Финансирование работ по стандартизации (гл. 9)

Информационное обеспечение технического регулирования

Правовая база технического регулирования

Тема 1. Техническое регулирование

Вопросы:

1. Правовая база технического регулирования

2. Информационное обеспечение технического регулирования

3. Ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов

4. Финансирование работ по стандартизации

Техническое регулирование - новый вид правовой деятельности для России. В европейских странах и США этот вид деятельности уже давно широко распространен. Техническое регулирование предназначено для установления и применения обязательных и на добровольной основе требований к объектам стандартизации, а также для устранения технических барьеров в международной торговле.

Техническое регулирование осуществляется путем разработки и принятия специального законодательства, включающего федеральные законы, технические регламенты в форме федеральных законов или указов Президента либо постановлений Правительства РФ, а также иные нормативные правовые акты.

Основные положения технического регулирования определяются Федеральным законом «О техническом регулированию» (ФЗ).

Сфера применения ФЗ распространяется на отношения, возникающие:

· при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и процессам;

· разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам, выполнению работ и оказанию услуг;

· оценке соответствия.

Действие Закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, правила (стандарты) аудиторской деятельности и стандарты эмиссии ценных бумаг.

Объектами технического регулирования являются продукция, процессы, работы и услуги.

Техническое регулирование включает следующие виды деятельности: стандартизацию, оценку соответствия, в том числе такие ее формы, как государственный контроль качества, испытания, аккредитация, подтверждение соответствия, а также метрологическое обеспечение измерений объектов. Таким образом, техническое регулирование имеет обширную сферу применения.

ФЗ состоит из десяти глав:

1. Общие положения.

2. Технические регламенты.

3. Стандартизация.

4. Подтверждение соответствия.

5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

6.. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции.

8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации.

9. Финансирование в области технического регулирования.

10. Заключительные и переходные положения.

Основные положения Закона в области стандартизации и технических регламентов, а также оценке соответствия рассмотрим в следующих темах. Вместе с тем в Законе регламентируются положения, которые необходимо рассмотреть. К их числу относятся принципы технического регулирования, информационное обеспечение и финансирование в области технического регулирования.

К принципам технического регулирования относятся:

• применение единых правил установления требований к продукции, процессам, работам и услугам;

• соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса (НТП);

• единство правил и методов испытаний и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

• единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость совмещения одним органом полномочий государственного контроля и по сертификации и/или по аккредитации;

• недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

По сути, указанные принципы можно объединить в четыре основополагающих принципа:

• единства установления и применения требований к объектам технического регулирования, в том числе и обязательных, а также правил и методов испытаний и измерений;

• соответствия экономическим, материально-техническим и техническим возможностям страны в целом и большинства организаций;

• недопустимости совмещения полномочий органов, осуществляющих разные формы оценки соответствия (государственного контроля, сертификации и аккредитации), а также внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора);

• независимости органов по аккредитации или сертификации от изготовителей, исполнителей, продавцов и приобретателей.

К организационно-методическим документам в области технического регулирования относятся акты обязательного и рекомендательного характера, которые вправе издавать федеральные органы исполнительной власти (п. 3 ст. 4 Закона о техническим регулировании). Эти акты могут быть в форме правил и рекомендаций, утверждаемых Ростехрегулированием, санитарных правил (СП) или санитарно-эпидемиологических требований, утверждаемых Роспотребнадзором Минсоцздрава России, строительных норм и правил (СНиП), утверждаемых Госстроем России и др.

До принятия ФЗ правила и нормы регламентировались законами «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», которые отменены с момента вступления в силу указанного ФЗ (с 1 июля 2003). Кроме того, в некоторых действующих законах - «О пожарной безопасности», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» - в связи с введением в действие названного Закона отменены отдельные статьи.

Одновременно ряд федеральных законов, связанных с ФЗ, в настоящее время пересматриваются («О ветеринарии» и др.), внесены изменения в Закон РФ «О защите прав потребителей».

Информационное обеспечение достигается путем представления информации о разработке национальных стандартов, общероссийских классификаторов и технических регламентов. Эти документы должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование национальных стандартов общероссийских классификаторов ОК осуществляется Ростехрегулированием в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Доступ заинтересованных лиц к НДам в области технического регулирования и стандартизации обеспечивается с помощью Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, который является государственным информационным ресурсом. В фонде находятся технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила, нормы, рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран и иные документы.

Кроме государственных информационных ресурсов в области технического регулирования, важное значение имеет информация о нарушении требований технических регламентов. Носителями такой информации могут быть изготовители, продавцы, лица, выполняющие функции иностранного изготовителя, приобретатели, органы по сертификации и органы государственного контроля. При получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов они обязаны, за исключением органа госконтроля, в течение десять дней сообщить ее в орган государственного контроля, а продавец - изготовителю. Орган госконтроля при получении такой информации обязан известить изготовителя в течение пяти дней.

При получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель должен в течение 10 дней проверить ее достоверность и при подтверждении несоответствия обязан принять необходимые меры для предупреждения или уменьшения возможного вреда, а также разработать необходимую программу мероприятий и согласовать ее с органом государственного контроля.

Программа мероприятий включает:

• информацию приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах ею предотвращения, а также о сроках реализации этих мероприятий;

• предотвращение причинения вреда своими силами;

• отзыв продукция и возмещение убытков, причиненных приобретателем при отзыве продукции;

• устранение недостатков и возврат продукции приобретателям за свой счет;

• при невозможности устранения недостатков и предотвращения вреда приостановление производства и реализации продукции несоответствующего качества и возмещение убытков приобретателю.

Органы государственного контроля при получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов обязаны в возможно короткие сроки провести проверку достоверности информации. При подтверждении несоответствия они вправе:

· требовать от изготовителя материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

· запрашивать у изготовителя, исполнителя, продавца и иных лиц дополнительную информацию о продукции и процессах;

· направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;

· привлекать при необходимости специалистов для анализа полученных данных.

В случае признания достоверности информации о несоответствии продукции орган государственного контроля должен способствовать распространению информация о сроках и порядке проведения мероприятий, предназначенных для предотвращения причинения вреда.

3. Ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов (гл. 7 ФЗ)

ФЗ устанавливается обязанность заявителя (изготовителя, исполнителя):

• обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

• выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после такого подтверждения;

• приостанавливать производство продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Ст. 36 ФЗ устанавливает ответственность за выпуск и реализацию продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов. За нарушение требований технических регламентов, а также предписаний и решений органов госконтроля изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В случае причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, жизни и здоровью животных и растений, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда вследствие несоответствия требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный ущерб и принять меры к предотвращению нанесения аналогичного ущерба другим лицам.

Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны. Ответственность за нарушение обязательных требований технических регламентов регламентируется также в Гражданском и Уголовном кодексах, Кодексе об административных правонарушениях.

Вместе с тем в ФЗ устанавливается ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля за выполнением требований технических регламентов. О принятых мерах по устранению выявленных нарушений органы госконтроля обязаны сообщить в течение месяца юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, законные интересы и права которых нарушены.

При получении информации и несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) вправе:

· выдать предписание о приостановке реализации этой продукции;

· информировать приобретателей через СМИ о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при ее использовании.

В случае несогласия с решениями органов государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе обжаловать действия этого органа в судебном порядке.

Финансирование работ по стандартизации осуществляется за счет средств фе-

дерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных средств.

За счет средств федерального бюджета финансируются следующие расходы:

· на проведение государственного контроля (надзора) требований технических регламентов на федеральном уровне;

· разработку и экспертизу национальных стандартов, общероссийских классификаторов;

· создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

· реализацию программ разработки технических регламентов и национальных стандартов, а также на проведение их экспертизы;

· разработку других НДов в области стандартизации;

· регистрацию систем добровольной сертификации, ведение единых реестров зарегистрированных систем добровольной сертификации, сертификатов и деклараций соответствия;

· осуществление учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушений требовании технических регламентов, а также на уплату взносов в международные организации по стандартизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: