Учебная цель
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Список рекомендуемой литературы
Перечень тем рефератов и докладов к семинару
Задания студентам для самостоятельной работы
Рекомендации студентам по подготовке к занятию
Для проведения практического занятия студентам рекомендуется прочитать предварительно комедию «Горе от ума» (см.: Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. С. 347-379), познакомиться с работой Ю. Тынянова «Сюжет «Горя от ума».
Занятие может проходить как в форме дискуссии по проблемным вопросам практического задания, так и в форме устных выступлений по отдельным вопросам.
Во время чтения сделать акцент на следующих вопросах:
- Чацкий – Софья – Молчалин. Место этих героев в драматическом конфликте пьесы.
- Что можно узнать о единомышленниках Чацкого из текста пьесы?
- Суждения других персонажей о Чацком в начале комедии, затем в связи с нарастанием и разрешением конфликта.
- Проследить последовательно сценическую ситуацию всех явлений с участием Молчалина).
- Молчалин и окружающая среда. Оценки, данные Молчалину другими персонажами, отношение Софьи к герою своего романа, позиция Молчалина в беседах с Чацким.
- «Молчалинские» суждения и поступки других действующих лиц.
4.1. Подготовить и обосновать анализ конкретных сюжетных линий комедии, дать характеристику персонажей, выявить формы выражения авторской позиции.
4.2. Законспектировать статью Гончарова «Мильон терзаний», выписать отзывы А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, А.И.Герцена о комедии, прокомментировать их.
4.3. Прочитать одну из книг (на выбор): М.О.Гершензон «Грибоедовская Москва» (М., 1989); Н.К. Пиксанов «Творческая история «Горя от ума» (М., 1971); М.В. Нечкина «Грибоедов и декабристы» (М., 1977).
5.1. Чацкий как герой декабристского склада. Своеобразие бытового поведения персонажа. Программное содержание гражданской поэзии декабристов и Пушкина в сопоставлении с критическими идеями, пафосом, стилем монологов Чацкого.
5.2. Образ Молчалина, бытовое поведение и жизненная философия героя.
5.3. Художественные принципы сатирического обобщения в комедии Грибоедова и рационалистическая структура образа в литературе классицизма.
5.4. Чацкий и Молчалин – противоборствующие силы в духовном развитии общества. Историческое и общечеловеческое, психологическое в конфликте и развязке комедии.
1. Гончаров И.А. Мильон терзаний. (Любое издание).
2. Баженов А. К тайне «Горя»: Идеи и образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. 1996. - № 4.
3. Гришунин А.Л. «Горе от ума» в литературном сознании XIX-XX вв. // Русская литература в историко-литературном освещении. – М., 1995.
4. Корман Б.О. Конфликт, герой и автор в комедии Грибоедова «Горе от ума» // Метод и мастерство. Вып. 1. Русская литература. – Вологда, 1970.
5. Маймин Е.А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.
6. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.
7. Соловьев В.И. Живые и жильцы (философия и композиция «Горя от ума») // Вопросы литературы. 1970. - № 11.
8. Тынянов Ю.Н. Сюжет “Горя от ума” // Пушкин и его современники. – М., 1969.
9. Фомичев С.А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 1989.
ТЕМА: Философская лирика М.Ю. Лермонтова
Продолжительность – 2 часа
1.1. Осмыслить эволюцию и основные мотивы лирики Лермонтова.
1.2. Выявить этико-эстетический идеал автора.
1.3. Формирование компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-6.
2.1. Лирика М.Ю. Лермонтова как «поэзия мысли», своеобразие освещения внутреннего мира человека в ней.
2.2. Лирический герой М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирического героя.
2.3. Онтологический и гносеологический характер философской лирики.
2.4. Пространство и время в философской лирике М.Ю. Лермонтова.
2.5. Тема добра и зла в поэзии Лермонтова. Диалогическая антитеза Демон – Ангел в лирике поэта.
2.6. Система оппозиций в лирике поэта.
2.7. Понятие «Слово» в поэзии М.Ю. Лермонтова.