double arrow

Проблемы обучения умственно отсталых детей

Как любая педагогика, олигофренопедагогика состоит из не­скольких тесно связанных между собой частей:

дидактики - теории обучения;

теории воспитания;

школоведения - части педагогики, изучающей вопросы организа­ции, материального обеспечения и управления учебным процессом.

В свою очередь, дидактика включает проблемы обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных катего­рий детей с отклонениями в развитии, т. е. тех, у кого в силу физи­ческих или психических дефектов имеются определенные наруше­ния в приеме, переработке и использовании информации, полу­чаемой из окружающего их мира. Именно поэтому для таких лиц необходимо создавать специальные условия воспитания и обуче­ния, направленные на коррекцию присущих им недостатков, на продвижение в общем развитии и социализацию. Дидактика ре­шает следующие задачи:

Кого и зачем учить?

Чему учить?

Как учить?

В каких организационных формах должен осуществляться процесс обучения?

Теория обучения (дидактика) в дефектологии строится на принципах дидактики общеобразовательной школы, но с учетом всех специфических особенностей специальной школы. Одной из основных особенностей является сам предмет олигофренопедаго­гики ~ ребенок с отклонениями в психофизическом развитии.

Существенная сторона процесса обучения в специальной шко­ле - мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или слож­ной, сочетающей в себе разные мотивы.

Положительными мотивами являются стремление к знаниям, же­лание получить хорошую отметку, заслужить благодарность роди­телей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, стремление к труду, к получению специальности. Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

У учащихся специальной школы, как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения. Очень часто, к сожалению, в этом бывает повинна микросреда -семья, сверстники и т. д.

Одной из особенностей специальной школы является то, что часть контингента (особенно в I-II классах) состоит из учеников, переведенных из общеобразовательной школы, в которой они проявили полную несостоятельность в обучении. Насмешки свер­стников (а иногда и учителей) выработали у них стойкий отрица­тельный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед кол­лективом учителей специальной школы в этом случае встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспита­ния положительной мотивации учения, формирования положи­тельных стереотипов. Моделирование проблемных ситуаций по­вышает интерес учащихся к учебному занятию.

Значительно способствуют развитию желания учиться интерес­ные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также актив­ное участие школьников во внеклассной и внешкольной работе.

Чтобы научиться руководить учебной познавательной дея­тельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основ­ные этапы овладения знаниями.

Первым этапом является восприятие. Психология опре­деляет восприятие как целенаправленный познавательный про­цесс, который носит избирательный характер. Поэтому прежде всего учащимся нужно сообщить то, что они будут изучать, по­ставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся получат достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и поймут учебную задачу.

Второй этап - осмысливание учебного материала. Оно за­ключается в выделении главной мысли, понятия, его основных признаков, уяснении характера поясняющего материала, изучении примеров и фактов. Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся усвоили способы решения учебной задачи.

Третий этап - запоминание и закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно харак­тер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоре­тический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях. Этот этап в дидактике специальной школы имеет особое значение.. На этом этапе учащиеся допжны уметь использовать усвоенный теоретический материал для выполнения упражнений, решения задач, построения про-

стейших умозаключений.

Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности. Этот этап особенно важен специальной школы, так как учащимся с нарушением интел­лекта очень сложно даже имеющиеся знания и сформированные умения и навыки адекватно использовать в новых условиях, а тем .-с в самостоятельной работе. Здесь важна не только учебная деятельность во время общеобразовательных уроков, но и все ви­ды трудового и профессионально-трудового обучения, общественно полезный и обслуживающий труд, работа на пришкольном участке и т.п. Большие возможности имеет в этом отношении внеклассная и внешкольная работа. Участие школьников в работе различных кружков, в спортивных, художественных секциях учит детей использованию учебных умений и навыков в различных ви­дах практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: