Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия. 7 страница

– в качественных характеристиках судебной системы.

Восприимчивость общества к регулирующему воздействию норм права выражается:

– в способности общества воспринимать правовые идеи;

– в соответствии идей права общественной морали;

– в экономических, организационных способностях общества реализовать нормы права;

– в соответствии правовых идей объективным потребностям общественного развития.

Предлагается учеными и упрощенный перечень условий эффективности:

– соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны;

– совершенное законодательство;

– высокий уровень правовой культуры (В.К. Бабаев).

Показатели эффективности права

Изменения в общественных отношениях в результате функционирования права имеют как количественную, так и качественную сторону (характеристику), под которой понимается цель правового регулирования.

Качественная характеристика. Качественная характеристика определяется целью правового регулирования. Цель является мерилом эффективности. Поэтому при определении эффективности права учитываются два обстоятельства: поставленная цель и достигнутый результат.

Соотнося фактические результаты действия юридических норм с целями, которые ставились при их издании, можно судить об эффективности или неэффективности юридических норм. Эффективной будет норма, если поставленные цели достигнуты. Степень достижения этих целей определяет и степень эффективности юридической нормы, правового регулирования (В.К. Бабаев).

При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные и др. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели – и ближайшие, и отдаленные, и конечные – достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами и в оптимальные сроки.

Существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.

Если рассматривать эффективность права в целом, то нужно говорить об общей цели, стратегической. И с этой точки зрения эффективность права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора – обеспечиваются организованность и порядок в общественной жизни, точное и строгое исполнение юридических обязанностей всеми субъектами, возможность полного осуществления субъективного права. Иными словами, общим показателем эффективности права является его, так сказать, "реализованная ценность" и под этим углом состояние законности, уровень правопорядка как в целом, так и во всех его звеньях.

Есть особенность в показателях эффективности права в зависимости от того, идет ли речь о его регулятивных функциях или об охранительной функции (С.С. Алексеев).

Эффективность в области осуществляемых им регулятивных функций нераздельно связана с результативностью социально-эконо­мических мероприятий. Здесь количественные измерения эффективности нередко могут получить выражение в точных экономических и иных социальных показателях. Эффективность права в области осуществляемой им охранительной функции выражается главным образом в показателях, характеризующих состояния правопорядка (динамика правонарушений, действенность предупредительных охранительных мер, результативность средств государственно-принудитель­ного воздействия и др.).

В рамках указанной стратегической цели правового регулирования устанавливаются общие показатели эффективности права: состояние законности, уровень правопорядка, результативность работы юридических органов.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней "слабости" и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

По мнению С.С. Алексеева, показателями эффективности права являются: фактическая эффективность, обоснованность, целесообразность, полезность и экономичность (Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1981. – Т. I.– С. 195–196).

Фактическая эффективность – это соотношение между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие юридические нормы.

Обоснованность и целесообразность – условия и требования, касающиеся в основном правотворчества, правовой культуры, состояния законности и обеспечивающие такое содержание правовых установлений и порядка их претворения в жизнь, которые позволяют ему выступать в качестве действенного, высокорезультативного регулятора общественных отношений.

Полезность – фактическая эффективность, взятая под углом зрения обоснованности и целесообразности правового регулирования, его реального положительного эффекта.

Экономичность – это количественная характеристика материальных затрат, которые необходимы для приведения норм (института) в действие.

Здесь, однако, допускается неточность. Обоснованность, целесообразность, полезность – это не критерии, а условия эффективности норм. И сам С.С. Алексеев здесь же не вносит уточнение – отмечая, что они являются условиями и требованиями, необходимыми для того, чтобы нормы права выступали в качестве действенного, высокорезультативного регулятора общественных отношений.

Количественная сторона эффективности. Количественный аспект характеризует повышение или понижение некоторых параметров разнообразных социальных процессов, которые составляют содержание данного круга общественных отношений.

Конструирование показателей эффективности – это процедура выявления количественных характеристик тех позитивных изменений в общественных отношениях, которые произошли в результате целенаправленного правового воздействия.

Понятие показателя эффективности необходимо рассматривать как понятие, непосредственно связанное с категорией меры. В зависимости от того, какая процедура соотнесения числовых форм с общественными объектами применима при измерении, возникает несколько уровней, или шкал, измерения эффективности.

Шкалы могут быть номинальными, порядковыми и другими. Номинальная шкала измерения эффективности представлена альтернативой: "цель достигнута" – "цель не достигнута". В порядковой шкале присвоением показателю эффективности определенного номера выражается лишь упорядоченность в отношении какого-то присущего им всем признака – "больше" – "меньше".

Эффективность законодательной деятельности можно оценивать, используя следующие критерии:

– качество законодательного регулирования общественных отношений действующим законодательством;

– своевременность конкретных изменений и дополнений законодательства;

– согласованность законодательного регулирования с иными действиями государственной власти, подкрепленность всех действующих норм и предписаний законодательства соответствующими действиями государственных органов и учреждений (Е.М. Савельева).

Причины низкой эффективности правового регулирования.

Недостаточная эффективность объясняется:

– неправильным определением целей правового регулирования;

– выбором неадекватных средств правового воздействия;

– недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т. е. неэффективной реализацией права.

Пути повышения эффективности права. В современных условиях можно выделить следующие пути:

– совершенствование правотворчества,

– совершенствование правоприменения,

– повышение уровня правовой культуры субъектов права.

Совершенствование правотворчества – это совершенствование законодательства. Оно происходит путем:

– широкого использования юридической техники;

– точного, полного выражения общественных интересов;

– обеспечения гарантированности правовых предписаний;

– проведения экспертиз проектов нормативных актов.

Создавая нормы права, следует точно, адекватно, полно выражать в них общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

Важно обеспечивать юридическую гарантированность правовых средств, действующих в правовом регулировании, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

Совершенствование правоприменения выражается:

– в совершенствовании работы правоприменительных органов;

– в правильном выборе юридических средств, заложенных в нормативном акте (материальных и процессуальных).

Правоприменение "дополняет" действенность нормативного регулирования и в целом механизм правового регулирования. Акты применения – наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует процессу удовлетворения интересов.

Соединение нормативного регулирования (нормы права) и правоприменения необходимо, т. к., взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил поведения, нормы) – в произвол (А.В. Малько).

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществления законных стремлений личности, упрочению правового статуса.

ТЕМА 27. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

1. Понятие законности.

2. Принципы законности.

3. Гарантии законности.

2. Правопорядок.

Понятие законности

Определение. Законность – это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Значение законности:

1) обеспечивает реальную "жизнь" законодательства, требуя его неукоснительного соблюдения;

2) является средством защиты (личности от произвола, государства от анархии, общества от насилия);

3) служит главным критерием оценки правовой жизни общества.

Понятие "законность" характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права.

Признаки законности. Особенности законности выражены в ее требованиях:

1) неукоснительного исполнения и соблюдения нормативно-пра­вовых актов;

2) соблюдения иерархии нормативно-правовых актов;

3) непререкаемости закона – никто не может отменить закон, кроме органа, издавшего его;

4) всеобщности – требование обращено ко всем: гражданам, организациям, государственным органам, ко всем, кто находится в пределах действия права;

5) гарантированности законности государством.

Перечисленные требования могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему признаков, которые позволяют судить о состоянии законности, ее уровне и характере.

Из других особенностей законности называют:

– зависимость ее от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; высокую степень абстракции и системности; объективность (В.В. Лазарев, С.В. Липень);

– осуществление государственных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении прав и свобод личности; решительное пресечение и предупреждение правонарушений (Т.М. Шамба);

– связь законности с правом, юридическими нормами (В.Н. Хропанюк).

Подходы к понятию законности:

1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:

– широкий и

– узкий подходы понимания законности.

Широкий подход предполагает соблюдение всех видов нормативно-правовых актов, соблюдение их всеми субъектами права – и гражданами, и должностными лицами (В.В. Лазарев); узкий подход – соблюдение только законов, соблюдение их только должностными лицами (Н.В. Витрук).

2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:

– форму упорядочения способов производства и распределения (материальный подход, позиция);

– форму выражения политического интереса государства (идеологический подход, позиция);

– форму выражения идеи справедливости – нравственный подход (А.Б. Лисюткин).

3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:

– принцип поведения граждан – требование соблюдения и ис­полнения норм права обращено именно к гражданам;

– принцип деятельности государственного аппарата – требование обращено к должностным лицам;

– общественно-политический режим – требование обращено к гражданам и государственной власти.

Слово "законность" сориентировано на один вид нормативных актов – закон. Это связано с тем, что он:

– занимает ведущее положение в системе нормативно-право­вых актов;

– регулирует основные, ключевые виды общественных отношений;

– закрепляет права и свободы гражданина, его дееспособность;

– определяет самую острую меру государственного принуждения – уголовную ответственность.

Правовая законность. Правовая законность – это точное и неукоснительное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.

Содержание правозаконности составляют три элемента:

– правовое законодательство, которое адекватно отражает идеальное право, общечеловеческие ценности;

– полное осуществление правового законодательства;

– эффективная защита правового законодательства.

Некоторые авторы выделяют наличие правовой конституции, наличие строго иерархической правовой системы (Н.В. Витрук).

Особенности правового законодательства (закона). Правовой закон характеризуется следующими признаками:

– он выражает и закрепляет в праве меру свободы людей;

– воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости;

– учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).

Законность в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

1) совершенного, четко отработанного законодательства, отвечаю­щего потребностям общественного прогресса;

2) полной и безусловной реализации предписаний закона и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Конституционная законность. Конституционная законность – есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой конституции (Н.В. Витрук). Она означает:

– соответствие конституции правовым идеалам, интересам народа;

– верховенство конституции в правовой системе страны;

– прямое действие конституции;

– эффективную государственную защиту действия конституции.

К этим особенностям (элементам) конституционный законности иногда добавляют: действие конституции на всей территории государства; полное осуществление, реализация конституции, всех ее положений в действиях должностных лиц.

Принципы законности

Принципы законности – это основополагающие идеи, реализация которых делает законность эффективной и действенной. Общепризнаны следующие принципы законности:

1) верховенства законов,

2) приоритета (первенства) международного права,

3) равенства перед законом,

4) единства законности,

5) недопустимости отступления (нарушения) законов по мотивам целесообразности.

Принцип верховенства закона выражается в признании:

– закона главным в системе нормативно-правовых актов;

– подзаконности других нормативно-правовых актов, т. е. того, что они основываются на законе и не противоречат ему;

– закона основным регулятором общественных отношений.

Если в процессе реализации права, применении права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и внести решение также на основе закона.

Принцип приоритета международного права выражен в требованиях:

– не принимать законы, противоречащие нормам международного права;

– при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам предпочтение должно отдаваться последним.

Принцип равенства перед законом выражен:

– в равной степени необходимости соблюдать законы;

– в равной ответственности всех перед законом в случае его нарушения;

– в равенстве всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и т. д.

Принцип единства законности предполагает требования:

– одинаковой силы закона на всей территории государства;

– единообразного понимания и применения законов на всей территории государства;

– недопустимости отступления от предписаний закона по соображениям мнимой целесообразности.

Принцип целесообразности законности выражается в требованиях запрета:

– отступления от предписаний закона;

– противопоставления общегосударственной целесообразности целесообразности правоприменительной.

Количество принципов законности в литературных источниках постоянно возрастает. Среди них называются и такие, которые не являются принципами. Например, связь законности и культурности. Бесспорно, такие связи существуют, но это именно связи, а не принципы.

В числе принципов называют наличие гарантированных прав и свобод граждан, правильное и эффективное применение права, недоступность произвола в деятельности должностных лиц и другие. Но это и есть фактическое содержание самой законности, сама законность. Или, например, к принципам относят то, что следует рассматривать как гарантии, способы обеспечения законности (активная деятельность органов надзора, пресечение правонарушений и т. д.).

Гарантии законности

Гарантии законности это условия, средства и способы обеспечения законности. Их подразделяют на две большие группы:

– общесоциальные и

– собственно юридические.

Общим для названных групп гарантий является то, что они:

1) обусловлены социально-экономическим и государственно-пра­вовым развитием общества,

2) носят непосредственно целевой характер,

3) закреплены в действующем законодательстве,

4) нормативно-юридической основой их применения является право.

Особенности общесоциальных гарантий:

1) они являются факторами, которые влияют на реализацию всех норм права (экономическими, политическими и т. п.);

2) составляют материальную базу собственно юридических гарантий;

3) имеют свои разновидности: экономические, политико-идеоло­гические, нравственно-духовные.

Экономические гарантии законности: высокий уровень и стабильность экономики; многообразие форм собственности; устранение монополизма; отсутствие социальных кризисов; высокий уровень социальной защищенности и материальногообеспечения граждан.

Политические гарантии законности заключаются: в демократизме государственного и общественного строя; в гласности и общественном контроле за деятельностью администраций всех уровней; в развитии открытой политической системы.

Идеологические гарантии законности – это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества и прежде всего должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Идеологические гарантии включают в себя идеологию, рассматривающую человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина – в качестве высшей ценности государства.

Нравственные гарантии законности – это благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Юридические гарантии законности – это специальные средства и методы, направленные на обеспечение законности, предусмотренные и регулируемые законом. Их отличает то, что они:

– производны от общих гарантий законности,

– закреплены в нормативно-правовых актах,

– являются непосредственными способами защиты законности.

Вопрос о видах юридических гарантий законности решается неоднозначно. Одни авторы к ним относят: юридическую ответственность, защитно-восстановительные меры, меры надзора и контроля (А.Ф. Черданцев). Другие – установленные в законодательстве: специальные принципы (например презумпция невиновности); институты (возбуждения уголовного дела); процедуры (порядок рассмотрения уголовных дел и гражданских дел); средства (поощрений и наказаний и т. п.) (А.Ф. Малько). По мнению проф. Н.В. Витрука, этот вид гарантий включает: меры по совершенствованию законодательства, меры выявления правонарушений, меры надзора за состоянием законности, меры профилактики нарушений законности и правопорядка.

Иногда в качестве самостоятельной группы гарантий законности называют общественные гарантии. Общественные гарантии законности – это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушителями законодательства. Они включают в себя: высокий уровень правосознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений (Г.В. Назаренко).

Правопорядок

Определение. Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Значение правопорядка. Ценностный смысл правопорядка состоит в том, что он:

– отражает процесс воздействия права на общественные отношения,

– является показателем состояния законности в обществе,

– обеспечивает стабильность общественной жизни и социальный прогресс.

Без правопорядка невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функции государственной власти.

Признаки правопорядка:

1) он представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни,

2) предусмотрен нормами права,

3) является итогом правового регулирования,

4) обеспечивается государством.

В теории права называются и другие признаки правопорядка:

– он создает условия для организации общественных отношений, делает человека более свободным, выступает итогом законности (А.В. Малько);

– юридически оформляет фактически сложившиеся общественные отношения, выражается через правомерное поведение их участников, пределы его функционирования обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений, носит объективный характер (А.Б. Лисюткин).

Подходы к пониманию правопорядка. Правопорядок может рассматриваться:

– в узком и

– в широком смысле.

В узком смысле правопорядок – это порядок в общественных местах. Подобное понимание связано с охраной общественного порядка правовыми средствами и служит практической цели поддержания порядка в публичных местах.

В широком смысле – правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Такой правопорядок выступает в виде упорядоченной системы всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других правовых связей.

Содержание правопорядка. Содержание правопорядка – это правомерное поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования (В.Н. Хропанюк). Выделяют три вида содержания правопорядка:

1) материальное,

2) государственно-волевое и

3) юридическое.

Материальное содержание представляет собой:

– закономерности его возникновения, функционирования и развития;

– объективные потребности в упорядочении общественных связей и процессов;

– реальные отношения с упорядоченным поведением их участников;

– взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и идеологией.

Государственно-волевое содержание – это совокупный и трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание – это совокупный результат:

– реализации права и законности, проявившейся в поведении участников;

– взаимосвязанной совокупности, системы правоотношений и связей; реализованных субъективных прав и обязанностей участников правопорядка;

– упорядоченности и урегулированности правовых элементов, процессов, отношений и связей (А.Б. Венгеров).

Форма правопорядка. Форма правопорядка – это внутренне присущая ему структура, организация и оформление содержания. Она выступает в качестве способа его существования. К форме правопорядка относят:

– правовое оформление порядка – внутреннюю организацию и внеш­нее проявление;

– существование его в пространстве, т. е. все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;

– осуществление и функционирование его во времени – развитие, движение и изменения, т. е. все динамические процессы и характеристики, отраженные в процессуальном праве;

– единичные и конкретные проявления в жизни, определенные формы поведения участников (В.В. Борисов).

Уровни правопорядка. Их определение обусловлено выбранным для этого классификационным критерием.

1. По масштабности выделяют:

– правопорядок страны,

– правопорядок федерации,

– правопорядок субъектов федерации, других структур (регио­на, города, организации и др.).

2. По объему и значимости:

– общий,

– отраслевой,

– правовых институтов,

– норм права,

– специальный.

3. По характеру отношений:

– конституционный,

– судебный,

– административный,

– финансовый и т. д.

4. По сложности: сложный, упрощенный, элементарный.

5. По степени оформленности:

– оформленный (как правило),

– неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов и др.).

Отличие правопорядка от законности. Обычно называют две особенности:

– законность – это требование исполнения правовых актов всеми субъектами права, а правопорядок – результат этого требования;

– законность – это метод (принцип) руководства обществом, а правопорядок – состояние общественной жизни.

Общественный порядок. Общественный порядок – это совокупная система общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

Различия общественного и правового порядков проявляется в том, что у них:

– разная социально-нормативная основа – для общественного порядка требуется вся совокупность существующих правил и институтов, а для правопорядка – право и законность;

– разный генезис (происхождение) – правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;

– разная обеспеченность – правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, а общественный – общественными институтами;

– разная соотносимость – правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.

ТЕМА 28. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Понятие правомерного поведения.

2. Виды правомерного поведения.

Понятие правомерного поведения

Правомерное поведение является разновидностью правового поведения, т. е. более широкого явления.

Правовое поведение – это социально значимое поведение (действие или бездействие) участников общественных отношений, опосредствованное нормами права и влекущее за собой определенные юридические последствия.

Признаки правового поведения:

1) оно имеет социальное содержание,

2) контролируется индивидуумами,

3) имеет внешнее выражение (действие или бездействие),

4) регламентируется юридическими нормами,

5) влечет за собой юридические последствия,

6) оно предопределено уровнем нравственной общей и правовой культуры, правового сознания.

В основе оценки действий и поступков любого человека лежит их сопоставление с предписаниями норм права. Такое сопоставление позволяет выделить несколько видов поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: