X
С1
XX
X СО
Ф
X
X Ф ТО О Ш
I
Её
Ш
О IФ
Ш I
К Ф
X С
О щ
С» О
§1
Роль в решении социальных проблем
В народнохозяйственном комплексе и его
Место общественного питания
И место в подготовке коммерсантов для сферы услуг
Предмет дисциплины, ее содержание
В условиях всестороннего обновления белорусского общества взят курс на социальную переориентацию экономики, направленную на удовлетворение потребностей людей в полноценном питании, а также на насыщение рынка товарами народного потребления и услугами в нужном ассортименте и высокого качества. В реализации этих задач значительное место отводится общественному питанию как составной части сферы обслуживания.
Общественное питание занимает важное место в реализации социально-экономических задач, связанных с укреплением здоровья людей, повышением производительности их труда, экономным использованием продовольственных ресурсов, обеспечением свободного времени и подлинного социального равенства между мужчиной и женщиной, цивилизацией быта и созданием возможностей для культурного проведения досуга и, наконец, охраной окружающей среды.
Независимо от форм развития государства важнейшей гуманистической задачей его социально-экономической политики является распределение продовольствия между членами общества исходя из потребностей в нем. Решить эту задачу без хорошо налаженной и четко функционирующей системы общественного питания невозможно.
Общественное питание принадлежит как к сфере материального производства, так и к сфере обслуживания (производство продукции и производительный, в основном, характер труда). Сфера обслуживания включает отрасли материального производства (торговля и общественное питание) и непроизводственные
1. Предмет дисциплины
отрасли, которые объединены общностью выполняемой функции — непосредственного удовлетворения потребностей населения в товарах (продукции) и услугах.
Кроме того, предоставляя материальные услуги непроизводственного назначения, общественное питание вместе с другими отраслями, оказывающими материальные услуги производственного назначения и нематериальные услуги, составляют сферу услуг (рис. 1.1).
Общественное производство
Отрасли материального производства
Непроизводственные отрасли
I Ф о. |
с; 2 о
л? ш со |
I- О
Материально-вещественное производство
кзсо шхш оган
шо
ю то
О I-
с о
со 9 Ш1
ото: саз:
хО
1° г о
° 5 ^ со
Л ° О х
ф
о *
^*
-° с
ш о
ю
о
ф
а. х о о
т со а. а СО
I т со ^
§§. со 2"
Я о
©
°СЯ
&|
са
X
* о
са о
X
о х
га
&*- ^со„
&*
т^а
ат
ш
о.
■3 о
осо гасо
ГЦ -
шт-В хсоо
=1с
Нематериальные услуги |
Материальное производство
Материальные услуги производственного назначения
Сфера обслуживания
Материальные услуги
непроизводственного
назначения
Сфера услуг
Рис. 1.1. Общественное питание в системе отраслей общественного производства
Положение общественного питания в общественном производстве определяет перспективные направления его развития.
1. 2. Предмет и задачи дисциплины
Принадлежность к производственной сфере требует дальнейшей индустриализации отрасли, а принадлежность к отраслям сферы обслуживания — совершенствования методов и форм обслуживания потребителей и повышения культуры обслуживания.
Предприятия общественного питания организуются при учебных заведениях, больницах, домах отдыха и санаториях, турбазах и других объектах. Они могут предоставлять услуги за счет средств бюджета, общественных фондов и т. д.
Главной задачей общественного питания является предоставление торговых услуг населению в форме общественно организованного питания.
К основным задачам дальнейшего развития общественного питания можно отнести следующие:
• повышение качества продукции и культуры обслуживания;
. индустриализация общественного питания;
• совершенствование организации общественного питания
по месту работы и учебы населения;
. расширение сети специализированных предприятий общественного питания, в том числе предприятий быстрого обслуживания;
• повышение уровня организации труда и управления;
. экономия материальных, топливно-энергетических и других ресурсов.
Перед работниками общественного питания стоит задача неуклонного увеличения товарооборота, и в первую очередь оборота продукции собственного производства, причем увеличение объема торгово-производственной деятельности предприятий должно сочетаться с высокой культурой обслуживания потребителей.
1.2. Предмет и задачи дисциплины
Древние римляне поставили памятник своему мифическому врачевателю Эскулапу и двум его неразлучным помощницам — Гимее (покровительнице здоровья) и Кулине (богине кухни) в знак того, что Гимея проводит в жизнь свои законы руками Ку-лины. Пища дает нам и энергию, и материал для построения тканей, и биологически активные вещества. Нет второстепенных
1. Предмет дисциплины
пищевых компонентов, важны и белки, и жиры, и углеводы, и витамины, и минеральные вещества.
Однако питаемся мы не пищевыми веществами и даже не продуктами, а приготовленными из них блюдами, качество которых во многом зависит от владения специалистами технологией приготовления пищи.
Технология производства продукции общественного питания, или кулинария, от лат. сиИпа — кухня) — техническая дисциплина, изучающая рациональное приготовление кулинарной продукции в условиях массового производства.
Цель дисциплины — приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в освоении технологических процессов обработки сырья, приготовления, оформления и отпуска кулинарной продукции, оценки ее качества и безопасности.
Предмет дисциплины — технология производства полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания; физико-химические и биохимические процессы, происходящие в продуктах при их кулинарной обработке; требования к качеству кулинарной продукции; способы управления технологическими процессами в целях получения готовой продукции высокого качества.
Задачи курса:
• обеспечение качества и безопасности кулинарной продукции;
• выпуск кулинарной продукции, сбалансированной по основным компонентам пищи: аминокислотному, жировому, минеральному, витаминному и т. д.;
. обеспечение хорошего усвоения пищи за счет придания ей необходимых аромата, вкуса, внешнего вида;
. снижение отходов и потерь пищевых веществ при кулинарной обработке продуктов; использование малоотходных и безотходных технологий;
. максимальная механизация и автоматизация производственных процессов, сокращение затрат ручного труда, энергии, материалов;
• индустриализация процессов производства кулинарной
продукции.
Дисциплина «Технология производства продукции общественного питания» состоит из следующих структурных эле-
1.2. Предмет и задачи дисциплины
ментов: введения; физиологических основ рационального питания; основ гигиены и санитарии; общих представлений о технологии производства продукции общественного питания; технологии обработки сырья и приготовления полуфабрикатов; технологии приготовления отдельных групп блюд и кулинарных изделий; технологии приготовления мучных кулинарных и кондитерских изделий; технологии приготовления блюд и кулинарных изделий для специальных видов питания и блюд зарубежной кухни; контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Межпредметные связи с другими дисциплинами. Основой для изучения дисциплины служат знания, приобретенные студентами при изучении общеобразовательных и ряда смежных общетехнических и специальных дисциплин.
При обработке продуктов и производстве готовой продукции происходит ряд химических процессов: гидролиз дисахаридов, карамелизация Сахаров, окисление жиров и т. д. Большинство кулинарных процессов являются коллоидными: коагуляция белков (при нагревании мяса, рыбы, яиц), получение стойких эмульсий (многие соусы), получение пены (взбивание сливок, белков и т. д.), старение студней, черствение выпечных изделий, каш, отделение жидкостей от киселей, желе, адсорбция (осветление бульонов). Чтобы управлять многочисленными процессами при приготовлении пищи и контролировать качество сырья и готовой продукции, необходимо знание химии.
Знания о составе и потребительских свойствах продуктов, которые студент получает при изучении курса товароведения продовольственных товаров, помогут ему в будущем успешно решать проблемы рационального использования сырья и научно обоснованной организации технологических процессов.
Рекомендации курса физиологии питания по учету потребностей в незаменимых факторах питания различных контингентов населения дают возможность дифференцированно использовать продукты. Академик И. П. Павлов говорил, что физиологические данные выдвигают новую точку зрения относительно сравнительной ценности питательных средств. Мало знать, сколько белков, жиров, углеводов и других веществ содержится в пище. Практически важным является сравнение различных форм приготовления
1. Предмет дисциплины
одной и той же пищи (вареного и жареного мяса, яиц вкрутую и всмятку, сырого и кипяченого молока и т. д.).
Важнейшим показателем качества пищи является ее безопасность для потребителя. Знание и соблюдение правил гигиены питания и санитарии обеспечивают изготовление благополучной в санитарном отношении продукции и позволяют устанавливать строгий санитарный режим на предприятиях общественного питания.
Переработка сырья, приготовление кулинарной продукции связаны с эксплуатацией сложного механического, теплового и холодильного оборудования, что требует от технолога знаний, получаемых в цикле технических дисциплин.
Дисциплина «Технология приготовления продукции общественного питания» непосредственно связана с экономикой общественного питания и организацией производства и обслуживания. Изучение этих дисциплин является непременным условием правильной организации производства и повышения его экономической эффективности, рационального использования материально-технической базы и трудовых ресурсов, снижения себестоимости продукции. Специалисты общественного питания постоянно общаются с потребителями, и от их общей культуры, знания психологии, этики зависит организация обслуживания.
Предприятия общественного питания получают от пищевой промышленности не только сырье, но и полуфабрикаты разной степени готовности. На предприятиях пищевой промышленности имеются цехи по производству кулинарной продукции, пригодной для непосредственного потребления: чипсов, готовых соусов (майонезы, кетчупы и т. д.), концентратов супов, мясных, рыбных, овощных кулинарных изделий, замороженных блюд и т. д. Знакомство с технологиями, используемыми в пищевой промышленности, со специальными видами оборудования позволит совершенствовать технологические процессы на предприятиях общественного питания.
Технология производства продукции общественного питания основывается на традициях народной кухни, опыте поваров-профессионалов прошлого, а также на новейших достижениях в области физиологии и гигиены питания.
1.3. Проблемы качества
Дальнейшее развитие общественного питания связано с совершенствованием технологии приготовления пищи, организации ее производства и реализации, расширением материально-технической базы отрасли, вводом в действие и освоением современных предприятий общественного питания, построенных с учетом технологического процесса, оснащенных новейшим технологическим оборудованием.
В решении этих задач большая роль отводится высококвалифицированным специалистам, владеющим прогрессивной технологией и новой техникой, способным обеспечить эффективную работу предприятий общественного питания, улучшение качества выпускаемой продукции.
Дисциплина «Технология производства продукции общественного питания» является одной из основных при подготовке коммерсантов для сферы услуг.
В условиях перестройки хозяйственного механизма отрасли на основе самоокупаемости и самофинансирования, расширение охвата населения услугами отрасли может быть обеспечено не столько за счет снижения стоимости питания, сколько за счет улучшения качества пищи и культуры обслуживания населения.
В экономической литературе существуют различные понятия: качество общественного питания, качество кулинарной продукции, качество труда в сфере общественного питания, культура обслуживания и т. д.
Качество кулинарной продукции является важнейшим элементом качества обслуживания в целом (рис. 1.2).
Качество — самый точный и обобщающий показатель научно-технического прогресса, показатель квалификации кадров, культуры, дисциплины труда.
Конечная цель деятельности системы общественного питания — осуществление последовательного перехода населения от питания в домашних условиях к общественному питанию путем выпуска скомплектованных рационов и организации их потребле-
1. Предмет дисциплины
Функции общественного питания
Производство | |||
Качество кулинарной продукции | |||
Реализация
Организация потребления
Культура обслуживания
Качество обслуживания
Рис. 1.2. Взаимосвязь качества обслуживания и функций общественного питания
ния по месту жительства, работы, учебы и отдыха — может быть достигнута только при высоком качестве кулинарной продукции.
Рационализация питания является важнейшим элементом социальной политики государства и требует неотложного решения ряда проблем: повышения биологической ценности пищи, развития высокоэффективного производства качественных блюд и изделий, которые бы наиболее полно отвечали потребностям человеческого организма, и многих других.
В свою очередь решение указанных проблем возможно в полной мере лишь на базе создания совершенного ассортимента продукции общественного питания.
Основными направлениями совершенствования ассортимента продукции общественного питания могут быть следующие:
1) производство стерилизованной готовой продукции в полужесткой таре (из ламистера, коэкструзионных и других материалов);
2) выработка полуфабрикатов и готовой продукции с использованием технологии сублимационной сушки (для продукции, которую в силу лабильности невозможно законсервировать другими способами или сырье для производства которой носит сезонный характер, а также для дорогостоящей продукции, пользующейся повышенным спросом);
1.3. Проблемы качества
3) малоотходные технологии выработки из части растительного сырья (до 30 — 40% общего объема использования) сушеных продуктов. Особенно целесообразна выработка сушеных продуктов из нестандартных, но доброкачественных овощей;
4) производство унифицированных овощных полуфабрикатов (измельченных и прошедших тепловую обработку с различными загустителями и обогатителями), из которых можно приготовить запеканки, биточки, крокеты и т. д.;
5) комплексная переработка зернового, мясного, молочного и другого сырья с выработкой новых полуфабрикатов и максимальным использованием вторичных продуктов (отрубей, зародышей, костей, крови, пахты, сыворотки и т. п.);
6) централизованное производство полуфабрикатов для мучных изделий (блинная, омлетная ленты, тестовая лепешка для пиццы и др.);
7) производство ультрафильтрационного концентрата обезжиренного молока и молочной сыворотки;
8) использование для производства готовой продукции тепловых шкафов медленного действия (100-107 °С в течение 7 ч);
9) приготовление готовой продукции с последующим вакуумным охлаждением в функциональных емкостях;
10) производство комбинированных продуктов (мясо-растительных, рыбо-растительных, мясо-рыбо-растительных и т. п.);
11) производство белковых препаратов с определенными фармакологическими свойствами, а также белковых композитов с различными функциональными и медико-биологическими свойствами;
12) разработка биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, повышающих пищевую и биологическую ценность продукции;
13) использование в общественном питании современных методов, применяемых в пищевой промышленности (экструзии, магнитных, акустических полей и т. п.) и микроволновой обработки продуктов;
14) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующих потребностям человеческого организма;
1. Предмет дисциплины
15) обогащение пищи витаминами и микроэлементами за счет применения биологически активных добавок, получаемых из натурального сырья, и ряд других.
Применение новейшего оборудования, передовых методов приготовления пищи, совершенствование ее ассортимента существенно повышают экономическую эффективность производства продукции общественного питания.
В решении этих задач большая роль отводится высококвалифицированным специалистам, овладевшим прогрессивной технологией и новой техникой, способным обеспечить повышение эффективности работы предприятий общественного питания, улучшение качества выпускаемой продукции.