Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством?) проверки результатов обучения. $ Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.
Самые первые образцы тестов появились в конце 19 века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20 годов нынешнего столетия.
Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов - дело специалистов.
$ Требования к тестам:
Ø Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях.
Ø Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста.
Ø Объективность – соответствие действительности, свобода от субъективных факторов
Из сказанного ясно, что создание такого прибора требует специальных знаний и времени. Учителя, разумеется, должны получать готовые тесты, что и происходит в США, Англии, Канаде, меньше - в других странах. Однако некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов, они носят название неформальных тестов.
Виды тестовых заданий:
v Задания закрытого типа
v Задания открытого типа
v Задания на установку соответствия
v Задания на установление правильной последовательности
Как устроен тест? В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ можно представлять в одних случаях заполнением промежутка в тексте, в других случаях нужен выбор одного из предложенных ответов (обычно 3-5). В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа; рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его как ошибочный от ядра и правильного ответа.
$Тесты различаются также по видам целей обучения. Имеются четыре таксономических категории целей образования и соответствующие им тесты.
Ø Первый тип тестов проверяет знание фактов, понятий, законов, теорий - всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются ответы уровня узнавания.
Ø Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном это решение типовых задач.
Ø Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изученного.
Ø Четвертая категория целей требует заданий, проверяющих умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.
$ Методы оценки результатов тестирования:
Ø Тесты, ориентированные на норму - результаты теста сравниваются со средним результатом по какой-либо группе, который принимается за норму
Ø Тесты, ориентированные на критерий - индивидуальные результаты тестирования сопоставляются с заранее определенными критериями.
В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так как на его основе, полагали ученые, происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта (IQ). Тесты же достижений или тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.
Системы контроля: