Введение. 1. Ключевые понятия, предмет, цели и задачи дисциплины

Вопросы:

1. Ключевые понятия, предмет, цели и задачи дисциплины

2. Структура дисциплины

3. Межпредметные связи с другими дисциплинами

Ключевые понятия, предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Ключевыми в изучаемой дисциплине являются такие понятия, как техническое регулирование, стандартизация, метрология, подтверждение соответствия (определения последних двух терминов приводятся в соответствующих разделах).

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления и применения обязательных требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Предметом изучения общепрофессиональной дисциплины «Метрология, стандартизация, подтверждение соответствия» являются шесть видов профессиональной деятельности: техническое регулирование, стандартизация, метрология, сертификация и декларирование соответствия, испытания и контроль качества.

Цели изучения дисциплины - овладение теоретическими знаниями в указанных областях профессиональной деятельности, а также приобретение умений и навыков применения теоретических знаний в практических ситуациях.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

• овладеть основными понятиями, уметь их применять;

• изучить составные элементы указанных видов профессиональной деятельности;

• выяснить профессиональную значимость знаний;

• овладеть умениями работы со стандартами, техническими условиями (ТУ) и другими нормативными документами (НД);

• знать и уметь применять единицы физических величин в системе СИ;

• уметь проводить измерения и определять их достоверность;

• знать и соблюдать порядок проведения сертификации и декларирования соответствия;

• уметь обеспечивать и контролировать качество продукции, процессов и услуг.

Структура учебной дисциплины. Общее представление о структуре учебной дисциплины дает блок-схема, представленная на рис. 1.

Рис. 1 – Структуры учебной дисциплины

1Объкты имеют характеристики, которые могут измеряться качественно и количественно. Например, область применения метрологии чаще всего связана с физическими величинами этих объектов.

Указанные в блок-схеме виды деятельности определяют деление дисциплины на разделы. Все эти виды профессиональной деятельности объединяет общность объектов, но субъекты, средства, методы, база и конечные результаты у них разные.

Общность и различия отдельных структурных элементов указанных выше видов профессиональной деятельности показаны в табл. 1.

Межпредметные связи с другими дисциплинами. Изучаемая дисциплина связана с другими учебными дисциплинами предшествующими (математика, физика, информатика) и последующими межпредметными (товароведение, право, экономика, бухгалтерский учет, организация коммерческой деятельности, маркетинг, технология, логистика, статистика и т.д.) связями.

Наиболее тесная связь у таких дисциплин, как физика и математика, с разделом метрологии, в котором применяются методы математической обработки результатов измерений. Объекты метрологии - физические величины и единицы их измерения в физике служат показателями измерения физических тел и процессов. Одновременно эти объекты используются при оценке и контроле качества, измерениях количества товаров, учете выпущенной и реализованной продукции, ее потерь, продвижении на рынке, оценке эффективности маркетинговых мероприятий и пр. Вследствие этого стандартизация и метрология связана последующими межпредметными связями с целым рядом дисциплин общепрофессионального и специальных циклов.

Таблица 1 – Общность и различия отдельных видов профессиональной деятельности, являющихся предметом учебной дисциплины

Вид деятельности Структурные элементы
Общность Различия
Техническое регулирование Объекты: продукция, процессы, услуги, работы Цели, задачи, принципы, субъекты, средства, методы, результаты деятельности
Стандартизация -//- -//-
Сертификация и декларирование соответствия -//- -//-
Контроль качества -//- -//-
Испытания -//- -//-
Метрология Физические величины продукции, процессов, услуг, работ -//-

Формы оценки подтверждения соответствия, постоянный контроль при управлении качеством являются важнейшими факторами обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Стандарты на продукцию, процессы, услуги и работы в настоящее время находят применение во многих областях деятельности (торговле, бухгалтерском учете, статистике и др.). В других областях используются НДы - общероссийские классификаторы, типовые положения, правила и рекомендации.

В результате виды деятельности, являющиеся предметом изучения настоящей учебной дисциплины, приобретают всеобщий характер. Именно этим определяется необходимость изучения «Метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия» до начала изучения или параллельно с изучением последующих дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: