Лекция 3. 1. Основные функции и концепции политической деятельности

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Основные функции и концепции политической деятельности

2. Политические платформы партий и обеспечение их сплоченности

3. Средства достижения политических целей.

Вопрос первый. К основным функциям политической партии относятся:

1. Функция агрегирования политических интересов, т.е. таких, ко­торые связаны с осуществлением власти, с принятием решений на госу­дарственном уровне. В отличие от других субъектов политики (социаль­ных общностей, групп интересов и т.п., которые тоже могут артикулиро­вать и выражать политические интересы) партии выражают именно агре­гированные интересы, т.е. комплекс разнородных интересов, сгруппиро­ванных таким образом, чтобы они стали совместимыми и удовлетворяли максимальное большинство сторонников партии. Причем агрегирование должно происходить таким образом, чтобы выработанный на этой основе политический курс вписывался в основные ценностные ориентации всего общества. Итак, партия, по определению Г. Алмонда, — это, прежде всего, канал выражения политических интересов и механизм их агрегирования.

2. Функция осуществления политической ориентации общества и его политической мобилизации. Партии дают в своих программах поли­тические ориентиры для рядовых граждан и делают их участие в политике организованным и институализированным. Они мобилизуют граждан к уча­стию в политической жизни по вполне определенным правилам. Тем самым разные партии предоставляют гражданам право выбора для участия в конку­рентном политическом процессе в соответствии со своими политическими убеждениями. Партии стремятся повысить политическую активность граж­дан, создать основу долгосрочной политической деятельности. Пропагандируя политические идеи и ценности, партии стремятся привлечь граждан на свою сторону как во время выборов, так и между выборами, организуя дис­куссии, политические кампании в защиту или против чего-либо, праздники, фестивали, шествия, гражданские инициативы и др.

3. Функция интеграции общества. С одной стороны, партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников и их сплоченность для борьбы с конкурентами. Тем самым они разделяют общество по различным линиям размежевания и в случае конфронтации по важнейшим вопросам общественного развития несут потенциальную возможность дестабилизации и дезинтеграции политической системы. С другой стороны, наличие многих партий, признающих общие демократические ценности и единые правила иг­ры, законность интересов всех субъектов политики представляет собой более серьезное интегрирующее начало, чем в обществе, лишенном свободного вы­бора. То есть свободное многосоставное сложное общество более прочное, чем искусственно создаваемое монолитное общество.

4. Для того чтобы реализовать агрегированные политические интере­сы нужна власть. Поэтому важнейшей функцией партий является функция приобретения и формирования власти. Здесь есть несколько видов: либо проникновение во власть, либо организация действий, на которые власть вынуждена реагировать (например, мероприятия оппозиционной партии).

5. Функция легитимации власти. Являясь важнейшим участником избирательных кампаний и получая от граждан мандат доверия партий­ ным кандидатам и программам, партии олицетворяют согласие управляе­мых на признание законности действия властей. Выражая свое отношение к различным партиям, массы тем самым получают возможность ограни­ченного участия во власти через выборы, а также определенного влияния на направленность политического развития. Через конкурентную борьбу партий выявляется.соотношение политических сил в обществе. Кроме то­го, как субъекты политики партии защищают государство от недовольства граждан, так как его проявления направляются против конкретных носи­телей власти в лице представителей партии, а сама государственная систе­ма остается авторитетной и незыблемой.

6. Функция контроля. Являясь постоянными участниками политиче­ской жизни, партии (особенно оппозиционные) наблюдают за исполнени­ем государственных программ, за деятельностью государственных органов и их отдельных представителей, за их моральным обликом, за распределе­нием и расходованием средств и др. Кроме того, на основе постоянного зондирования общественного мнения, партии осуществляют функцию об­ратной связи между политической системой и обществом, что позволяет корректировать не только деятельность самих партий, но и политической курс общества в целом.

7. Функция по формированию и воспитанию политических кад­ров, том числе политических лидеров, обеспечение их преемственности и постоянного обновления. Большая часть государственных деятелей Запада начинала свою карьеру с места партийных функционеров различного уровня. В большинстве стран партии участвуют в подборе и расстановке кадров в аппарате государственного управления, влияя тем самым на про­ведение политического курса общества.

8. Функция координации и согласования действий с другими уча­стниками политического процесса. Для того, чтобы эффективнее доби­ваться своих целей партии вынуждены постоянно взаимодействовать с другими участниками политического процесса, вступать с ними в перего­воры, искать союзников, находить компромиссы, вступать в коалиции, ид­ти на уступки и т.д. Это делает политической процесс упорядоченным, ор­ганизованным, стабильным, в какой-то степени предсказуемым. Зачастую национальные партии согласуют с вой действия и на международном уров­не, вступая в интернациональные асоциации.

Как субъекты политики политические партии взаимосвязаны с соци­альными общностями. Любая партия вынуждена ориентироваться на те или иные социальные слои, обещая им в случае прихода к власти реализо­вать их стремления и интересы. Однако это вовсе не означает жесткой де­терминированности политической деятельности партии интересами под­держивающих ее избирателей. Партия — вполне самостоятельный субъект политики. Реагируя на быстро меняющуюся политическую ситуацию, она не всегда оглядывается на свою социальную базу. Кроме того, партия име­ет целый арсенал разнообразных средств, с помощью которого она пропа­гандирует свои действия, умело воздействует на население и расширяет базу своих сторонников.

Но главное, что отличает партию в качестве независимого субъекта по­литики - это наличие у нее особых, внутренних интересов, продиктованных логикой ее собственного развития и функционирования. К ним относятся стремление нейтрализовать внутрипартийную борьбу отдельных лидеров, укрепить сплоченность организации, расширить ее социальную базу, по­полнить партийную кассу, упрочить влияние партии за счет образования блоков, усиления связей с другими политическими силами и т.д.

Таким образом, сущность партии заключается в том, что это самая политизированная часть общества, один из главных субъектов политиче­ского процесса. С помощью партий совершается отбор частных политиче­ских интересов и превращение их в общий интерес, на базе которого фор­мируется политический курс, осуществляется его реализация.

Партия имеет как бы две опоры. Первая укоренена в гражданском обще­стве. Но верхними своими звеньями партия упирается в государственные структуры и сама участвует в формировании властных органов. Тем самым она как бы связывает гражданское общество и властные структуры. Сущест­вует несколько видов такой связи:

электоральная — поддержка избирателей на выборах;

парсипаторная — прямое участие сторонников партии в политиче­ских рещениях властных структур;

клиентельная — формирование некой группы вокруг лидера, поддер­живающей его и получающей за это определенные блага;

директивная, когда партии через властные органы стремятся распростра­нить свои решения на все общество (хотя и ограничена конкурентной борьбой в демократических странах, но все же имеет место).

Являясь самой политизированной частью общества, партии концен­трируют политически наиболее активных представителей различных со­циальных общностей и групп, оказывающих в ходе политического процес­са влияние на разработку и осуществление важнейших государственных решений.

Предлагая альтернативные политические платформы, партии прида­ют политической системе конкурентный характер и предоставляют граж­данам возможность проявить свое волеизъявление при формировании вла­стных структур. В то же время следует помнить, что партия является само­стоятельным субъектом политики, имеющим собственные интересы, про­диктованные логикой ее внутреннего развития. Поэтому отсутствие пра­вового механизма по контролю за деятельностью партии может привести к превращению ее в инструмент узурпации государственной власти.

Как правило, партии различаются идейно-политической ориентацией. Но в русле почти каждой ориентации обычно имеется несколько разных течений.

Идейно-политические различия партий определяют разницу их подходов к политическим проблемам, а, следовательно, и разнообразие предлагаемых ими вариантов их решения, целей и средств достижения. Более того, даже среди приверженцев одного варианта нередко обнаруживаются разногласия в методах, способах и сроках его реализации. А так как партии являются не идейно-теоретическими, а именно политическими организациями, то такие расхождения в политике вполне достаточны для возникновения в любой из них фракций и даже организационно-политического размежевания, создания самостоятельных партий.

2 вопрос. Самым четким и конкретным выражением своеобразия характера и качества любой партии являются выдвинутые ею варианты решения политических проблем, политические цели, средства и способы их достижения. Они формулируются в политических программах и программных решениях руководящих органов партий.

Хотя некоторые партии по разным причинам стремятся подчеркнуть свою связь с тем или другим классом, этносом или конфессией, их претензии на монопольное представительство соответствующих слоев не имеет серьезных оснований. По прежнему распространены схемы и понятия: один класс -одна идейно-политическая ориентация - одна партия; один этнос -одна идейно-политическая ориентация - одна партия. Все эти построения далеки от реальности и нередко приводят к заблуждениям.

Идейно-политическая ориентация партии - это комплекс идей и концепций. Он имеет ключевое значение для ее характеристики. Она, как правило, очень устойчива и обычно легче создать новую партию, чем изменить ориентацию существующей. От ориентации и ее модификации зависит идейно-политическая структура партий, наличие в них фракций и место партий в политической системе общества.

Но характер партии, как политической организации, ее роль в обществе в еще большей степени зависят от выдвинутого ею варианта решений политических проблем, целей, средств их достижения. Что представляет собою шкала характера и роли партий в том или ином обществе?

Первое. Политические партии по характеру называются: реакционными - когда они стремятся повернуть развитие общества вспять. Консервативными - когда пытаются сохранить, "законсервировать" существующее состояние общества. Прогрессивными считаются те, которые добиваются продвижения вперед, политического, экономического и научно-технического прогресса.

Наибольшую трудность вызывает различное понимание такого понятия как "прогресс". Прогрессивно ли стремление многих стран выйти из политического и экономического тупика на путях строительства социализма. Но, действительность жизни показала, что "строительство социализма" без серьезной теоретической разработки, подготовки соответствующей материально-технической базы, использования в максимально возможной степени достижений научно-технического прогресса завело общество ряда стран в тупик, из которого можно выйти, вероятно, только с помощью ариадновой нити. На этом основании мы не можем сказать, что партии, руководившие этим процессом, были не прогрессивны.

С другой стороны, резко критиковавшиеся неоконсерваторы вместе с неолибералами в ряде стран больше других содействовали переходу к постиндустриальному обществу, улучшившему и социально-экономическое положение большинства. Можем ли их, в свою очередь, называть прогрессивными людьми? Кто из людей земли может заявить, что именно он знает верную дорогу прогресса?

При всем многообразии путей решения политических проблем, достижения политических целей каждой партии нередко приходится выбирать один из двух основных путей - эволюцию или революцию с соответствующими средствами - реформами или насильственной ломкой. Это позволяет разделить партии на эволюционные и революционные.

По традиции, на такие две группы делят только прогрессивные партии, но в принципе, да и на практике как реформы, так и насильственные ломки используются и для того, чтобы повернуть общество вспять, и даже для предупреждения его изменения - для консервации.

Но мы должны понимать, что традиционное разделение партий по их месту в экономической системе на правых, центр и левых, весьма условно. Причем центр - не производное от правых и левых, а имеет совершенно самостоятельные варианты политических решений.

Но основные тенденции развития различных обществ совпадают далеко не всегда и поэтому представления о центре, правых и левых в каждом из них будут не совсем или даже совсем не одинаковыми. Так, в Западной Европе левыми традиционно считают коммунистов и даже социал-демократов, тогда как в современной России коммунистов, не изменивших своих принципов, стали называть правыми, в то время как они стремятся повернуть общество по новому пути с учетом ошибок прошлого, который власти предержащие пытаются назвать возвратом к прошлому, старому.

3 вопрос. Каждая партия намечает цели различных уровней - ближайшие, промежуточные и дальние. Некоторые партии, уверенные в ограниченности своей миссии, называют дальние цели конечными, достижение которых лишает партию смысла существования. Но чаще всего достижение одних целей открывает новые возможности, позволяющие партии выдвинуть новы цели.

Намечая цели и средства их достижения, партия стремится к реалистической оценке собственных сил, изыскивает возможности найти и мобилизовать политические резервы, привлечь потенциальных союзников и даже колеблющихся, расчленить силы противника и нейтрализовать хотя бы часть их, использовать для продвижения компромиссы, всячески ослабить противодействие своему варианту решения политических проблем и добиться его реализации.

Эта многогранная повседневная работа ведется на всех уровнях: от поселков, производственных коллективов до парламентов и правительств

При всем многообразии выдвигающихся партиями вариантов решений политических проблем, целей и средств их достижения, они, как правило, не покушаются на единство общества, даже если стремятся изменить его политические институты и социально-экономическую структуру. Почти все действуют в рамках сложившейся оригинальной политической культуры каждого общества. Лишь немногие решаются взять курс прямо или косвенно на разрушение единства общества, опираясь на традиции тех или иных его слоев. Такие партии противопоставляют себя всем другим, самому обществу и могут рассчитывать на успех только в исключительных случаях - при катастрофе общества, предопределенной объективными причинами.

Так обстояло дело с большевиками в России в октябре 1917 года, с национальными силами в СССР в 1990-1991 годах, с противниками тоталитарного режима в ГДР в 1990 году, с моджахедами Афганистана в 1991-1992 годах.

Необходимо также остановиться на различных типах современных политических партий, которые во многом зависят от характера основной ориентации, способы выражения и представления частного интереса той или иной социальной группы на уровне всеобщего интереса, проблем социальной целостности. Партии могут быть классовыми, представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские партии).

Национальными, религиозными, представляющими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения, Союз русского народа и пр.).

Проблемными, названными и подчиняющими свою программу и деятельность решению той или иной социальной задачи, которая считается наиболее острой, важной, требующей безотлагательного решения, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологические партии, партии мира или разоружения, земельной реформы и т.п.).

Государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности государства, сохранение его стабильности. Такие партии обычно появляются в моменты истории, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов.

Партиями, формирующимися вокруг той или иной популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки (партия Жириновского - ЛДПР).

Так называемые, гротескными партиями, вроде "партии любителей пива", КПСС имени Брежнева, партии диктатуры плюрализма и т.п., видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий той или иной группы граждан; не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.

В качестве критериев выделения типов партий могут браться и другие признаки, например, организационные связи или ориентации на различные виды преобразования социальных систем. Самое главное, чтобы эти критерии были объективными, не были ограничены ни самоназваниями партий (демократическая, республиканская, рабочая), ни признаками, меняющимися в зависимости от политических пристрастий или политической ситуации в той или иной стране.

Лекция 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: