double arrow

Музейное пространство


Глава 4. Музей как коммуникативная система

FtQ

выдерживают ее наплыв» . Несомненно, соображения социального престижа играют важную роль в увеличении количества посетителей музеев, но не меньшее значение имеет и общая экономическая ситуация. На протяжении XX в. неуклонно рос так называемый «средний класс», представители которого располагают достаточными денежными средствами, чтобы посещать даже те музеи, которые не расположены в непосредственной близости от места их постоянного проживания. Еще в 1960-70-х гг. (в период «музейного бума») в Великобритании снижение цен на автомобиль привело к появлению множества новых музеев, ориентированных «на относительно обеспеченную и мобильную публику... Число людей, посещающих центры культуры и досуга Великобритании (треть из них приходится на музеи), в этот период увеличилось и достигло пика в 1978 г.»190 Позже (в конце 1970-начале 1980-х гг.) кризис в

187 Пинна Дж. Исторические дома-музеи: вступление к теме. // Museum. 2001. № 210. С. 5.

188 Беззубова О.В. Индустрия туризма как новый тип культурного потребления. // Культурное
пространство путешествий. Тезисы форума. - СПб, 2003. С. 321.

189 Пинна Дж. Исторические дома-музеи: вступление к теме. // Museum. 2001. № 210. С. 5.

190 Коссонс Н. Новые тенденции. \\ Museum. 1983. № 138. С. 13.


угледобывающей, сталеплавильной и энергетической отраслях привел к экономическим и социальным переменам в английском обществе. Снижение уровня жизни, подорожание автомобилей и бензина, а также распространение мнения, что «каждый англичанин - в душе сельский житель» привели к снижению количества посетителей в старых как в бесплатных, так и в платных музеях при одновременном росте новых музеев в сельской местности.

Необходимо, однако, помнить, что в сфере культуры экономические реалии отражаются опосредованно. Рост сети сельских музеев в Великобритании является следствием не только кризиса в промышленности и «модернизации сельского хозяйства, но отражает интерес к деревне и ее быту, который все больше овладевает людьми, уставшими от жизни в городах»191. Любые социокультурные институты находятся на пересечении нескольких плоскостей жизни общества: экономики и социального заказа, внешней и внутренней политики- государства, а также собственной логики развития данной сферы культуры. Все вышеперечисленные аспекты обычно тесно переплетены. . Так, входная плата (ее размер, наличие льгот) - это пограничная сфера между экономикой и политикой, особенно в государственных музеях. Размер входной платы может служить не только характеристикой экономического развития региона или государства, но и выражать социальную политику властей в сфере культуры: поддержку тех или иных выставочных проектов, имеющих, с точки зрения государства, важное социальное значение.

«Гибкая ценовая политика способствует привлечению посетителей в музей и увеличивает его доход. Входная плата имеется практически во всех музеях Европы»192. Однако, в большинстве стран мира существует система скидок для различных категорий музейных посетителей: для детей и учащейся молодежи, для групповых посетителей, семей, пожилых людей. Кроме этого, широко распространена практика регулярно устраивать дни, когда вход в музей бесплатный. Это может быть как один раз в неделю (например, в государственных музеях Германии каждое воскресенье входную плату не взимают), так и один раз в месяц (например, в Лувре или Эрмитаже).

191 Там же, с. 16.

192 Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Новые тенденции в маркетинговой политике этнографических музеев. //
Музей. Традиции. Этничность. - СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С.382.


Интересен опыт петербургской Кунсткамеры, посещение которой на протяжении более двух с половиной веков оставалось бесплатным. От замысла своего создателя Петра Великого о свободном доступе в музей Кунсткамера отказалась только в трудные годы перестройки, когда российские музеи испытывали острую нехватку государственного финансирования. Кунсткамера была и остается до сих пор вторым по посещаемости петербургским музеем (среди российских туристов). В наше время обычно даже музеи, получающие достойное содержание государственных структур, властей местного уровня или ведомств, которым они принадлежат, не могут себе позволить быть независимыми от туристических потоков. Особенно, если речь идет о музеях, популярных у публики (и местной, и приезжей) и потому обладающих большим экономическим потенциалом. Только в некоторых случаях субсидируемые местными властями музеи предоставляют услуги бесплатно. Обычно это музеи истории и культуры данного региона, интересные, прежде всего, для местного населения.

В большинстве случаев деятельность музеев, как и иных учреждений сферы культуры и образования (театров, оркестров, галерей, учебных заведений и пр.) нуждается в финансовой поддержке государства. Это связано с тем, что в сфере культуры оказывается трудно компенсировать полные затраты производителя того или иного общественно значимого продукта, в то время как результаты деятельности культурных учреждений оказывают воздействие на весь социум, обеспечивая «совершенствование человеческого капитала, что становится главным условием экономического и социального развития любой страны»193. Однако, осознание заинтересованности современного общества в росте общего уровня культуры населения как основы повышения производительности труда, находит понимание не у всего населения. Противники музея критикуют большие расходы на развитие и содержание музейной сети, особенно ввиду отсутствия очевидной пользы для всех социальных слоев.

Несомненно, в наши дни, когда количество коллекций и музеев возрастает с каждым днем, государство не в состоянии финансировать все музеи. В этой связи перспективным представляется обращение руководства музеев к менеджерам-


профессионалам в сфере культуры. На Западе довольно широко распространены консалтинговые услуги в деятельности общественных, социальных, благотворительных и иных организаций. Консалтинг- это профессиональная или научно-методическая деятельность по выявлению и разрешению различных проблем клиента, в том числе затруднений экономического плана. В нашей стране традиционно решением вопросов деятельности культурно-просветительных организаций занимались профильные государственные учреждения: научно-исследовательские институты, научно-практические конференции и научно-методические центры. Однако их рекомендации носили обобщенный характер. Самостоятельной службы, которая могла бы оказывать профессиональные консультативные услуги социокультурным учреждениям, в России пока нет. Несколько крупнейших музеев нашей страны, среди которых и Эрмитаж,пользуются услугами зарубежных консалтинговых фирм.

Тенденция последних десятилетий заключена в активном вхождении музея в сферу экономики. И в России, и за рубежом руководство музеев все чаще получает экономическую независимость, а также возможность самостоятельно решать основные вопросы своей деятельности. Государственное регулирование, как показал мировой опыт, зачастую менее эффективно, так как стесняет инициативу музейных сотрудников, в то же время не предоставляя достаточных материальных средств для развития музея. В нашей стране, например, до сих пор распространено мнение, что раз музеи зарабатывают деньги на художественных и иных принадлежащих государству ценностях, то весь доход они должны отдавать властям, которые затем выделят средства на осуществление тех проектов, которые выберут сами. Однако, возможность самостоятельно распоряжаться полученными музеем от организации выставок, продажи билетов, издательской и иной деятельности финансами могло бы предоставить музеям средства для осуществления новых интересных проектов.

В связи с увеличением финансовой самостоятельности и важности экономических показателей музейной деятельности этот институт культуры в наши дни неизбежно видоизменяется, находя пути как для учета и удовлетворения потребностей публики, так и для взаимодействия со спонсорами

193- Гасратя* КМ. Государство и развитие сферы культуры (зарубежный опыт). // Мировая экономика и


(коммерческими предприятиями). Даже в Европе, где традиционно государство оказывает значительную финансовую поддержку учреждениям культуры, многие музеи ищут спонсоров (в основном для отдельных проектов). Так, «95 % средств на сферу развития культуры Германии поступает из федеральных, государственных, муниципальных источников»194. Несмотря на то, что эти средства составляют львиную долю необходимых затрат, а также вопреки противодействию немецкой общественности, критиковавшей до недавнего времени американскую модель «эксплуатации музея», музейный менеджмент становится все более распространен. «Постепенно складывается механизм взаимодействия между капиталом и культурой. Крупными партнерами музеев являются предприятия Круппа, Люфтганза, Сименса»195. Вполне понятно, что спонсоры внимательно следят за проектами, в которые вкладывают деньги.

Итак, можно констатировать, что за последние сто лет, особенно во второй половине XX в. и в начале века XXI-го крупные музеи отчасти приобретают функции коммерческих предприятий, ибо финансовые показатели деятельности того или иного музея становятся р течением времени все более важными. Превращение современного музея в активного субъекта рыночных отношений требует от руководства способности компетентно оценивать и удовлетворять запросы посетителей, эффективно взаимодействовать с государством и коммерческими предприятиями, а также уметь выстроить собственную концепцию развития, выделяющую данный музей из всего спектра учреждений сферы досуга. В наши дни не последнюю роль играют международные (Международный совет по делам музеев- ИКОМ) и местные (свои в каждой стране и регионе) музейные организации. Это позволяет констатировать тот факт, что интегративные процессы становятся более выраженными и в музейной сфере, а, значит, для коммерческого успеха музей вынужден находить и общие интересы с другими членами музейного сообщества и, шире, с иными институтами культуры. Примером плодотворного сотрудничества может служить проект «длинный вечер в музее», неоднократно проводившийся в различных городах Европы и объединявший музеи и библиотеки одного города.

международные отношения. 2000. № 1. С. 116.

19* ЛысиковаО.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М.: Флинта:

Наука, 2002. С. 43.

120-


^ В стенах этих учреждений весь вечер и по крайней мере половину ночи

проходили разные зрелищные мероприятия, мало связанные с основной деятельностью музеев и библиотек: это могут быть дефиле мод, концерты популярных исполнителей, реальные и - компьютерные игры, перформансы, дегустация экзотической пищи и другие «акции»196. Подобные «вечера» рассчитаны на привлечение в библиотеки и музеи новых посетителей. Но и сами по себе эти мероприятия пользуются огромной популярностью.

»)

Как видно, учреждения культуры не без успеха ищут новые средства завладеть вниманием пристрастной публики, что совершенно необходимо в современных условиях, когда они отчасти стали коммерческими предприятиями, нацеленными на получение максимально возможной денежной прибыли. Невозможно в условиях рыночной экономики не учитывать законов рынка. Тенденция последних десятилетий заключена в усилении значимости экономических показателей успешности музейной деятельности. Вряд ли можно надеяться, что в ближайшее время финансовые аспекты станут менее важны в жизни различных институтов культуры, среди которых одно из важных мест занимает музей. Но при этом у современного музея есть выбор не только между торгово-развлекательным центром и свалкой никому не интересных экспонатов. Будущее музея представляется заключенным в стремлении удовлетворять различные потребности публики, при этом не теряя специфики музейной деятельности по сохранению и изучению мирового культурного наследия.

195 Там же.

196 См. подробнее: Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб.: Петрополис,
2001. С. 187-188.


Данная глава посвящена анализу двух взаимосвязанных аспектов социокультурной коммуникации, осуществляемой музеем. Речь идет об особенностях музейного пространства как способа выражения «музейного сообщения» и о характеристике музейной аудитории, к которой обращено это сообщение. Исследование пространства современных музеев, границ и типов структурирования музейной экспозиции позволяет выделить следующие важные тенденции бытия этого социокультурного института: преобладание «нелинейного» (гипертекстуального) характера экспозиции и расширение пространственно-временных границ современных музеев, их экспансия вовне.

Под музейным пространством в рамках данного исследования понимается совокупность структурных особенностей музейных зданий (общее членение пространства, черты интерьера и экстерьера), расположение экспонатов, а также точки соприкосновения музея с внешней средой. Предметом анализа, однако, выступают не столько сами архитектурно-экспозиционные характеристики музейного пространства, сколько их способность отражать реалии культуры и изменяться в результате смены культурных парадигм.

С момента появления музея как социокультурного института пространство музея- маркируется особой значимостью: это сфера, куда попадают вещи, предназначенные для передачи потомкам, то есть, в идеале, для вечного сохранения. Таким образом, музей становится местом, где рождается и обретает свое собственное бытие история. Как любое пространство культуры, музейная экспозиция обладает собственной структурой. При этом можно констатировать, что с течением времени осмысление музейного пространства изменялось. До XX в. экспозиция выделялась как особое пространство, в первую очередь по той причине, что в музее выставлялись значимые культурные объекты: произведения искусства, редкие и ценные предметы.

С середины XIX в. становится все более распространен функциональный подход, метод которого, применительно к исследованию музея, позволяет констатировать в культуре XX в. диаметрально противоположное понимание


особенностей музейного пространства. Теперь не эстетическая, гносеологическая, онтологическая или иная ценность хранимых в музее предметов позволяет рассматривать - музей как некое выделенное, противопоставленное обыденности пространство, а сам факт нахождения практически любой вещи на экспозиции маркирует этот предмет как нечто сакральное, принадлежащее сфере «высокой культуры».

Романтическое мировоззрение видело в музее прежде всего храм. Романтики имели в виду «храм искусства», ибо до середины XIX в. в Европе были наиболее распространены художественные музеи, а также краеведческие музеи с обширными экспозициями по искусству. Позже рационалистическая традиция, обожествлявшая достижения человеческого разума, продолжила рассматривать музеи как сакральное пространство, отводя им роль «храмов науки», когда речь шла о естественнонаучных экспозициях. ГЇри этом нельзя забывать, что в XVIII-XIX вв. музеи и различные коллекции (прежде всего научные, научно-технические и археологические) зачастую были и научными лабораториями, активно исследовавшими определенную область знания.

На протяжении XX в. музейное пространство приобрело еще одно измерение- игровое. Возникновение, а затем энергичное распространение массовой культуры привело музеи, как и остальные социальные и культурные институты к необходимости вести конкурентную борьбу за посетителя, за его внимание. Результатом стала театрализация музейного пространства, расширение диапазона заимствованных из иных областей (прежде всего, из театра и педагогики)-методов эмоционального воздействия: от драматической образности до динамических игровых средств. «Из кладовки ценностей, доступной только узкому кругу исследователей и ценителей, музей постепенно стремится превратиться в театр культуры»197. Современный музей- во многом продукт деятельности homo ludens, уставшего от дидактической серьезности и желающего захватывающих развлечений. Тенденция к возрастанию рекреационных потребностей современного общества не могла не сказаться на характере музейного пространства. «Из привычного вместилища экспонатов

197 Окладникова Е.А. Этнографический музей сегодня: В поисках перспектив приемлемого будущего. \\ Музей - за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте музея. - СПб.: РАН, МАЭ, 1998. Вып. 1.С. 48.


музей давно трансформировался в самые неожиданные образы. Сегодня он стал местом, где наряду с обычными экскурсиями зачастую происходят явления более традиционные для театра, концертного зала, аттракциона или массового площадного действа» . В стенах музеев проходят различные спектакли и концерты, дефиле мод и презентации, перформансы и хэппенинги.

Кроме активизации эмоционального воздействия на традиционно организованных экспозициях многие музеи стремятся создать интерактивные зоны, где посетители могли бы не только пассивно созерцать, но проявлять свою познавательную и творческую активность. Возникают даже специальные музеи, в первую очередь рассчитанные на детскую аудиторию, в которых со всеми выставленными вещами можно познакомиться не только визуально, но и тактильно. Пример такого музея - Дом сказок «Жили-были» во Всероссийском выставочном центре в Москве. «Это один из немногих музеев, где экспонаты можно потрогать руками: люльки, прялки, мельницы, старый бабушкин сундук и кольчуги!»199 А экскурсии здесь водят «настоящие» волшебные персонажи.

Организация интерактивных зон и иные способы усиления эмоционального воздействия экспозиции на посетителей оказываются в последнее время очень важны. Таким образом музеи пытаются максимально преодолеть отчуждение музейной аудитории от выставляемых предметов, которые обычно можно только благоговейно созерцать. Еще одной стороной приспособления музейного пространства к новым потребностям стало стремление учесть практически все пожелания нынешних посетителей: от организаций в музеях зон отдыха, кафе и даже ресторанов, до открытия интернет-кафе и магазинов с музейными сувенирами. Новой модой стало создание на сайтах музеев интернет-магазинов, продающих предметы с символикой музея или с изображением самых известных экспонатов, а также копии шедевров, находящихся на экспозиции.

Музейное пространство не полностью изоморфно пространству культуры. Экспозиция музея синтезирует собственный мир, не копирующий определенный участок реальности, а созданный и живущий по своим законам. «Музейная целостность- это не живая реальная целостность культуры. Это целостность,

198 Трошина Т.М. Музей, театр или храм? О некоторых особенностях музейной работы. // Актуальные проблемы культурологии. Материалы научно-практической конференции... - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. С. 124.


созданная преднамеренно, с позиций иной культурной ситуации и ее задач» . Это особый пространственно-временной .континуум, существующий согласно собственным внутренним закономерностям: музей- это попытка человечества преодолеть ускользающее время, заключив его в некие памятные вещи, помещенные для «вечного» сохранения в пространство музея.

Все пространства культуры обладают своими особенностями. Музей также не исключение: и структура здания, особенно если оно специально проектировалось для музея, и совокупность экспонатов создают уникальную форму и содержание данного «музейного сообщения». Музейные предметы не просто хранятся в музее; а обретают здесь свое бытие, взаимодействуют между собой, определяя доминанты музейной экспозиции.

Как показали семиотические исследования внутреннего пространства традиционного сельского дома, «интерьер достаточно рельефно отражает мифопоэтические представления об устройстве мира и месте человека в нем. Интерьер никогда не бывает только внутренним пространством по сравнению с внешним. Он- реплика внешнего мира, в интерьере воспроизводятся особенности окружающей среды» 01. Музейное пространство, особенно что касается специально простроенных для музея зданий, тоже имеет собственную семантику. Как правило, структура музея образно отражает те или иные мыслительные конструкции (научные концепции, идеологические установки и пр.), распространенные в данный момент в культуре.

• Так, анфиладное, расположение залов может символизировать идею культурной преемственности или концепцию линейного исторического прогресса. А например, идея о высоком предназначении музея как «храма искусств и наук» может выражаться в архитектурных репликах соборов и церквей (Глиптотека в Мюнхене), ренессансных палаццо (Национальный музей в Праге, здания-близнецы Художественно-исторического и Естественнонаучного музеев в Вене, а также другие построенные в стиле неоренессанса музеи) или классицистических дворцов как прототипов музейных зданий. Разным эпохам

Сказка сказок. // Счастливые родители. 2002. Октябрь. С. 20. 209 Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. - М., 1988. С. 31. 201 Кондратьева О.А., Баранов Д.А. К изучению традиционной народной мебели. //Музей. Традиции. Этичность. - СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 255.


соответствуют различные типы выстраивания экспозиции: и планировки музейных зданий, и размещения экспонатов.

«Сущность музея наиболее ярко выражается в системе архитектурного образа- в решении его фасадов и планировке внутренних пространств (в соответствии с которой находятся принципы экспонирования)»202. Проект практически любого публичного (государственного) музея всегда находится под пристальным вниманием как непосредственных заказчиков, так и общественного мнения. В XX в. в зависимости от общекультурных тенденций, а также от доминант деятельности данного конкретного музея можно распознать «линейный» и «нелинейный» типы музейной экспозиции. Это крайние варианты структуры, различающиеся большей или меньшей структурированностью, жесткой заданностью или свободой маршрута передвижения посетителей.

В целом, пространство современных музеев, особенно построенных или перепланированных в последние годы, тяготеет к «нелинейному» типу экспозиции, к гипертекстуальности, ибо обычно не диктует строгих правил восприятия. Согласно принципам постмодернистской культуры, музейные экспонаты, как и любые объекты культурного наследия можно рассматривать как набор независимых друг от друга элементов, свободно комбинируемых в произвольной последовательности и обладающих практически бесконечным набором плоскостей рассмотрения.

Кроме структуры и семантики музейной экспозиции важной характеристикой музейного пространства являются его границы. Одной из тенденций развития музеев в XX в. стало расширение границ музея, причем речь идет и о пространственных, и о временных границах. Развитие археологии привело к появлению экспозиций по древнейшей истории, одновременно была осознана необходимость собирать и сохранять свидетельства современной истории, разнообразные приметы повседневной жизни. С появлением «скансенов» начали музеефицироваться большие комплексы, включающие природное окружение архитектурных памятников, а также целые районы старинных городов. Музеефикации теперь подвергаются не только крупные объекты, но и различные

Платонова М.А. История коллекционирования художественных памятников в региональных музеях ХГХ-начала XX веков. Германия, Англия, Россия. Автореферат. - СПб., 1993. С. 9.


процессы, прежде всего, навыки наших предков (от игры на старинных музыкальных инструментах до ведения традиционного хозяйства).

В целом, можно констатировать, что музей обладает собственными границами и особой структурой внутреннего и внешнего пространства, не остающимися постоянными в течение долгого времени. Музейное пространство изменяется в русле общих направлений движения культуры, но имеет при этом и свою специфику. Раньше музей воспринимался как «символ неменяющегося пространства и застывшего времени»203, но во второй половине XX в. он стал более лабилен, следуя общекультурной тенденции к частым и довольно радикальным изменениям.


Сейчас читают про: