Quot;Ябеда" Капниста", "Вадим Новгородский" Княжнина.
Ода "Вольность".
«Вольность» - это ода, написанная примерно в 1781 – 1783 гг. (отрывки были напечатаны в «Путешествии из Петербурга в Москву»).
Попробую вывести основные идеи тезисно:
1)Свободы нужно ждать только от тяжести порабощения.
2) Власть слепа и безрассудна.
3) Крестьянин в законе мертв и не имеет шансов на воскрешение.
4) Помещики - эксплуататоры, безнравственны.
В оде приводится масса доводов в пользу отмены крепостного права:
1. Все люди равны. Все сословия тоже равны: крестьяне, дворяне, купцы и вельможи.
2. Крестьянин – производитель. Крестьянин – кормилец, с чувством собственного достоинства.
3. Крепостное право экономически невыгодно.
Такие доводы подразумевают как бы новое пугачевское восстание. Право коллектива на восстание. Речь уже идёт о негласном договоре государства и гражданина: человек изначально родился свободным, а законы должны быть во благо всего общества. Радищев ссылается на опыт Французской и Английской революции, говоря, что общество развивается не по спирали, а по замкнутому кругу. Стоит отметить, что произведение сентиментальное, поскольку одна и та же мысль приводится на множестве примеров. В связи с этим нужно не забыть сказать о кристаллизации мысли на множестве примеров и сравнений. События Радищев анализирует через чувства, а потом делает выводы. Жанр оды - сентименталистский дневник, с особой чувствительностью – способностью к состраданию, выраженному в эмоциональной речи.
Радищев абсолютно четко прославляет вольность, политическую свободу. Он указывают на исторические примеры торжества вольности, как я уже писала выше (на английскую революцию XVII века). Он считает, что равный для всех закон — залог обеспечения политической свободы в стране и, как выяснилось многим позже, он оказался прав, как и Пушкин, следовавший его сентенциям в своей оде «Вольность». Ода Радищева — это призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, хотя у того же Пушкина ода «Вольность» направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона.
Радищев, долго вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду "Вольность". Но стоит отметить особо, сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом «экспериментаторстве». Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. И первый логичный вопрос: что же остается тогда в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха, а истинную свободу… Полемично в этом отношении уже само начало произведения:
О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Радищев доказывает в своей оде право народа на казнь царя-тирана. Народ - создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, - "преступник из всех первейший":
Ликуйте, склепанны народы.
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
Таким образом, ода "Вольность" Радищева - это первое слово русской революционной поэзии, содержащее в себе призыв к революции и выражающее его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, как утверждал сам Радищев, открывает согражданам "разнообразные стези познания", никчемна поэзия без мысли- "тощий без мыслей источник словесности".
Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду», в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство», появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба», где всячески хвалил Екатерину.
Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей.
В значительнейшем произведении «Ябеда» К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое. Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер.
Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки.
«Я.» поражала своей жизненной правдивостью. Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский.
«Я.» написана по правилам классицизма: 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык.
«Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.
Яков Борисович Княжнин – сын вице-губернатора, учился в Питере, служил в иностранной коллегии у Панина, был военным, но оставил службу за растрату казенных денег. Служил секретарем вельможи Бецкого. Писать начал рано, под влиянием творчества Сумарокова. Написал 8 трагедий, 4 комедии, 5 комических опер и мелодрам, стихотворения. Самодержавие и отношение к нему – основная политическая тема трагедий К., которую он решал как борьбу с самовластьем во имя свободы. В годы политической реакции его трагедии принесли ему неприятности. Известная трагедия К. – «Росслав» - глубоко патриотическая. В «Отечества губителях» К. громит тиранов. «Вадим Новгородский» (1789) был связан со стремлением К. ответить Екатерине, написавшей «Историческое представление из жизни Рурика». Там Вадим изображен не противником самодержавия, а властолюбцем, который устраивает заговор. Рурик у нее – идеальный монарх; Вадим в конце оказывается преданным великодушному Рурику. Рурик у К. тоже великодушен, избран самим народом Новгорода. Но ярко изображена титаническая фигура Вадима, который выступает пламенным патриотом и защитником вольности родного города, поборником тирании как таковой (имхо, Вадим в трагедии – последний самодур и болван, но ладно). Татаринова пишет, что создание героического образа Вадима – величайшая заслуга К. Основной политический конфликт трагедии – вызванный борьбой за республику против монархии, даже в том случае, если монарх просвещенный. Это первая республиканская трагедия с первым героем – непоколебимым республиканцем. Трагедия Вадима – в том, что народ не поддерживает его. Но по мнению автора, Вадим одерживает моральную победу. Написана в рамках классицизма, но в трагедии нет четкого деления на + и – героев.
Когда трагедия была напечатана в 1793, Екатерина сразу ее запретила и велела сжечь (сам К. был тогда уже мертв). Полностью ее опубликовали лишь в 1914 г.
Краткое содержание «Ябеды» см. в уже сделанном мной билете № 11.
Краткое содержание «Вадима Новгородского»
Действующие лица: Рурик (князь Новгородский), Вадим (посадник и полководец), Рамида – дочь Вадима, Пренест, Вигор (посадники), Извед (наперсник Рурика), Селена – наперсница Рамиды. Воины, народ.
Все говорят возвышенным, высокопарным и пафосным слогом.
Ночью Вигор и Пренест на площади ждут Вадима – и удивляются, чего это он, после победоносной войны возвращаясь на родину, попросил только их двоих встретить его. А Пренест говорит, что, мол, наверное это из-за все возрастающей самодержавной власти Рюрика. Появляется Вадим и разглагольствует о том, то раньше народ Новгорода был великим и гордым, а теперь пришел Рюрик и всех себе подчиняет. Далее идет спор Вадима с Вигором и Пренестом о том, что, коль они любят отечество, как говорят, то должны любовь доказывать делом и не пресмыкаться перед царем. Вигор рассказывает: когда Вадим уехал, в Новгороде воцарился мятеж, вельможи устроили там черт знает что. Тогдашний князь Гостомысл позвал на помощь Рурика, который помог восстаность спокойствие. Когда Гостомысл умирал (старый был), завещал власть Рурику. Тот сначала отказался, но народ его уговорил. Народ был ему благодарен. Вадим возмущается – чему благодарен? Закрепощению? Потом он переводит тему на Рамиду – свою дочь. Говорит, что отдаст ее замуж только за истинного поборца тирании. Вигор и Пренест тут же соглашаются всячески Вадиму помогать, чтобы заполучить ее в жены. Когда Вигор уходит, Пренест клянется, что любовь его не помешает его долгу. А Вадим говорит, что пока не будет показываться дочери – сделает это позже.