double arrow

Темы, выносимые на обсуждение. Список рекомендуемой литературы


Учебная цель

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Список рекомендуемой литературы

Перечень тем рефератов и докладов к семинару

Задания студентам для самостоятельной работы

Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Для проведения практического занятия студентам рекомендуется прочитать предварительно комедию «Горе от ума» (см.: Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. С. 347-379), познакомиться с работой Ю. Тынянова «Сюжет «Горя от ума».

Занятие может проходить как в форме дискуссии по проблемным вопросам практического задания, так и в форме устных выступлений по отдельным вопросам.

Во время чтения сделать акцент на следующих вопросах:

- Чацкий – Софья – Молчалин. Место этих героев в драматическом конфликте пьесы.

- Что можно узнать о единомышленниках Чацкого из текста пьесы?

- Суждения других персонажей о Чацком в начале комедии, затем в связи с нарастанием и разрешением конфликта.

- Проследить последовательно сценическую ситуацию всех явлений с участием Молчалина).

- Молчалин и окружающая среда. Оценки, данные Молчалину другими персонажами, отношение Софьи к герою своего романа, позиция Молчалина в беседах с Чацким.

- «Молчалинские» суждения и поступки других действующих лиц.

4.1. Подготовить и обосновать анализ конкретных сюжетных линий комедии, дать характеристику персонажей, выявить формы выражения авторской позиции.

4.2. Законспектировать статью Гончарова «Мильон терзаний», выписать отзывы А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, А.И.Герцена о комедии, прокомментировать их.

4.3. Прочитать одну из книг (на выбор): М.О.Гершензон «Грибоедовская Москва» (М., 1989); Н.К. Пиксанов «Творческая история «Горя от ума» (М., 1971); М.В. Нечкина «Грибоедов и декабристы» (М., 1977).

5.1. Чацкий как герой декабристского склада. Своеобразие бытового поведения персонажа. Программное содержание гражданской поэзии декабристов и Пушкина в сопоставлении с критическими идеями, пафосом, стилем монологов Чацкого.

5.2. Образ Молчалина, бытовое поведение и жизненная философия героя.

5.3. Художественные принципы сатирического обобщения в комедии Грибоедова и рационалистическая структура образа в литературе классицизма.

5.4. Чацкий и Молчалин – противоборствующие силы в духовном развитии общества. Историческое и общечеловеческое, психологическое в конфликте и развязке комедии.

1. Гончаров И.А. Мильон терзаний. (Любое издание).

2. Баженов А. К тайне «Горя»: Идеи и образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. 1996. - № 4.

3. Гришунин А.Л. «Горе от ума» в литературном сознании XIX-XX вв. // Русская литература в историко-литературном освещении. – М., 1995.

4. Корман Б.О. Конфликт, герой и автор в комедии Грибоедова «Горе от ума» // Метод и мастерство. Вып. 1. Русская литература. – Вологда, 1970.

5. Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.

6. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.

7. Соловьев В.И. Живые и жильцы (философия и композиция «Горя от ума») // Вопросы литературы. 1970. - № 11.

8. Тынянов Ю.Н. Сюжет “Горя от ума” // Пушкин и его современники. – М., 1969.

9. Фомичев С.А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 1989.

ТЕМА: Философская лирика М.Ю. Лермонтова

Продолжительность – 2 часа

1.1. Осмыслить эволюцию и основные мотивы лирики Лермонтова.

1.2. Выявить этико-эстетический идеал автора.

1.3. Формирование компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-6.

2.1. Лирика М.Ю. Лермонтова как «поэзия мысли», своеобразие освещения внутреннего мира человека в ней.

2.2. Лирический герой М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирического героя.

2.3. Онтологический и гносеологический характер философской лирики.

2.4. Пространство и время в философской лирике М.Ю. Лермонтова.

2.5. Тема добра и зла в поэзии Лермонтова. Диалогическая антитеза Демон – Ангел в лирике поэта.

2.6. Система оппозиций в лирике поэта.

2.7. Понятие «Слово» в поэзии М.Ю. Лермонтова.


Сейчас читают про: