Карманьолы

III часть - Allegro - задумана таким оригинальным образом, что Бетховен не дает ей жанрового определения. Музыканты называют её Скерцо, потому, что это название было использовано композитором в третьих частях симфоний и сонат, когда он решительно порвал с танцевальной традицией XVIII века. Но веселый, остроумный, шутливый дух бетховенских Скерцо этой части совершенно не свойственен. Поэтому название Скерцо используется в этой симфонии скорее по привычке. Сам автор ограничился в III части только определением темпом – Allegro.

Вторая тема марша - начнется, как продолжение первой – в As-dur.

Через борьбу – к победе.

Этот путь проделан от начальной "темы судьбы" в ГП, открывающей симфонию - к ликующим,фанфарным звучаниям ЗП. Таким образом:

- начало Экспозиции - аналогично образам судьбы и мрака I части,

- а конец Экспозиции - аналогичен образам света и ликования в Финале.

II часть – Andante con moto – As-dur,написана в форме двойных вариаций, в основе которых лежат две контрастные маршевые темы.

Первая, As-dur - величавая и строгая - звучит у виолончелей (p dolce). Необыкновенно пластичная песенность и выразительность этой темы сочетается с пунктированным ритмом, а аккомпанемент подчеркивает ритм шага. Это спокойное, сосредоточенное размышление.

Но в её второе предложение врывается неожиданным вторжением C-dur, в блестящей оркестровке: фанфара труб на фоне яркого tutti.

Восторженный тонус второго предложения этой темы, динамика forte, оркестровое tutti и, особенно, тональность C-dur - являются предвосхищением гимнических, праздничных и триумфальных ликований Финала.

В I части тональность C-dur была связана с ПП и ЗП в Репризе. Однако фанфарные ликования ЗП не удержали в репризе радостную, победную вершину - преодолеть мрак на данном этапе не удалось. Последнее слово в I части связано с мотивом "судьбы" в c-moll, которым заканчивается Кода.

Copyright © Андреева Е. Г.

Зато, начиная со II части, тональность C-dur приобретет в симфонии лейтзначение: ей суждено будет стать главной тональностью света и образовпобедного ликования. Это - лейттональность будущего Финала.

Таким образом, начиная со II части, C-dur, (наряду с c-moll) становиться второй важнейшей тональностью симфонии.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, которое указывает на особый замысел композитора. Эта особенность касается формы. Обычно в третьих частях симфонии, будь то Менуэт, или Скерцо, используется 3-х частная форм da capo. В данном случае, образный замысел симфонии был настолько монолитен и целенаправлен, что использование da capo стало невозможным. В третьей части образы страдания и судьбы исчерпают свои возможности и уступят место грандиозной картине ликования и света в Финале. Этот момент истаивания, угасания "мрака" в репризе III части и привел к невозможности использования формы da capo

В первом разделе III части царит c-moll, и взаимодействуют две темы:

Первая - состоит из двух элементов. Они взаимодействуют между собой как вопрос и ответ. Из глубины басов рождается сосредоточенный унисонный мотив, которому отвечает печальное lamento. Этот диалог звучит очень тихо - на pp.

Вторая тема - это образ Судьбы. Она вторгается внезапно, на ff и вносит сильнейший контраст. Её тональность (c-moll) и лейтритм моментально заставляют вспомнить фатальные образы I части и, особенно, образ "судьбы, стучащей в дверь".

На чередовании этих тем построен весь первый раздел 3-х частной формы.

Средний раздел СкерцоТрио - C-dur. Это энергичное фугатто у струнных, в котором царит дух веселья, юмора и непринужденности.Первый раз тема фугатто звучит у контрабасов "на смычке", в быстром темпе. Такой прием игры при быстром темпе не очень свойственен этому инструменту. И поэтому, возникает юмористический образ деревенского оркестра, где каждая групп музыкантов, не желая упасть лицом в грязь, во всю старается справитьсяс техническими задачами. При этом особенно трудно приходится группе контрабасов, но они усердно трудятся и передают эстафету виолончелям, а те в свою очередь – скрипкам.

Таким образом, тема фугатто начинается в басах и постепенно, со сменой инструментов, переходит в очень высокий и светлый регистр. При этом её изложение связано с большой динамической волной - от тихого pp до яркого f. Своими неприхотливыми образами и тональностью C-dur - Трио вносит яркий контраст в напряженную атмосферу Скерцо.

А затем начнется Реприза. Она также как и первый раздел построена на чередовании двух тем. Но общий характер и тонус Репризы необыкновенно изменился. Вся динамика сосредоточена исключительно на pp. Основной приём изложения у струнных - пиццикато, а у духовых - стаккато. Таким образом, знакомые мотивы звучат здесь как тени прошлого, как видения, и постепенно исчезают.

Новаторски решено завершение III части – Кода. Она без остановки переходит в Финал, наполненный ослепительным светом и триумфальными звучаниями. Возврата к образам Мрака уже не будет! Таким образом, именно здесь главная идея симфонии - от мрака к свету - отражена в самом масштабном виде. Почти вся III часть погружена во мрак тональности c-moll, а весь Финал заливают потоки мажорных звучаний, среди которых C-dur является главной тональностью.

Copyright © Андреева Е. Г.

Переход от Скерцо к Финалу связан с невероятно длительным органным пунктом (52 такта). Он начинается на звуке As в басах. Глухо, еле слышно, литавры отбивают лейтритм "судьбы".

Затем на этом фоне появляется трансформированная 1-я тема Скерцо – её басовый, унисонный мотив. На протяжении этого перехода он трансформируется всё больше и больше и, при этом, начинает меняться нота органного пункта в басу - As – G - fis и, наконец, происходит остановка на звуке G.

А далее, на огромной волне динамического нарастания, начинающегося от еле слышного pp, следует" бесконечное" cresc. Оно создаёт огромнейшее напряжение и заставляетмучительно ожидать разрядки. В этом гениальном предъикте к Финалу концентрируются все эмоциональные и психические силы симфонии.

Слушая за кулисами исполнение в Вене этой симфонии, великая певица Мария Малибран, не выдержала такого напряжения и упала в обморок.

И вот, наконец, происходит мощнейшая разрядка и начинается величественный Финал - Allegro, написанный в полной сонатнойформе.Его первые торжественные аккорды на маршевой поступи в динамике ярчайшего ff, воздействуют на восприятие потрясающе!

ГП Финала звучит как триумфальный гимн. Этому содействует мощная аккордовая фактура, великолепное оркестровое tutti и монументальная оркестровка с обилием духовых. Впервые в истории симфонического оркестра, специально для Финала Пятой симфонии, Бетховен вводит в партитуру тромбоны. Они исполняют основную тему Финала в аккордовом изложении. Поэтому в парный состав оркестра были введены не два, а три тромбона – альтовый, теноровый и басовый. Такая традиция использования тромбонов - в виде трёх инструментов – впоследствии была сохранена в XIX веке.

Величественное начало Финала произвело на слушателей необыкновенное впечатление. При исполнении этой симфонии в Вене, в зале присутствовали французские солдаты. И, когда, после невероятного напряжения в Коде Скерцо, грянули первые аккорды Финала, их торжественный пафос напомнил им о государственном гимне революционной Франции – о Марсельезе. Они вскочили и отдали честь!

Действительно, тема ГП Финала по кругу выразительных средств, необыкновенно близка Марсельезе – её начальный восходящий мотив движется по звукам C-dur’ ного трезвучия. Кроме того, каждый звук темы входит в состав сопровождающего аккорда, рождая образ уверенности и силы.

Гармонический язык предельно прост - преобладают Т и D. В этом проявился новый, демократический музыкальный язык революционной Франции.

Вся сонатная экспозиция раскрывает картину массового торжества. Она залита потоками праздничного света, – везде царит мажор.

Каждая тема Экспозиции Финала - это особая грань образов победного ликования:

- ГП - гимн, в духе Марсельезы

- СП - фанфарный призыв

- ПП - отражает взаимодействие маршевых и танцевальных звучаний, в духе

- ЗП - величественное, торжественное шествие

Весь богатейший спектр праздничных, победных звучаний наполняет Разработку. И, только перед Репризой, в небольшом 2-м разделе Разработки, возникает сокращенная реминисценция репризы и Коды Скерцо. Она звучит как далекое эхо прежних трагических образов и, затем, наступает Реприза Финала. В ней все четыре основные темы: ГП, СП, ПП и ЗП - будут связаны с тональностью C-dur. Именноздесь эта вторая, важная вдраматургии симфонии, тональность,найдет своёкульминационноеутверждение.

Наконец, в Коде на основном лейтритме, произойдет окончательное утверждение образов Победы и Света. Невероятно долго обыгрывается кадансирование - D - Т

Симфония завершается многократным (38 раз) утверждением тоники C-dur. Создаётся впечатление, что Бетховен никак не может расстаться с миром новых, светлых победных образов, завоеванных в результате длительного процесса борьбы.

Copyright © Андреева Е. Г.

Шестая симфония, "Пасторальная" - F-dur была закончена почти одновременно с Пятой, в 1808 году, но совершенно отлично от неё по своему настроению и содержанию. В Пятой симфонии всё напряжено до последней степени. Могучими звуковыми средствамив ней были выражены борьба и радость победы.

Шестая"Пасторальная"симфония по своему идиллическому музыкальному содержанию и по своей программе, представляет собой смену спокойных картин. Бетховен говорил, что " Пасторальная" симфония является передачей чувств, возникающих от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

I часть – Allegro ma non troppo - носит название "Пробуждение бодрых чувств по прибытии в деревню". По использованию типичных приёмов деревенской инструментальной музыки, эта часть действительно пасторальна и народна. Она изобилует повторением мотивов. Эта спокойная идиллия посвящена безмятежному счастью общения с природой и народной жизнью, т.е. тому, что составляло почти единственную, ничем не омраченную радость композитора.

II часть -Andante molto moto – B-dur, "Сцена у ручья"- прелестная жанровая картина, насыщенная певучими мелодиями и птичьим гомоном.

III, IV и V части идут без перерыва, но каждая имеет своё программное название.

III часть – Allegro - одно из лучших бетховенских Скерцо, называется - "Весёлая компания поселян". Эта часть отражает незатейливый сельский праздник. Здесь царит неподдельное веселье. В музыке Скерцо использована смена 3-х дольного и 2-х дольного размеров, характерных для австрийских крестьянских танце и изобилие разнообразных ритмов. А также, отражено забавное подражание сельскому оркестрику, с играющим невпопад фаготистом.

IV часть – Allegro – f-moll -называется "Гроза. Буря". Средствами оркестра Бетховен передает яркую картину грозы:

- стук падающих дождевых капель – скрипки,

- порывы ветра – виолончели и контрабасы,

- подражание молнии и грому - флейты и литавры.

При этом музыка проникнута трепетным настроением, возникающим у человека перед лицом могучих сил природы. Бетховенская картина "Грозы" стала прародительницей многих будущих музыкальных картин, отражающих Бурю:

- в опере Россини "Севильский цирюльник"

- в опере Россини "Вильгельм Телль"

- в опере Верди "Риголетто"

- в "Фантастической" симфонии Берлиоза

- в опере Вагнера "Валькирия"

- Чайковский - симфоническая картина "Буря"

- В опере Римского-Корсакова "Садко"

V часть – Allegretto - "Радостное чувство благодарности после бури". Спокойно перекликаются свирель и пастуший рожок. Широко разрастается пастушеская песня, которая звучит как гимн благодарности – таково завершение этой симфонии.

Русский критик Серов писал о Шестой симфонии:

- "Вот - истинная идиллия, безмерно далёкая от ложных, сентиментальных, музыкально-идиллических затей, напоминавших аркадских пастушков и овечек. " Пасторальная" симфония Бетховена в своей простоте так же величественна, правдива и естественна, как и симфония "Героическая" в своём роде".

После нескольких лет работы в 1812 году Бетховен закончил две новые симфонии – Седьмую (A-dur) и Восьмую (F-dur). Обе симфонии являлись предметом творческого размышления композитора в течение нескольких лет.

Copyright © Андреева Е. Г.

Выдающееся значение в классическом симфонизме приобрела Седьмая симфония - "непостижимо превосходная" по словам Глинки. Рихард Вагнер называл её "танцевальной", однако, этим не исчерпывается всё её многообразное содержание.

Для этой симфонии характерно сохранение в каждой части особого ритмического мотива. Этим определяется массовый характер движения и своеобразная моторность всей симфонии.

Чайковский писал: - "Нельзя передать словами до чего изумительно это бесконечное разнообразие в единстве. Только такие колоссы, как Бетховен, могут справиться с подобной задаче, не утомив внимания слушателя и не на минуту не охладив его наслаждения назойливостью повторения первой ритмической фигуры".

I часть - начинается длительным Вступлением – Poco sostenuto. По характеру оно близко, вступлению Второй симфонии, однако, оно более широкое по масштабу. Это торжественная и величественная музыка.

Постепенно в ней рождается четкий ритм, и на его фоне звучит задорный мотив Vivace. Эту часть Серов называл "героическая идиллия".

II часть – Allegretto – a-moll - печально-торжественная. В её основе лежит задушевная тема песенно-танцевального склада. Ритм "шага" придает ей сдержанность и скорбность. Можно предположить, что содержанием этой части является траурное событие.

III часть – Presto – F-dur - стремительное, буйное Скерцо. В Трио использована песня нижнеавстрийских крестьян.

IV часть – Финал – Allegro con brio – одно из безудержно радостных произведений Бетховена, раскрывает картину праздника, где царит танцевальная стихия. В основе Финала - две танцевальные темы.

Чайковский говорил: - "Слушая эту великолепную, заключительную часть симфонии – не знаешь, чему более удивляться: богатству творческой фантазии Бетховена или совершенству формы, изумительному мастерству владения всеми средствами развития тем или полной, сочной, роскошной инструментовке.

Седьмая симфонияполучила немедленное признание в Вене и в других городах.

Небольшая по размерам Восьмая симфония (F-dur) - примыкает к типу классических симфоний XVIII века. Созданная одновременно с Седьмой, она является контрастом по отношению к ней. Отличительные её черты - камерность звучания, изящество и непринуждённость, а её атмосфера – юмор и веселье.

I часть – Allegro vivace e con brio - танцевальная. Её темп и ритм воссоздают жанр изящного Менуэта – в противовеснесколько грузному Менуэту III части.

II часть – Allegretto scerzando - несколько юмористична. На размеренных аккордах деревянно-духовых возникает "порхающая " тема у скрипок. С ней перекликаются басы, образуя блестящий по форме шутливый диалог.

III часть - в стиле старинного Menuetto, с характерной для этого танца тяжеловесной, величественной грацией.

IV часть Финал – Allegro vivace- носит вакхический характер и роднит эту музыку с бетховенской скерцозностью, где в стремительном беге проносится лёгкое звучание задорных мотивов.

Восьмая симфония была впервые исполнена в 1814 году в Вене в бетховенской "академии" и имела большой успех. Доступность этой музыки вызвала у концертной аудитории Вены вздох облегчения: даже горячие поклонники Бетховена втайне опасались его новых произведений, ожидая услышать что-либо очень смелое.

Таким образом, два десятилетия упорнейшего труда Бетховен завершает этими двумя замечательными симфониями, полными ярких, танцевальных ритмов. Жанр танца служит в них обобщающим началом, выражающим всю полноту бетховенского оптимизма. Пульсация жизни в этих симфониях служит соединительным звеном между Финалами Пятой и Девятой симфоний.

Copyright © Андреева Е. Г.

Вершиной творчества Бетховена справедливо считается его последняя Девятая симфония (d-moll),или Симфония с хорами, законченная в 1824 году. От предыдущих симфоний Девятую отделяет 12 лет. Она венчает путь великого музыканта, который сумел преодолеть личные страдания, сохранить веру в человечество и прекрасное будущее и пронести эту веру через все испытания. Девятая симфония в полном смысле слова, является итогом всей творческой жизни Бетховена. Текст хорового финала написан на основе оды Шиллера "К радости".

Материал к Девятой симфонии накапливался годами, пока творческие усилия композитора не привели все замыслы к полному развитию и объединению в 1822-1824 годах. Нити, ведущие к Финалу Девятой симфонии можно увидеть в следующих примерах:

- поэтические образы Шиллера фигурируют в юношеской кантате 1890 года

- освободительные идеи - воплощены в опере "Фиделио", в Третьей и Пятой симфониях, в увертюре к трагедии Гёте "Эгмонт", в "Фантазии" C-dur для ф-но, хора и оркестра, а также, в юношеской песне "Взаимная любовь", где предвосхищена тема радости От предыдущих симфоний Девятую отделяет внушительный промежуток в 12 лет.

В своей последней, Девятой симфонии Бетховен охватывает гораздо больший круг образов, идей и переживаний, чем раньше. Более монументальными стали размеры симфонии (1’5 часа). Воплощение героической темы привело к демократизации самого жанра симфонии, и в Финале появились солисты и хор.

Монументальность замысла Девятой симфонии приближается к стилю мощной простоты. Нигде у Бетховена этот принцип не обнаруживается полнее и ярче, чем в первой теме, открывающей симфонию.

Вся I часть симфонии пронизана двумя мотивами ГП:

- мотив нисходящего трезвучия d-moll с начальной квартой ре-ля

- и волевым решительным мотивом в объёме восходящей квинты ре-ля

Второй мотив ГП Ромен Роллан называл "мотивом судьбы". Из данного элемента ГП вырастает подавляющее большинство музыкальных образов I части.

ПП состоит из целой группы тем и мотивов, которые противопоставлены "неумолимой судьбе".

Разработка приобретает большую психологическую выразительность. Это картина напряженных усилий, вызванных борьбой.

Начало Репризы – ff – создаёт образы "грозы и бури" в человеческих сердцах. Это высший этап борьбы и кульминация I части симфонии.

ВКоде появляется мажорный момент неожиданного душевного просветления. Он возникает тогда, когда, казалось бы, битва окончательно проиграна и всё потеряно. Но этот светлый луч надежды скоро исчезает. Кода является трагической развязкой инструментальной драмы, в которой победа остаётся за судьбой.

II часть – Скерцо –– Molto vivace - d-moll - раскрывает картину титанической игры, стремительного движения и ярких контрастов. Композиция II части отличается сложностью. Эта часть написана в сложной 3-х частной форме da capo cКодой. Крайние разделы Скерцо изложены в полной сонатной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: