Иудейское право

Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Оно действует на протяжении более чем двух тысяч лет. Некоторые авторы считают, что иудейское право существует более трех тысячелетий.

Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.

Во многих европейских странах в средние века был издан целый ряд нормативных актов, которые резко ограничивали права евреев, проживающих на их территории. Например, в Испании в 1492 году был издан декрет, по которому все евреи изгонялись из страны под угрозой смерти и потери имущества. В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иудейской ереси» христианам вменялось в обязанность доносить на всех тех, кто посещает синагоги, совершил обрезание, съел то же мясо, что и евреи, или сидел за их столом. 3а несоблюдение этих правил грозило суровое наказание: изгнание из страны, смерть и потеря имущества.

В Португалии в это время декретом короля предписывалось запретить иудейский культ, закрыть все синагоги, а евреям было предложено или принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В России евреям предписывалось жить только на определенной территории. В отношении их существовала так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, окончившие университет или купцы первой гильдии.

Другой отличительный признак иудейского права – это преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.

Несоблюдение обязанностей влекло за собой, как правило, поощрительные санкции.

Поощрительные:

1) я дам вам дожди в свое время и земля и деревья полевые дадут плоды свои;

2) вы будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле своей безопасно;

3) пошлю мир на землю вашу;

4) сгоню лютых зверей с земли вашей и т.д.

В принудительных санкциях совсем другие интонации звучат из уст Моисея для тех, кто не соблюдает указанные обязанности:

1) пошлю на вас ужас, чахлость и горячку от которых истомятся глаза и измучится душ, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;

2) пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш;

3) наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет;

4) города ваши сделаю пустынею;

5) рассею вас между другими народам и т.д.

И в заключение: И погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших.

Следующий отличительный признак иудейского права – это его объединительная функция, связанная с формированием еврейского сообщества. Религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имело общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ. Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и то: же религиозной основе, объединяло иудеев между собой, независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах.

Достоевский называл и другие причины и факторы единения иудеев – существование так называемого государства в государстве. В подтверждение своей мысли Ф.М. Достоевский ссылается на одну из заповедей, обращенную к иудеям: «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. Вот суть идеи этого государства в государстве, – делал вывод Достоевский.

Можно ли говорить о том, что высказывания древних еврейских пророков устарели и не оказывают влияния на современное иудейское право. Нет, такая точка зрения будет неверной. Даже в декларации независимости Израиля, принятой в 1948 году, закреплено положение: «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливость и мира в их понимании израильскими пророками».

Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права.

Основные источники иудейского права.

Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе источники. Главным источником иудейского права является Библия (в переводе с греческого – книга). Она представляет собой сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э., включает мифы о сотворении мира, исторические повествования, отражающие в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения и нормы. По своей структуре Библия распадается на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески его предизображали; Новый Завет, состоящий из книг, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя. Ветхий и Новый Завет складываются из книг, которые делятся на главы, а последние на стихи.

Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией. Как известно, христиане признают в качестве Библии Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета делятся на три группы книг. В первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Тора выступает в качестве самостоятельно источника иудейского права. Две другие группы книг носят пророческий и этическо-назидательный характер.

Тора разделяется на пять книг, очевидно, по техническим причинам, так как содержание книги не умещалось на одном свитке. Каждая из них отличается не только своим названием, но и содержанием.

Книга под названием «Бытие» повествует о сотворении мира из хаоса, о рождении человечества и «сынов Израилевых». Любопытно, что рассказ о бытие начинается с момента сотворения мира и человека как такового, в конечном же счете он сводится лишь к истории одного народа – израильтян. В этой книге речь идет не только о бытие как таковом, но и законах проживания и общения иудеев друг с другом.

Остальные книги Пятикнижия:

2) книга «Исход», повествующая об исходе иудеев из Египта;

3) книга «Левит» рассказывает о выделении из иудейского общества привилегированного колена Левитов, в обязанности которых входило отправление ветхозаветного культа;

4) книга «Числа» повествует об исчислении иудейского народа и указывает при этом на некоторые «богодарованные» иудеям через пророка Моисея законы;

5) пятая книга «Второзаконие» является фактически повторением изложенных в прежних священных книгах законов.

В юридической литературе Второзаконие рассматривается как самостоятельный источник иудейского права. Второзаконие содержит заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.

К числу первых относятся заповеди, запрещающие поклонение перед другими богами, требование не творить себе кумиров, запрещение произносить имя Бога своего напрасно, обязанность святить день субботний.

Ко второй группе заповедей относятся заповеди: почитай отца твоего и матерь твою, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не желай жены ближнего твоего.

Не менее важное значение во Второзаконии, народу с заповедями, авторами Библии и ее толкователями, придается многочисленным и весьма разнообразным постановлениям и законам. «Вот заповеди, постановления и законы, – отмечается в связи с этим во Второзаконии, которые повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею».

С помощью законов и постановлений в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и деятельности людей. Причем речь шла не только о нормах материального права, но и о нормах процессуального права. С помощью последних устанавливался, например, порядок организации и деятельности иудейских судов. «Если будет тяжба между людьми, – говорится во Второзаконии, – то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят». Своего рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний: «если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей, но одного свидетеля недостаточно, чтобы судить на смерть».

Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, нередко называют «Законами завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию, исходивших от иудейского Бога ЯХВЕ, фактически является пророк Моисей. Вместе с тем некоторые философы, включая и еврейских, считали, что не все книги Ветхого завета написаны Моисеем. Подобные сомнения высказывает Гоббс, считавший Моисея автором лишь некоторых глав Второзакония; Спиноза называл авторство Моисея «необоснованным и абсурдным».

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. Талмуд – это собрание догматических по-своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов, которые сложились в период с 4 в. до н.э. и вплоть до 5 в. н.э. Талмуд содержит не только священные тексты, но их толкование раввинами. Причем толкования раввинов имеют большую юридическую силу, чем сами священные тексты. В самом Талмуде сказано, что с большим вниманием необходимо относится к словам раввинов, чем к словам Завета, а грехи против Талмуда более тяжки, нежели против Библии.

Законами Талмуда регулируются браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета.

Важным источником иудейского права являются религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право значительное влияние и в настоящее время.

Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как «наследие». Наследие – это то, что переходит от одного поколения евреев к другому. В качестве примера можно привести стремление многих поколений евреев вернуться на свою историческую родину. Это что-то вроде естественного права иудеев, которое по времени предшествовало возникновению еврейского государства.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина – писания еврейских богословов, философов относительно понимания и толкования библейских положений и текстов. В настоящее время роль доктрины как источника иудейского права значительно уменьшилась.

Основные принципы иудейского права.

Среди составных компонентов иудейского права, равно как и права любой другой правовой системы, важную роль играют принципы права. Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения, которые лежат в основе процесса формирования и развития права, призывают всю систему права и в значительной роли предопределяют сущность, содержание и характер всего права.

Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.

Прежде всего, необходимо выделить такой принцип иудейского права как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования национального – с национальным началом. Этот принцип нашел отражение во многих правовых нормах. Например, первоначально запрещалось вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. Согласно другому закону еврея нельзя было вечно держать в рабстве, жестоко обращаться с ним, в то время как в отношении иноземца это дозволялось. Евреям не дозволялось отдавать друг другу под проценты ни серебра, ни хлеба, ничего другого. Что же касается представителей других народов, то это даже поощрялось.

Одним из основных принципов иудейского права является принцип богоизбранности иудейского народа. Данный принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. Этот тезис-принцип выражается во многих формулах: «любит вас Господь», «евреи – великий народ, благословенный и угодный Богу»; «Я, Господь, Бог ваш, который отделил вас от всех народов» и т.д.

Еврейский бог Яхве обещал евреям города, которые он не строил, виноградники, которые он не сажал и многое другое, подчеркивая этим превосходство евреев над другими народами.

Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности Богу своему, «истинной вере» и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит, с одной стороны, в святости и непогрешимости иудейского права, а с другой – в приниженности других правовых систем и заведомой греховности неиудейских народов. Отголоски этого принципа слышны и в современном израильском праве. Например, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, Уголовный кодекс Израиля предусматривает уголовную ответственность за переход из одной религии в другую и даже за искушение верующих одной религии перейти в другую религию.

Иудейское право как подсистема общей системы израильского права.

В израильской и зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается как подсистема семейного, а также всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органическая часть израильского права, но и как противоречащая ей или даже конфликтующая подсистема права. Проще говоря, между религиозной и светской системами права имеются существенные противоречия. Один израильский исследователь П. Шифман назвал такое положение «правовой шизофренией».

Несмотря на это противоречие, догмы религиозного права лежат не только в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но они оказывают также значительное влияние на процесс разработки и принятия конституционных законов. Как известно в Израиле нет писаной конституции. Объясняется это негативным отношением религиозных кругов, которые опасались снижения своего влияния на общественную и религиозную жизнь страны. Таким образом, в Израиле проблемы права и религии не формируются в конституционном порядке и не решаются.

В качестве колоритного примера противоречия между религиозным и светским правом Израиля можно привести такой пример, который касается термина «еврей». Согласно ортодоксальному иудейскому праву, евреем признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как свою веру и не признающие какой-либо иной веры. В то же время по светскому праву Израиля, евреями являются дети и внуки евреев (т.е. мужа-еврея, супруг или супруга еврея, супруги детей евреев и супруги внуков-евреев).

Изучение церковного, канонического, мусульманского, иудейского права позволяет сделать следующие выводы:

- религиозные правовые системы не составляют единой правовой семьи. Они существенно различаются по содержанию и форме и чужды друг друга;

- религиозные правовые системы представляют собой переплетение права и религии, в них лишь условно можно выделить сугубо юридическую часть;

- с религиозным правом нельзя смешивать позитивное право конкретной страны;

- во многих религиозных правовых системах происходит вестернизация права. Особенно это касается конституционного, административного, трудового права. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм сугубо религиозного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: