Покупательское поведение можно определить как поведение, проявляемое покупателями в процессе поиска, покупки, использования, оценки и утилизации продуктов, услуг и идей, которые, по мнению покупателей, должны удовлетворять их потребности.
В маркетинге выделяют 5 типов клиентурных рынков:
1. Потребительский рынок (рынок индивидуальных потребителей) - приобретают товары / услуги для личного потребления
2. Рынок производителей
3. Рынок промежуточных продавцов
4. Рынок государственных учреждений
5. Международный рынок
Рис. 2. Модель покупательского поведения Ф. Котлера на потребительском рынке
Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители, проходя через “черный ящик” сознания покупателя, вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций. Решение о покупке зависит от особенностей покупателя и процесса принятия им решения.
Задача маркетинга - понять, что происходит в “черном ящике” сознания потребителя между поступлением раздражителей и появлением откликов на них и ответить на 2 главных вопроса:
- Как характеристики потребителя влияют на его покупательское поведение?
- Каким образом покупатель принимает решение о покупке?