double arrow

Схемы наблюдения за особенностями коммуникативной деятельности (взаимодействия) учителя и учащихся на уроке

Схема наблюдения №1. Карта школьной адаптации

Схемы наблюдения за детьми, испытывающими сложности в адаптации в начальной школе

Основной задачей данного наблюдения является — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей группы риска школьной дезадаптации.

В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое, так или иначе, выделяет его из общей массы детей.

Приведём примеры.

1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.

2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.

3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.

Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.

При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.

Для качественного проведения наблюдения необходимо заранее приготовить листы-схемы и листы для фиксации наблюдений. Для этого нужно знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт в каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Если все дети имеют свое постоянное место, можно заранее подписать парты, а затем их пронумеровать, как это показано ниже на листе-схеме (см. схема №1).

Первичные результаты наблюдение можно заносить в лист-схему класса (особенно это удобно, если наблюдатель не знаком с детьми). При этом необходимо пользоваться признаками (параметрами) наблюдения одной из выбранных схем наблюдения.

Наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Можно даже расписать эти ситуации:

- Начало учебного дня: первый, второй уроки. При этом психолог должен присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка различных видов активности.

- Конец учебного дня: четвертый, пятый уроки.

- Начало недели (четверти).

- Конец недели (четверти).

- Урок физкультуры, урок труда (информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне существенна).

- Начало учебного дня (первый, второй уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.

- Конец учебного дня (четвертый, пятый уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.

Схема №1. Лист-схема рассадки детей в классе.

Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем, социальным педагогом или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.

1-я шкалаучебная активность.

5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.

4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.

3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.

2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.

1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.

0 – учебная активность отсутствует полностью.

2-я шкалаусвоение программных материалов.

5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.

4 – единичные ошибки.

3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.

2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.

1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.

0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

3-я шкалаповедение на уроке.

5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.

4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.

3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.

2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.

1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.

0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

4-я шкалаповедение на перемене.

5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.

4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.

3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.

2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.

1 – пассивен, избегает других.

0 – часто нарушает нормы поведения.

5-я шкалавзаимоотношения с одноклассниками.

5 – общителен, легко контактирует с детьми.

4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.

3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.

2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 – замкнут, изолирован от других.

0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям, часто конфликтует.

6-я шкалаотношение к учителю.

5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.

4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.

3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.

2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.

1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.

0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

7-я шкалаэмоции.

5 – хорошее настроение, часто улыбается.

4 – спокойное эмоциональное состояние.

3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).

2 – отрицательные эмоции преобладают.

1 – депрессивное настроение.

0 – агрессия.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации

Фамилия, имя Учебная активность Усвоение программного материала Поведение на уроке Поведение на перемене Взаимоотно-шения с одноклассни-ками Отношение к учителю Эмоции Общий балл Выводы
1.                  
2.                  
3.                  
                   

В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–27 баллов – к среднему, менее 20 – к низкому.

Схема наблюдения №2. Карта наблюдения за поведением ребенка в школе

Дата____________ фамилия, имя ребенка____________________________________

№ школы _________________ класс __________ возраст ______________________

Показатели поведения и состояния ребенка Нет, редко Иногда Да, часто
1 балл 2 балла 3 балла
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину      
Перебивает учителя и не реагирует на его заме­чания, часто переспрашивает      
Быстро нарастает утомление, истощение, ста­новится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя      
На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учи­телем      
На контрольных работах (или перед ней) чрез­мерно тревожен, не уверен в своих силах, бес­покоен      
Часто не понимает задания, задает много во­просов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает      
В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее или быстро забы­вает      
Постоянно отвлекается, требует дополнитель­ного контроля учителя, более детального инди­видуального объяснения      
При выполнении задания задает много вопросов      
На переменах становится особенно агрессив­ным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку)      
Приходит в школу неготовым — постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)      
Суммарный балл  

Каждый показа­тель оценивается один раз по всей совокупности вопросов, и ставится определенный балл.

При суммарном балле до 15 — состояние ребенка не вызыва­ет тревоги, при суммарном балле от 15 до 20 — следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, на­грузку, трудности, взаимоотношение с учителем, сверстника­ми. При суммарном балле > 20 — необходимо обратить внима­ние на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнитель­ные нагрузки, детально проанализировать всепроблемы ре­бенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи.

При необходимости можно составить сводную таблицу по классу.

Сводная таблица «Поведение и состояние детей в школе»

Класс______________Дата_______

Фамилия, имя учащегося Показатели Суммар­ный балл
                       
1.                      
2.                      
3.                      
и т.д.                      

Количество детей, имеющих суммарный балл < 15,___(%)

Количество детей, имеющих суммарный балл от 15 до 20,

Количество детей, имеющих суммарный бал > 20,___(%)

Если суммарный балл больше 20 отмечен лишь у отдельных детей в классе, скорее всего, причина не в школе. Поэтому необ­ходимо внимательно проанализировать внешкольный режим, взаимоотношения с родителями, дополнительные нагрузки, осо­бенности функционального и психического развития, школь­ные трудности конкретного ребенка. Если суммарный балл больше 20 отмечается у большинства учащихся, следует искать причину в школьной нагрузке, организации учебного процесса, тактике работы учителя.

Важно отметить также особенности поведения отдельных детей, которые необходимо учесть. Например, отношение к школьным оценкам, эмоциональную неустойчивость в новых ситуациях, трудности организации деятельности и т.п. Необхо­димо внимательное наблюдение за теми детьми, у которых баллы по разным показателям сильно различаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: