Учебная цель
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Список рекомендуемой литературы
Перечень тем рефератов и докладов к семинару
Задания студентам для самостоятельной работы
Рекомендации студентам по подготовке к занятию
Темы, выносимые на обсуждение
Учебная цель
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: Художественная структура романа «Евгений Онегин»
Продолжительность – 2 часа
1.1. Определить место и роль романа в развитии русской литературы.
1.2. Осмыслить индивидуально-авторский стиль, отразившийся в построении романа.
1.3. Осмыслить культурно-исторический, общеевропейский масштаб проблематики романа.
1.4. Усвоить проблемы, связанные с жанрово-стилевыми и мировоззренческими представлениями писателя; обосновать жанровую специфику произведения первого русского реалистического романа.
1.5. Сформировать компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-6.
2.1. Замысел романа, первоначальный план, причины изменений в нем, влияние этих изменений на целостную структуру произведения. Особенности «романа в стихах» в понимании А. С. Пушкина.
2.2. Изображение быта различных социальных слоев как средство социально- исторической характеристики героев. Своеобразие путей психологической обрисовки персонажей.
2.3. Сюжет произведения, особенности его формирования в процессе творческой истории, логика сюжетного развития, «зеркальность» сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования.
2.4. Лирическая и эпическая стихии в романе, их сюжетно-композиционная роль.
2.5. Основные темы «лирических отступлений», многообразие их содержания и функций.
2.6. Богатство художественных возможностей, заключенных в ней.
2.7. Проблема финала и десятой главы.
Для проведения практического занятия студентам рекомендуется прочитать предварительно роман, по изданию в Полном собрании сочинений писателя, познакомиться с историей его создания, отзывами критиков-современников, составить опорные конспекты.
4.1. Повторить материал о жанровых разновидностях романа.
4.2. Пользуясь критической литературой, выявить различные точки зрения по вопросу о «лирических отступлениях» в тексте «Евгения Онегина»; определить свою позицию по этому вопросу.
4.3. Посмотреть одну из художественных интерпретаций романа (опера, кино, спектакль) и оформить свои размышления в виде эссе.
5.1. «Онегинская строфа» как содержательная единица композиции романа.
5.2. Проблема лирического героя в романе.
5.3. Онегин и Печорин.
5.4. «Евгений Онегин» как реалистический роман.
1. Баевский В.С. Сквозь магический кристалл: Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А.Пушкина. – М., 1990.
2. Миркина Р.М. Образ героя-индивидуалиста в романе «Евгений Онегин»// Русская словесность. 1996. – № 6.
3. Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав». О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – М., 1994.
4. Благой Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. – М., 1979.
5. Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. – СПб., 2001.
6. Лотман Ю.М. 1) Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1980; 2) Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С. 30-107.
7. Набоков В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. – М., 1999.
8. Соловей Н.Я. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1992.
9. Турбин В. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1996.
10. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968.
ТЕМА: Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин (проблема характера)
Продолжительность – 2 часа
1.1. Определить место комедии в историко-литературном и общественном контексте 20-х годов Х1Х века.
1.2. Осмыслить индивидуально-авторские приемы, отразившиеся в построении комедии.
1.3. Формирование компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-6.
2.1. Творческая история комедии. Время и место действия «Горе от ума». Семантика названия комедии: проблема ума и безумия.
2.2. Система образов комедии. Проблема прототипов. Внесценические персонажи и их роль.
2.3. Многоугольный конфликт комедии.
2.4. Основные приемы комического (тема «женской власти», «диалог глухих», «говорящие» фамилии).
2.5. Специфика жанра произведения Грибоедова. Единство сатирического и лирического, бытового и психологического как основа и условие развития идеи и сюжета.
2.6. Язык комедии Грибоедова «Горе от ума».