Факторы, обуславливающие процесс возникновения государства и права

Общество, его структура и социальные институты.

Методология и методы ТГП, их классификация и общая характеристика.

Как и любая отрасль знаний, теория государства и права имеет не только свой предмет, но и свой метод. Если предмет теории дает ответ на вопрос, какую область общественно-политической и правовой жизни изучает данная наука, то метод науки указывает на то, каким образом она это делает.

Метод науки – это совокупность подходов, принципов, правил, приемов, используемых наукой, для получения истинных, обоснованных, знаний, объективно отражающих действительность.

Основными методами научного подхода к изучению государства и права являются всеобщие философские методы: материалистический либо идеалистический, метафизический либо диалектический.

Материалистический подход в изучении государства и права состоит в рассмотрении их как явлений, сущность которых обусловлена экономическим базисом, социально-экономической структурой общества. Государство и право вытекают из природы самого общества, которое нуждается в них в целях упорядочения регулирования общественных отношений.

Но материалистический подход учитывает и то, что на государство и право оказывают влияние не только экономические факторы, но и иные социальные явления: соотношение социальных и классовых сил, политика, мораль, религия и т.д.

Идеалистический подход предполагает, что первичным в развитии общества являются субъективные факторы: разум, мировая идея, дух, мышление, вторичным же - все материальное, выражающее эту идею. Среди известных ученых имелись представители, рассматривающие государство и право и с тех, и с других позиций.

С другой стороны, при исследовании явлений возможен диалектический либо метафизический подход.

Диалектический подход в исследовании государства и права заключается в том, что эти явления рассматриваются не в застывшем состоянии, не как раз и навсегда данные, а в их возникновении, движении, развитии. При этом государство и право исследуются не изолировано от других социальных явлений: морали, религии, политики и т.д.

Метафизический же подход – противоположный диалектическому, отрицает саморазвитие явлений, предполагая однозначную, статичную картину мира и всех социальных явлений, в том числе государства и права.

Допуская использование того или иного метода, следует учесть, что исследование должно быть основано на применении одного и того же метода при анализе всех явлений. Нельзя анализировать государство с материалистических позиций, а право, правовые явления – с позиций идеализма.

Содержание метода материалистической диалектики образуют ее основные законы и категории. Используя их при анализе государства и права, можно проникнуть в их сущность, выяснить природу, механизмы государства и правового регулирования.

При познании государственно-правовых явлений, государства и права в целом широко используется и исторический метод. Общие закономерности развития государства можно выявить, лишь глубоко и всесторонне изучив развитие конкретных государств в историческом плане, рассмотрев изменение их сущности, форм, функций. И лишь затем, обобщив полученные результаты, можно делать общетеоретические выводы.

На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Большинство явлений представляет собой не хаотическое объединение составляющих их частей, а системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов. В науке теории государства и права право трактуется не как совокупность норм, а как система норм, т.е. норм системно организованных. Подобный подход используется и при исследовании таких явлений как «система законодательства», «политическая система», «правовая система», «механизм правового регулирования» и др.

Помимо этих общих методов познать государство и право нельзя без использования специальных и частнонаучных методов. Специальные методы – это методы познания не любых явлений, а именно явлений правовых, юридических. Частнонаучные же – это методы, используемые теорией государства и права.

Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Поскольку право состоит из письменно, формально закрепленных норм, его исследование невозможно без анализа этих норм, их структуры, письменных форм закрепления, правил юридического оформления (правил юридической техники) и т.д.

В современных условиях глобализации, интеграции государственно-правовых систем невозможно изучать государство и право без сравнения конкретных государств, правовых систем конкретного государства с системами других государств. Это позволяет определить преимущества и недостатки в организации государства, правового регулирования, предложить меры по их совершенствованию.

К специальным методам относится и метод моделирования. Прежде чем осуществить анализ того или иного государственно - правового явления, исследователь составляет его логическую модель и на ее основе проводит анализ составляющих и явления в целом.

Для исследования конкретных правовых явлений незаменим социологический метод. С его помощью анализируется эффективность принимаемых государственно-правовых решений, мероприятий по укреплению законности и т.д.

Средствами познания государственно-правовых явлений выступают и юридические категории, юридико-технические средства, юридические догмы.

Важнейшая часть любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Анализ государства и права обеспечивает и использование существующих в науке юридических догм (аксиом) - положений, признанных абсолютными и не требующих доказательств. Например, такие аксиомы, как «нельзя осуждать дважды за одно преступление», «закон обратной силы не имеет», «где есть право, там есть и его защита» и т.д.

Государство – это часть, важнейший элемент человеческого общества. Поэтому его изучение следует начинать с анализа общества. Необходимо выяснить соотношение этих явлений, показать их общие и принципиально отличительные черты. Можно ли говорить: «Мы живем в Российском государстве»? При положительном ответе на этот вопрос государство отождествляется с обществом. Если же государство характеризовать как часть общества, следует признать, что многие его особенности определяются именно общественным характером.

Так что же такое «общество»? Нередко можно услышать мнение, что это совокупность людей, проживающих на одной территории. Такое определение не отражает богатства его содержания, основных черт и особенностей. Общество – это не совокупность людей, а группа людей, связанных общими интересами, деятельностью («общество» от корня «общее»). Поэтому общество можно определить как устойчивое объединение людей, которые, проживая на определенной территории, производят материальные и духовные блага, продолжают человеческий род, имеют общий язык, культуру и сходный образ жизни. Следовательно, это не механическая совокупность людей (тогда бы общество не отличалось от стада). Общество - это система отношений людей в процессе производства материальных и духовных благ и воспроизводства рода.

Первичной ячейкой, клеточкой общества является человек – живое мыслящее существо. Однако биологические особенности человека таковы, что он не может жить, а тем более, развиваться в одиночку. Все свои средства для жизни он может произвести только совместно с другими, находясь с ними в определенных отношениях. Сферы жизнедеятельности людей связаны с их потребностями и интересами как побудительными началами реализации жизненной энергии и направлениями деятельности.

В обществе различаются несколько сфер жизнедеятельности.

Экономическая сфера – связанная с производством материальных благ (жилье, продукты питания, средства передвижения и т.д.). Эта сфера – основа жизни человека.

Политическая сфера - сфера, связанная с завоеванием и осуществлением политической власти, сфера господства и управления обществом.

Духовная сфера - поскольку человек мыслящее, разумное существо, для его жизни и развития необходимы духовные блага и духовное общение. Элементами этой сферы являются религия, мораль, наука, искусство и т.д.

Социальная сфера – сфера, в которой человек действует как живое существо, объединяясь для воспроизводства рода, развития человека как социума. Элементами этой системы являются род, семья, нация, класс и т.д.

В каждой из указанных сфер человек действует не в одиночку, а объединяясь с другими в определенные организованные группы (сообщества), которые носят название социальных институтов. Последние охватывают многочисленные и разнообразные формы жизнедеятельности общества. Они закрепляют и воспроизводят социальные связи и отношения, регулируют различные виды деятельности, обеспечивают включение людей в общественную деятельность и различные отношения. В экономической сфере – это производственные предприятия, бригады, в социальной – семья класс, нация, в духовной – религиозная организация, научная школа, в политической – политические партии, общественные организации и т.д.

Совокупность социальных институтов составляют социальную структуру общества. Реализация ее функций неизбежно связана с понятиями организации, управления, которые осуществляются посредством власти и социальных норм.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) нетолько способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства». Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

§ 2. Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммура-пи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: