double arrow

СТАТУС МУЗЕЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ


Специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель

д.ф.н., профессор

Т.П. Калугина

Санкт-Петербург 2005


Оглавление

Введение.......................................................................................................................... 3

Глава 1. Аналитика музея................................................................................................ ....9

1. Этапы развития музееведения и современное состояние исследований 9

2. Культурологический метод рассмотрения феномена музея................................ 24

а) Теоретические предпосылки
философско-культурологического анализа музея........................................ 25

б) Взаимосвязь основных функций

и дефиниции музея.......................................................................................... 29

3. Культурный статус музейного экспоната.............................................................. 37

Глава 2. Музей как феномен культуры XX века............................................................... 51

1. Музей в зеркале культуры...................................................................................... 51

2. Культура в зеркале музея....................................................................................... 73

Глава 3. Музей как социальный институт......................................................................... 96

1. Музей и общество. Власть................................................................................ 96

. 2. Музей и общество. Экономика....... .'............................................................. 111

Глава 4. Музей как коммуникативная система............................................................... 122

1. Музейное пространство...................................................................................... 122

а) Типы структурирования музейной экспозиции в XX в......................................... 127

б) Границы музея.......................................................................................... 140

2. Социокультурная коммуникация в музее.......................................................... 148

Заключение.................................................................................................................... 160

Библиография___ ......................................................................................................... 163


Введение

На всем протяжении своего существования феномен музея являлся объектом самого пристального внимания и изучения. Связано это с амбивалентной ролью музея как субъекта и объекта культуры. Музей - это один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры. С момента своего появления в европейской культуре Нового времени .музей не только отражает важные тенденции развития "культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом как «инстанция вечности», со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие социокультурной сферы.

Со второй половины XX в. проблема музея становится предметом исследования для целого комплекса гуманитарных дисциплин. Столь широкий интерес объясняется тем, что музей перестает быть только инстанцией, накапливающей, изучающей и репрезентирующей посредством артефактов различные культурные ценности. Собирая и сохраняя вещи, предназначенные для передачи потомкам, то есть для бесконечно долгого хранения, музей постепенно превращается в место рождения и сохранения подлинной Истории и Культуры. Выступая с точки зрения вечности, он получает возможность воздействовать на культуру, диктуя ей императивы восприятия и оценок.

На протяжении прошедшего столетия сложилась тенденция рассматривать музей как один из важнейших структурообразующих элементов всей современной западной культуры. Музей и музейность как таковая- это характеристика развития культуры в переломные, кризисные эпохи, когда культура уже не может справиться с осмыслением собственного многообразия. В такие периоды собирающий осколки утраченной целостности музей и его возросшая роль в культуре становятся объектами пристального внимания и критики. Однако можно заметить, что в виде претензий к музею деятели культуры и широкие слои населения зачастую выражают обеспокоенность не столько различными сторонами деятельности собственно музея, сколько путями развития культуры и общества.

Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению социокультурной роли музеев в XX в. и оценке этой роли различными слоями


общества. Акцент в работе сделан на теоретическом и прикладном музееведении последних двух десятилетий, а также на практическом опыте музейной работы с 1980-х гг. по наши дни.

. На протяжении всего прошедшего века осуществлялись попытки видоизменить традиционные формы музеев и музейной деятельности, привести их в соответствие новым культурным ситуациям, которые периодически возникают в процессе развития культуры и социума. В результате переосмысления основных принципов функционирования музея как социокультурного института появляются новые формы музейной работы, особое внимание уделяется рекреационным и коммуникативным аспектам. Музей, во многом отойдя от модели целенаправленного формирования знаний, ценностных предпочтений и даже личности посетителей, начинает все больше удовлетворять разнообразные потребности музейной аудитории и в результате становится полифункциональным культурным центром. Крупные музеи, как и прежде, остаются одними из важнейших символов государственности, институтами поддержания национальной самоидентичности. Кроме этого, в последние двадцать-тридцать лет для развития многих музеев характерно превращение их в довольно успешные коммерческие предприятия, живущие по законам рыночной экономики и оценивающие эффективность своей деятельности исходя из экономических показателей.

Исследование статуса музея в современной культуре (положения музея среди иных институтов культуры и оценки культурной роли музея) основывается, прежде всего, на анализе некоторых (наиболее известных или репрезентативных) музеев западного культурного ареала, под которым в рамках данной работы понимаются страны Европы и Северной Америки, а также Россия. Такой выбор объясняется тем фактом, что только в рамках данной традиции музей выступает в роли репрезентативного выразителя культурных тенденций. Напротив, музеи стран Востока и Африки являются искусственным образованием, созданным по образцу западных музеев и не пользующимся большой популярностью у местного населения. При этом стоит отметить, что преимущественное внимание в данном диссертационном исследовании уделено анализу социокультурной роли европейских и российских музеев.


Сейчас читают про: