Методы оценки ценовых рисков

Методы оценки ценовых рисков могут быть классифицированы на четыре группы:

1) расчетно-аналитические;

2) математико-статистичний;

3) аналогий;

4) экспертных оценок.

Расчетно-аналитические методы. Оценивают уровень ценового ри­зику в зависимости от значений плановых показателей хозяйственной деяльности. В зависимости от того, по расходным или прибыльным показни­кам оценивается ценовой риск к ним относят следующие методы: метод анализа целесообразности расходов; аналитический метод.

Метод анализа целесообразности расходов. Расчет ценового риска базируется на учете показателей финансовой устойчивости предприятия. Балансовая модель финансовой устойчивости рассчитывается по формуле:

ОС +ОбС +Д = Фс + К + Кз

где ОС — основные средства;

ОбС — оборотные средства;

Д — дебиторская задолженность и другие активы;

Фс —источники собственных средств;

К — кредиты;

Кз —кредиторская задолженность.

Если пассивная (правая) часть модели является больше активной и ко­ректировки цены не происходит, то продавец входит в зону цено­вих рисков.

Аналитический метод при оценке бизнес-проектов. Расчет ценового риска базируется на учете прибыльности и степени безопасности бизнес-проекта. Оцениваютс следующие показатели:

— период окупаемости;

— чистая прибыль;

— рентабельность;

— степень возникновения рисков, которые связаны с реализацией про­екта.

Если данные показатели являются хуже нормативных, то целесообразно откорректировать цены, иначе продавец войдет в зону ценовых рисков.

Математико-статистичний метод. Расчет ценового риска базируется на утверждении, что рыночная цена является случайной величиной. В теории математической статистики случайная величина — это переменная, зна­чення которой зависит от случайных обстоятельств с определенной функцией распределения вероятностей. Следовательно, ценообразование подчиняется законам ма­тематичної статистики.

Вероятность возникновения ценового риска определяется как отношение числа неблагоприятных случаев (прогнозируемый объем непроданих товаров по установленной цене) к общему числу случаев (про­гнозований общий объем предлагаемых к продаже товаров по вста­новленій цене). Вероятность возникновения ценового риска находится в пределах между нулем и единицей. Максимальный уровень риска равняется единице, отсутствие риска — нулю.

Степень ценового риска рассчитывается по формуле:

где Р — степень ценового риска;

Оо — прогнозируемый общий объем предлагаемых к продаже товаров по установленной цене, напимер, 100 единиц.

Он — прогнозируемый объем непроданных товаров по установленной цене, например, 20 единиц.

При оценке ценового риска также используются следующие показни­ки:

— математическое ожидание цены;

— абсолютное отклонение возможных случайных значений цены от математного ожидания цены;

— размах вариации;

— дисперсия цены;

— среднее квадратичное отклонение цены;

— коэффициент вариации случайной цены.

Например, математическая ожидание цены. В разных магазинах на один и тот же товар установлены разные цены. Тогда, математическое ожидание есть обычная средняя и рассчитывается по формуле:

Метод аналогий. Расчет ценового риска нового бизнес-проекта основывается на анализе баз данных по ценовым рискам уже реализованных бизнес-проектов. Данные обрабатываются с целью выявления аналогичных по­тенційних ценовых рисков при реализации нового бизнес-проекта. Следовательно, речь идет об использовании бенчмаркинга при оценке ценовых рисков.

Метод экспертных оценок. Расчет ценового риска базируется на опросе специалистов и последующей обработке полученной информации с помощью параметрического метода. Сначала формируется пакет факторов ценового риска. Потом каждому фактору присваивается вес, который зависит от степени его влияния на возможность возникновения це­нового риска. Сумма всех весов по всем факторам должна равняться единице. Дальше каждому фактору в зависимости от присвоенного веса по определенной системе выставляется балл. Причем, фактор с наибольшим весом получает наибольший балл в избранной системе и наоборот. Шкала экспертных оценок по десятибалльной системе представленная в табл.

Шкала экспертных оценок факторов ценового риска

Факторы ценового риска   Вес фактора   Балл   Оценка балла  
Ценовая эластичность спроса   0,20   Высокая  
Конкурентоспособность товара   0,18   Значительная  
Условия поставки и форма расчетов с поставщиками   0,15   Значительная  
Уровень канала распределения   0,09   Значительная  
Формы и методы сбыта   0,09   Успешная  
Репутация поставщика   0,08   Средняя  
Качество ценообразования   0,07   Достаточная  
Уровень сервиса   0,07   Удовлетворительная  
Имидж продавца   0,04   Удовлетворительная  
Система скидок   0,03   Незначительная  
  1,00    

Ценовой риск определяется как сумма произведений балла каждого факторана соответствующий вес:

где Р— ценовой риск;

і — количество факторов ценового риска.

Б — бал i фактора ценового риска,

B —вага i фактора ценового риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: