией и только строительство мавзолея Ленина позволило зодчему избежать репрессий. Важно отметить, что с генпланом "Новая Москва" был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой)многочисленных рабочих поселков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б. М. Сакулина). В генплане "Новая Москва" была ярко выражена идея развития планировки города с радиально-кольцевыми магистралями, сегодня критикуемая специалистами по транспорту, но это был вполне исполнимый проект,направленный на улучшение жизни горожан, на удобство пешеходного движения и развитие технических средств обслуживания города (реконструкция речного порта и железнолорожного узла).

Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 – 1925 гг.)

Инженер С. Шестаков создал проект «Большой Москвы» (1921-1925 гг.), основывающийся на исторически сложившейся радиально-кольцевой структуре города, общая территория которого увеличивалась до 200 тыс. га (территория Москвы была в 1912 г. 17,7 тыс. га, в 1929 г. 24,4 тыс. га, в 1933 г. 28,5 тыс. га). Историческое ядро города опоясывалось системой трех колец. Было предусмотрено комплексное развитие целого экономического района с учетом тяготеющих к столице городов. Звенигород, Подольск, Домодедово и др., находящиеся на расстоянии 40-80 км, составляли пер вое кольцо. Волокол7амск, Можайск Серпухов и др. на расстоянии 90-120 км образовывали второе кльцо. Именно железная дорога должна была стать границей города и служить как для грузового, так и для пассажирского сообщения. Подмосковные города и прочие населенные пункты становились московскими районами. Город делился на несколько зон. Первая — деловая — в пределах Малого кольца Московской окружной железной дороги. Вторая — от МК МОЖД до современной МКАД (данные примерные, поскольку МКАД тогда просто не было). Это зона развития и зона промышленных предприятий. Следующая зона — садовая — для проживания (пригороды-сады). И последняя, четвертая — лесное кольцо шириной 3-5 километров, чтобы отделить город от природной территории. По замыслу Шестакова, основным домостроением должно было стать частное. И знаменитый поселок Сокол — отголосок того самого Генплана.

Проект «Большая Москва». (1921 – 1925 гг.) С. Шестакова. 1 — Центральный строительный район с общественно-политическим центром; 2 — промышленный район; 3 — новый строительный район; 4 — крупные зелёные насаждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: