double arrow

Тарас Владимирович Сгибнев


Gt;ч

І

172-

І

У Библиография

Заключение

Подводя итоги исследованию социокультурного статуса современного музея, можно констатировать, что интерес представителей гуманитарной науки и различных слоев общества к музею объясняется его важной и неоднозначной ролью в культуре XX в. На каждом этапе своего существования культура выдвигает определенные требования тем или иным культурным институтам и, тем самым, детерминирует их функциональные особенности. Но в определенный момент одна из социально-культурных институций может оказывать сильное влияние на культуру в ее целостности. Так, во второй половине XX в. музей стал символом культурной ситуации постмодерна и позволил определить некоторые направления культурных изменений.

Анализ музея в контексте его взаимосвязей с иными сферами культуры позволяет выявить целый комплекс проблем, появляющихся на том или ином этапе развития культуры и общества. Среди культурных тенденций, отраженных современными музеями, можно выделить дематериализацию, коммерциализацию и виртуализацию культуры, унификацию информационной среды, демократизацию сферы культуры и искусства, идеологическую ангажированность культурных институтов и пр.

Исследование культурного статуса современного музея предполагает изучение его функциональной специфики и механизмов взаимодействия с иными институтами культуры. Среди результатов данной работы можно назвать отображение вариативности музейных функций на различных этапах развития культуры (прежде всего, культуры XX в.), а также детерминированные общей культурной ситуацией связи музея с художественными, властными, экономическими, научно-исследовательскими и образовательными структурами. Среди аспектов взаимодействия музея с внешней средой важнейшую роль имеет коммуникация музея и его посетителей, среди которых можно выделить тех, кто приходит на экспозицию, и тех, кто узнает о деятельности музея посредством различных СМИ и сети Интернет.

Изучение имманентных особенностей музейной культурной институции основывается на рассмотрении музейных экспонатов как ядра, на котором базируется «музейное отношение к действительности», а также специфики


музейных здании, прежде всего тех, которые специально проектировались и строились для музеев. В данном исследовании намечена проблема «виртуальных музеев» и их отношения к традиционным, основанным на предметных экспонатах, музеям. Однако можно заметить, что этот вопрос лишь бегло обрисован в рамках анализа статуса современных музеев, хотя проблема виртуализации культурного пространства заслуживает отдельного подробного рассмотрения.

Интересным и важным результатом исследования стало осознание важности понятия границы для постижения культуросозидающей функции музея, так как музей не.только актуализирует пределы разных культурных сфер, но может предлагать пути преодоления границ между ними. Тенденция расширения пространственных и временных границ современного музея отражает смену человеческого взгляда и на музей с хранящимися в нем предметами, и на понимание культуры и истории как того пространства, которое структурирует нашу жизнь. Еще одним открытием работы оказалось понимание музея как непрерывного пространственно-временного континуума, ибо посредством соединения в одном пространстве предметов из различных сфер и эпох, музей моделирует то или иное время, выступая при этом одновременно с точки зрения вечности и с позиций определенной историко-культурной ситуации.

Музеефикация собственного дома - это еще одно из проявлений расширения влияния музея на постмодернистскую культуру, когда стираются границы между прошлым и настоящим, когда консервируются огромные фрагменты реальности и происходит эстетизация жизни как стремление некоторых людей освободиться от тоталитарности массовой культуры. Современная культура, склонная музеефицироватъ все подряд, предстает как совокупность обрывков различных вербальных и невербальных (предметных, виртуальных и т.п.) «цитат», которые могут в зависимости от индивидуальных предпочтений складываться во всевозможные «тексты», обладающие практически бесконечным количеством интерпретаций. Согласно этой постмодернистской традиции, современные музейные экспозиции, ориентированные на новые веяния, строятся по принципу «гипертекстуальности». Такие экспозиции, названные в работе «нелинейными»,


характеризуются отсутствием жесткой структуры и плюралистичностью как отказом от единственно «правильной» точки зрения на то или иное явление.

Автору представляются перспективными для дальнейших изысканий такие мало освещенные в рамках работы темы, как культурфилософское изучение особенностей экспозиционеров и иных сотрудников музея как носителей музейных ценностей (как выразителей «музейного отношения») и как людей своего времени; рассмотрение зданий ультрасовременных (построенных за последние пятнадцать лет) художественных музеев как произведений искусства; анализ восприятия музеев массовым посетителем; распространение различных частных «микрособраний» как альтернативы публичному музею и изучение особенностей «виртуальных музеев», конкурирующих с традиционными музеями и основывающихся при этом на «антимузейном» принципе отказа от предметности своих экспонатов.


1.Адаме М. Д. Роль музея в распространении знаний. //Museum. 1984. №141. С. 14-18.

2. Анощенко А. Музейное дело в СССР: цифры и факты. //Декоративное искусство СССР. - 1976. № 9 С. 11-12.

3. Арзамасцев В.П. О семантической структуре экспозиции. //Музееведение. На пути к музею XXI в. / Сб. научных трудов НИИ культуры. - М., 1989. С. 35-49.

4. Бакштейн ИМ. Обоснование' проекта культурного центра «Государственная Третьяковская галерея». //Социальное проектирование в

k) сфере культуры. Центры досуга. Сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1987. С. 74-

84.

5. Барт Р. От произведения к тексту. //Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. С. 413-423.

6. Барт Р. Смерть автора. //Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Прогресс, 1994. С. 384-391.

7. Беззубова О.В. Индустрия туризма как новый тип культурного потребления. //Культурное пространство путешествий. Тезисы форума.- СПб, 2003. С. 320-324.

8. Беззубова О.В. Музей как инстанция художественного, научного и идеологического дискурсов. Автореф. диссертации на соискание уч. ст. канд

І филос. наук. - СПб, 2003.

9. Беззубова О.В. Проект музея: генезис и структура. // Studia culturae. СПб,
2003. Вып. 5. С. 139-148.

10. Беззубова О.В. Традиционный художественный институт в глобальном пространстве новой эстетики. // Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. - СПб: Центр изучения культуры, 2005. С. 270-272.

11. Бенеш Я.'Методы экспонирования // Museum 1983. № 138 С. 30-35.

12. Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. - М., 1997.


%)



«j> 13. Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры

// Декоративное искусство СССР. - 1976. № 9 С. 6-Ю.

14. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

15. Большая советская энциклопедия. - М., 1974. Т. 17.

16. Брокгауз-Ефрон. Энциклопедический словарь. - СПб., 1897. Т. 20.

17. Бутилова М.С., Красников Н.П. Музей истории религии и атеизма. Справочник-путеводитель.-М.-Л.: Наука, 1965.

18. Валери П. Проблема музеев. //Валери П. Об искусстве: Сб. - М., 1993. С. 205-208.

19. Ванслова Е.Г. Аудитория 2000 года. //Советский музей. 1986. №
й 1(87). С. 32-35.

20. Ванслова Е.Г. Программа курса «Музей и культура». // Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения,- М.: МИРОС, 1995.С. 11-50.

21. Вилъчковский С.Н. Царское Село. - СПб., 1992.

• 22. Винсон И. Музеи и наследие: важная проблема в Докладе о

всемирной культуре, 2000 (ЮНЕСКО) \\ Museum. 2001. № 209. С. 61-64.

23. Воззвание Наркомпроса «К рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России» // «Известия» ВЦИК от 4 ноября 1917 г.

24. Волкова Е.В. Зритель и музей. - М., 1989.

25. Волкова Е.В. Произведение искусства- предмет эстетического
*^ анализа.-М., 1976.

26. Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. - М., 1986.

27. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. -
М., 1986.

■ 28. • Вюйемъе Ж.-П. Планирование музея и политика развития // Museum. 1983. № 138. С. 22-25.

. 29. ГадамерХ.-Г. Истина и метод: - М., 1988.

30. Галкина Е.Л. «Мир детства» и музей: игра и музейный сценарий.

//Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. Санкт-Петербург; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 390-392.


ч)



V 31. Ганюшкина Т.Н., Разумовская Р.С, Шаврина И.Ф. Музей

антропологии и этнографии. - Л., 1973.

32. Гасратян КМ. Государство и развитие сферы культуры

(зарубежный опыт). // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 1.С. 116-119.

• 33. • Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1975. Т. 1. Наука логики.

. 34. Гейли А. Конфликт в северной Ирландии и роль музея народного

быта в его разрешении. // Museum 1993. № 175 С. 41-45.

35. Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении:
,¾ теоретические и прикладные аспекты. Диссертация в виде научного доклада на

соискание ученой степени канд. ист. наук. - М., 1994.

36. Гозак А, Смирнов Л. Пространство храма муз. //Декоративное
искусство СССР. - 1976. № 9 С. 13-16.

. 37. Голованов Н.Н. Выставочная деятельность художественных музеев.

\\ Выставочная деятельность музеев и картинных галерей. Сб. науч. тр. \ НИИ культуры. - М., 1972. С. 11-20.

38. Голышев- А.И. Музей-заповедник как центр культурно-

просветительного движения за сохранение и обогащение духовного наследия.
Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата педагогических
наук.-Л., 1990.
^ 39. Грегорова А. К основным проблемам музееведения. // Музееведение.

Музеи мира: Сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1991. С. 27-38.

40. Гуральнж Ю.У. Каким быть музею будущего? (опыт социологического анализа). // Музееведение. На пути к музею XXI в. Сб. научных трудов /НИИ культуры. - М., 1989. С. 135-144.

41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

42. Гуревич ИМ., Знаменов В.В., Мясоедова Е.Г. Большой петергофский дворец.-Л., 1979.

43. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому.- СПб.: Глаголь: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.


V



44. Даффи Т.М. Музеи «человеческого страдания» и борьбы за права человека. // Museum. 2001. № 209. С. 10-16.

45. Дельгадо К. Экомузей во Френе: вопреки исключению. \\ Museum. 2001. №209. С." 37-41.

" 46. * Деррида Ж. О грамматологии, -М.: Ad Marginem, 2001.
47. Джонсон Н. Открывая город. // Museum 1996. № 187 С. 4-6.

• 48. Дмитриев В.А., Калашникова ИМ. Комплектование -

основополагающее направление деятельности Российского Этнографического музея // Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. Санкт-Петербург; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 60-64.

49. Дукелъский В. Музейный предмет. //Советский музей. 1986. №

1(87). С. 36-37.

. 50. ЕрофеевВ.В. Москва - Петушки. - М.: Вагриус, 2004.

51. Жежко КВ., Фадин А.В. Центры досуга- новое явление социокультурной сферы. //Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга. Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1987. С. 6-28.

52. Заболотная И.В. Музёеведние. Методический курс авторизованного изложения. - М, 1994.

53. Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР. // Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1991. С. 51-65.

54. Зеленова A.M. Дворец в Павловске. - Л., 1986.

55. Hampuduc М. Изучать на практике: Музей науки в Салониках. //.Museum 1996. № 187 С. 56-61.

56. Иксанова И.В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения. // Музееведение. Вопросы теории и методики: Сб. науч. тр. / НИИ культуры-М., 1987. С. 121-137.

57. Итс Р. Ф. Кунсткамера. - Л., 1980.

58. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

59. Каган М.С. Музей в системе культуры. // Вопросы искусствознания 1994. № 4. С. 445-460.

60. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.


61. Калугина Т.П. Из истории экспозиций искусства 1920-1930-х годов. \\ Творчество. 1989. № 6. С. 29-30.

62. Калугина Т.П. Историко-типологическое исследование экспозиции художественного музея. Автореферат. - М., 1991.

63. Калугина Т.П. Оживают ли мумии? //Вопросы искусствознания 1994. №4. С. 469-480.

64. Калугина' Т.П. Художественный музей как феномен культуры.-СПб, 2001.

65. Каменский А.А. Праздничный мир революции. Опыт проблемного исследования. \\ Каменский А.А. Романтический монтаж. - М.: Советский художник, 1989. С. 7-110.

66. Каратеев Л. Музейная экспозиция- наука? //Декоративное искусство СССР. 1976. № 9. С. 19.

• 67, . Карпеев Э.П., Шафрановская Т.К. Кунсткамера. - СПб, 1996.

68. Кассирер Э. Философия символических форм. - М., СПб: Университетская книга, 2002. Т. 1-3.

69. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII-начало XX в.). // Музей и власть. - М., 1991. Ч. 1. С. 9-21.

70. Клементьев ВТ. Китайский дворец в Ораниенбауме. - СПб., 1998.

71. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры. //Музееведение. Музеи мира. Сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1991. С. 111-141.

72. Колесов В.В. Язык города. - М, 1991.

73. ' Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

74. Кондратьева О.А., Баранов Д.А. К изучению традиционной народной мебели. \\ Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. Санкт-Петербург; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 254-256.

75. Коссонс Н. Новые тенденции. // Museum. 1983. № 138. С. 11-17.

76. Крусман Б.В. Художественные музеи СССР. - М., 1967.


77. Куклшова И. А. Экомузеи и культурно-идентификационная концепция региона (на примере Франции). // Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. - СПб: Центр изучения культуры, 2005. С. 346-348.

78. Кунсткамера (МАЭ им. Петра Великого РАН): Избр. статьи. - СПб., 1995.

79. Купина Ю.А. Этнографическое коллекционирование как социальный феномен (по материалам сибирских коллекций МАЭ РАН) \\ Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы междунар. науч. конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. Санкт-Петербург; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 43-45.

80. Курьер Петровской Кунсткамеры. - СПб., 1996 - 1997. Вып. 4-5, 6-7.

81. Кучинский С.А., Дмитриева Т.Н. Идеология Государственного музея истории религии в начале 2000 годов. // Труды Государственного музея истории религии. Вып. 2. - СПб.: Акционер и Ко, 2002. С. 7-17.

• 82. ЛевинсонгЛессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-

1917).-Л., 1985.

83. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна.- М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1998.

84. Липман А. Петровская Кунсткамера. - М.-Л., 1945.

85. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции.- М.: Плакат, 1989.

■ 86. Ломако ОМ. Генеалогия воспитания: философско-

антропологический анализ. Автореферат на соискание уч. ст. доктора филос. наук.-СПб.,2003.

87. Лотман ЮМ. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)..- СПб., 1994.

88. Лотман ЮМ. Внутри мыслящих миров: Человек- Текст-Семиосфера - История. - М.: Языки русской культуры, 1996.

89. Лотман ЮМ. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры.



90. Лотман Ю.М. Поэтика русского поведения в русской культуре XVIII века // Избранные статьи. - Таллинн, 1992. Т.1. С. 248-268.

91. Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М.: Флинта: Наука, 2002.

92. Макагиансар М. Воспитательная и просветительная роль музеев сегодня. // Museum. 1984. № 141. С. 3-7.

93. Мастеница Е.Н. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект // Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. - СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 328-330.

94. Мастеница Е.Н. Музеи эпохи глобализации: окно в будущее. //Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. - СПб: Центр изучения культуры, 2005. С. 471-475.

95. Матт Г. Венский выставочный зал - будущее в Музейном квартале // Museum. 2001. № 209. С. 46-50.

96. Мацкевич М.В. Войди в мир искусства. Опыт разработки программы для дошкольников. // Курс «Музей и .культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие.- М.: МИРОС, 1995. С. 97-110.

97. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.- СПб.: «Ювента», «Наука», 1999.

98. Минц Н.В. Театральные музеи мира. // Музейное дело в СССР. - М., 1971.С. 178-183.

99. Михайловская А.И. Музейная экспозиция (организация и техника). -М., 1964.

100. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. - М., 1975

101. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1988.

102. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е гг.).-М., 1989.

103. Музей, анти-музей. - СПб, 1995.


104. Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого. Австралия и Океания (краткий путеводитель по экспозиции). - М. - Л., 1964.

105. Неверов О.Я. Из коллекции Петровской Кунсткамеры. СПб., 1992.

106. Окладникова Е.А. Этнографический музей сегодня: В поисках перспектив приемлемого будущего. \\Музей- за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте музея.- СПб.: РАН, МАЭ, 1998. Вып. 1. С. 43-50.

107. Олсон М. Новые технологии. // Museum. 1996. № 189. С. 63-64.

108. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. II Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.- М.ЮОО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. С. 5-209.

109. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет X Восстание масс: Сб.- М.-.ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. С. 211-269.

110. Оружейная палата - М., 1964. •

111. Очерки по истории мировой культуры Под. ред. Т.Ф. Кузнецовой. -М., 1997.

112. Павелкина А. Музей Старого Петербурга. // Музей и город. - СПб.: Аре: Российский журнал искусств, 1993. Тематический выпуск №2. С. 10-15.

113. Памятники Отечества. - М., 1972 - 1977. Кн. 1-3.

114. Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая половина XIX- начало XX в.). // Музей и власть. - М., 1991. Ч: 2. С. 29-34.

115. Пинна Дж. Исторические дома-музеи: вступление к теме. // Museum. 2001. № 210. С. 4-9.

116. Пинна Дж. Наследие и «культурные ценности». // Museum. 2001. №210. С. 62-64.

117. Пиотровский Б.Б. Экспозиция археологических материалов в Государственном Эрмитаже. // Музейное дело в СССР. М., 1971. С. 166-169.

118. Пиотровский М.Б. Сверхмузей в эпоху крушения империи (музей как фактор эволюции). Лекция, прочитанная 23 сентября 1996 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном Университете профсоюзов. - СПб., 1996.


119. Писарская Л.В. Оружейная палата. М., 1972.

120. Писарская Л.В., Мартынова М.В. Оружейная палата. - М., 1987.

'.. 12.1. . Платонова М.А. История коллекционирования художественных памятников в региональных музеях: Германия, Англия, Россия.- СПб, 1993. Автореф. канд. дисс.

122. Полякова М.А. Из истории охраны и пропаганды культурного наследия в первые годы Советской власти. // Музееведение. Из истории охраны и использования культурного наследия РСФСР. (Сб. науч. тр. \ НИИ культуры). -М., 1987. С. 11-24.

123. По музеям зарубежных стран. Сб. статей. - М., 1960.

124. Попова Г. Музей Города. \\ Музей и город. - СПб.: Аре: Российский журнал искусств, 1993. Тематический выпуск №2. С. 16-22.

" 125. * Прищепова В.А. Из коллекции Н.Д.Романова. //Музей- за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте музея. СПб: РАН, МАЭ, 1998. Вып.1. С. 8-11.

126. Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель. - СПб., 1999.

127. Равикович Д.А. Социальные функции и информационная система музея. //Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев (по материалам социологических исследований): Сб. науч. тр. - М., 1984. С. 8-25.

128. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев. //Музееведение. Вопросы теории и методики.- М., 1987. /Сб. науч. тр. НИИ культуры. С. 10-24.

129. Разгон А. Музейная экспозиция- искусство? //Декоративное искусство СССР. 1976-. № 9. С. 18.

130. Романычева И.Г. Музейное дело. - Л., 1983.

131. Романова ИМ. Консалтинговая служба в музее: к постановке проблемы. //Музей- за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте музея. СПб: РАН, МАЭ, 1998. Вып.1. С. 51-53.

132. Романова Н.М. Негосударственные музеи: организационно-правовой аспект. // Музей - за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в.контексте музея. СПб: РАН, МАЭ, 1998. Вып.1. С. 38-42.


133. Романова Т.В. Курс «Музей и культура» в учебной программе начальной школы. //Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное метод, пособие.- М.: МИРОС, 1995. С. 110-121. • 134. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. - М.: Республика, 2000

135. Сказка сказок. // Счастливые родители. 2002. Октябрь. С. 20.

136. Смит С. «Назад, к работному дому»: бедность прошлого на службе у настоящего. // Museum. 2001. № 209. С. 21-24.

137. Смотрша М. Истоки \\ Метафизика Петербурга. - СПб, 1993.

138. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Конвергенция культур в музейном пространстве XXI в. //Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. - СПб: Центр изучения культуры, 2005. С. 476-478.

139. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Новые тенденции в маркетинговой политике этнографических музеев. // Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. Санкт-Петербург; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 379-383.

140. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Роль российских музеев в формировании национальной идентичности. // Studia culturae. - СПб, 2005. № 7. Номер готовится к печати.

'. 141. . Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. - СПбГУ, 1996.

142. Соколов Б.Г. Предмет: маркер. Маркер: предмет. // Метафизические исследования. 1998. Вып. 6. С. 137-154.

143. Соколов Е.Г. Процедурные режимы и метафизические горизонты смыслового пространства культурных феноменов. //Метафизические исследования. 1998. Вып. 6. С. 326-328.

144. Соустин А.С. Некоторые методологические проблемы анализа музейного дела. // Музееведение. Вопросы теории и методики. - М., 1987. С. 55-68.


145. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры). //Музееведение. На пути к музею XXI в. Сб. науч. тр. /НИИ культуры. - М., 1989. С. 186-204.

146. Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. - М.-Л., 1953.

147. Станюкович Т.В. Музей, антропологии и этнографии за 250 лет. \\ 250 лет Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. - М.-Л., 1964.

148. Сто великих музеев мира. - М.: Вече, 2002.

149. Странский 3. Понимание музееведения. // Музеи мира: Сб. науч. тр. /НИИ культуры - М., 1991. С. 8-26.

150. Стронг Р. Музей и коммуникация. // Museum. 1983. № 138. С.

;. 15.1. Сурова Е.Э. Динамика идентичности в условиях глобализации. // Stadia cultarae. - СПб, 2003. № 5. С. 50-82.

152. Сурова Е.Э. Европеец «отчужденный»: Персоналистская личность. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004.

153. Тагилъцева Н.Н. Краеведческое движение и становление музейного дела на Урале (1924-1936 гг.). //Музееведение. Из истории охраны и использования культурного наследия РСФСР. (Сб. науч. тр. \ НИИ культуры). -М., 1987. С. 155-173.

154. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение. // Музейное дело: музей-культура-общество: Сб. науч. тр. - М., 1992. С. 61-90.

•' 155. • Тихонов В.В. Сохранение традиционной народной культуры посредством формирования музеев под открытым небом. //Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. Санкт-Петербург; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 49-55.

156. ТойнбиА.Дж. Постижение истории: Сб. - М.: Прогресс, 1996.

157. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» //Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.

158. Трошина Т.М. Музей, театр или храм? О некоторых особенностях музейной работы. //Актуальные проблемы культурологии. Материалы научно-


практической конференции, посвященной памяти В.И. Колосницына. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. С. 123-128.

159. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. - М.: Издательство АН СССР, 1963.

160. Федоров'Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. //ФедоровН.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. - М., 1995. Т. 2. С. 370-434.

161. Федоров-Давыдов А. Советский художественный музей. - М., 1933.

162. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб, 1998.

163. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989.

164. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. //Флоренский П.А Сочинения в четырех томах. Т.2- М.: Мысль, 1996. С 371-379.

. 165. Фролов А.И. Советские музеи в зеркале прессы (по материалам периодич. печати 1988 г.). // Музееведение. Музеи мира. - М., 1989. С. 5-34.

166. Хадсон К. Конкурс на лучший западноевропейский музей года. \\ Museum. 1984. № 142. С. 51-56.

167. Хайдеггер М. Вещь. //Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993. С. 316-326.

168. Хайдеггер М. Исток художественного творения. //Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М.: Гнозис, 1993. С. 52-132.

169. * ХайдеггерМ.Язык.-СПб, 1991.

170. Хансен Т.Х. Музей как просветительное учреждение \\ Museum. 1984. №144. С. 4-11. .

171. Хаттон А. Музеи и наследие: есть ли между ними реальное противоречие // Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. / НИИ культуры - М., 1991. С. 72-97.

172. Художественная культура в докапиталистических формациях. Под ред. М.С. Кагана. -Л., 1984.

173. Художественная культура в капиталистическом обществе. Под ред. М.С. Кагана.-Л., 1986.


174. Чумалова Т.Е. «Музей и культура». Концепция курса. //Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие /Под ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. - М.: МИРОС, 1995. С. 65-76. *

175. Шафрановская Т.В. Петербургская Кунсткамера. - СПб, 1995.

176. Шахнович М.М. Из коллекции Музея истории религии и атеизма // Наука и религия. 1983. № 3.

177. Швидковский Д.О. Поэтика архитектуры в русском дворцово-парковом ансамбле эпохи Просвещения. // Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. - М., 1997. Кн. 1.

178. Шляхтина Л.М. Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Л., 1990.

■ 179. Шляхтина Л.М. Современные направления взаимодействия музея с посетителем: методологический аспект. //Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. Санкт-Петербург; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 399-402.

180. Шмыров В. Музей ГУЛАГа. \\ Museum. 2001. № 209. С. 25-27.

181. Шола Т. Мосты: музей эпохи глобализма. WMuseum.2001. №209. С. 57-60. ..

182. Шрадер Т.А. Народное искусство в музеях под открытым небом в Скандинавских странах. //Музей- за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте'музея. СПб: РАН, МАЭ, 1998. Вып.1. С. 12-15.

183. Шрайнер К. Предмет исследования музееведения и происхождение дисциплины. // Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. - М., 1991. С. 39-50.

184. Эйбрам Р.Дж. Участие прошлого в формировании будущего: исторические памятники нового типа. // Museum 2001. № 209 С. 4-9.

185. Adorno Th. W. Asthetische Theorie. //Adorno Th. W. Gesammelte Werken. Frankfurt-am-Main. 1970. Bd. 7.

■• 186. . Brockhaus Ezyklopaedie. In 20 Baenden. Band 13.- Wiesbaden, 1971. und: In 24 Baenden. Band 15.- Mannheim, 1991.


187. Cameron D. A viewpoint: the museum as a communications system and implications for museum education. II Curator. 1968. v. 11. № 1. Pp. 33-40.

188. Die Zukunft der Alten Meister. Perspektiven und Konzepte fur das Kunstmuseum von heute.. Herg. Von E. Mai. - Koln, Weimar: Bohlau. 2001.

189. Hooper-Greenhill E. A New Communication Model for Museums //Museum Languages: Objects and Texts. -Leicester, 1991. Pp. 47-52.

190. Korff, G. Aporien der Musealisierung. Notizen zu einem Trend, der die Institution, nach der er bekannt ist, hinter sich gelassen hat (1990) //Korff, G. Museumsdinge: deponieren - exponieren, Koln, Weimar, Wien: Bohlau 2002. Ss. 126-139.

• 191. Korff, G. Die „Ecomusees" in Frankreich— eine neue Art, die Alltagsgeschichte einzuholen (1982) //Korff, G. Museumsdinge: deponieren — exponieren, Koln, Weimar, Wien, 2002. Ss. 75-84.

192. Korff, G.'Objekt und Information im Wiederstreit. Die neue Debatte uber das Geschichtsmuseum (1984) II Korff,. G. Museumsdinge: deponieren - exponieren, Koln, Weimar, Wien, 2002. Ss. 113-125.

193. Korff, G. „Vom Menschen aus..." Zur Ausstellungstheorie und praxis Siegfried Giedions (1986) //Korff, G. Museumsdinge: deponieren — exponieren, Koln, Weimar, Wien, 2002. Ss. 12-23.

194. Lexikon der Kunst in 4 Banden. - Leipzig, 1975. 3. Band.
.. 195. . Maier-Solgk, F. Die neuen Museen, K6ln, 2002

196. Meyers enzyklopadisches Lexikon. In 25 Bd. - Mannheim, Wien, Zurich, 1976.

197. Sattler K.-0. Die besonderen Museen, Kirkel, 1995

198. Schafer H. Augenblicke des Sammelns. //Korff, G. Museumsdinge: deponieren - exponieren, Koln, Weimar, Wien, 2002. Ss. 307-308.

199. Shakhnovich M. Nabozenstva ranych і trednych spolonosti. Bratislava, 1984. Каталог выставки.

200. Steiner J. Kulturkraftwerk. //Korff, G. Museumsdinge: deponieren -exponieren, Koln, Weimar, Wien, 2002. Ss. 199-203.

201. * Stelzer G. u. U. Bildhandbuch der Kunstsammlungen in der DDR,-
Leipzig, 1984.


V



і-



202. Werner J. Die Rede von den Dingen. Ein literarischer RUckblick. II Dinge ід der Kunst des XX. Jahrhunderts. Steidl, Haus der Kunst, Munchen. 2000. Ss. 11-15.

Магистратура, I курс, программа Рисунок

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ПОЯВЛЕНИЯ ЖАНРА КНИГИ ХУДОЖНИКА

Книга художника — заметный феномен современной культуры — сформировалась внутри искусства книги и сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельного жанра на стыке книжной и станковой графики. В данной статье мы постараемся рассмотреть искусство книги как на цельное явление, вспомнить его истоки, выявить закономерности его развития и рассмотреть предпосылки зарождения книги художника.


Сейчас читают про: