Содержание процесса управления определено сущностью управления, его целями, функциями и методами.
Содержание управления безопасностью жизнедеятельности имеет ряд особенностей. В повседневной деятельности - это система тщательно планируемых и проводимых мероприятий по подготовке материально-технической базы и населения к действиям в условиях возможных ЧС как в мирное время, так и в условиях ведения боевых действий
Для надежного управления обеспечением безопасности жизнедеятельности создается система управления, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: органа управления, объекта управления и каналов связи между ними (прямой и обратной), работающих в определенной среде под воздействием возмущающих факторов. Как было отмечено, эта система имеет четко выраженную вертикаль управления со строгой иерархией в принятии решений.
Руководство системой управления возлагается на руководителя предприятия (организации, учреждения), глав администраций различных уровней управления, они по должности являются начальниками гражданской обороны.
|
|
Органами управления на объектовом уровне являются комиссия по чрезвычайным ситуациям и штаб (отдел, сектор) по делам ГО и ЧС.
Объектами управления являются формирования ГО (спасательные группы, санитарные дружины, звенья связи, посты РХН, группы ООП и др.), а также службы ГО (материально-техническая, автотранспортная, аварийная и др.).
Руководитель предприятия (организации, учреждения), он же начальник ГО обязан:
1. В режиме повседневной деятельности:
- обеспечить поддержание КЧС, штаба по делам ГО и ЧС, формирований и служб ГО, в готовности к экстренным действиям;
- организовать разработку и своевременную корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера и плана ГО, планов служб ГО и другой необходимой документации;
- осуществлять руководство деятельностью КЧС и штаба по делам ГО и ЧС в соответствии с годовыми планами, регулярно проводить заседания КЧС;
- изучать близлежащие потенциально опасные объекты, выявлять источники опасности на своем объекте, прогнозировать последствия возможных ЧС, принимать меры по их предотвращению, сокращению возможных потерь и ущерба;
- организовывать мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта при возникновении ЧС мирного и военного времени;
- создавать локальную систему оповещения и управления в условиях возможной ЧС;
- руководить планированием эвакомероприятий как на мирное, так и на военное время;
- проводить подготовку КЧС, штаба, формирований и персонала объекта к действиям в ЧС мирного и военного времени.
|
|
2. В режиме повышенной готовности:
- с получением информации (распоряжение, сигнал) об угрозе или возникновении ЧС привести в готовность КЧС, штаб по делам ГО и ЧС, службы и формирования ГО, систему связи и оповещения, ввести усиленный режим работы с круглосуточным дежурством руководящего состава КЧС, дежурных смен;
- своевременно докладывать вышестоящим органам управления, информировать подчиненных, соседей о сложившейся обстановке и возможном ее развитии;
- развернуть работу по выявлению причин ухудшения обстановки на объекте и прилегающей к нему территории, прогнозировать их масштабы и выработать предложения по ее нормализации;
- усилить наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и прилегающей к объекту территории;
- при возникновении ЧС, угрожающей жизни и здоровью персонала объекта, проводить его экстренную эвакуацию в безопасный район;
- принять меры по защите персонала объекта, окружающей среды и повышению устойчивости его функционирования;
- организовать проверку готовности служб жизнеобеспечения объекта к действиям в соответствии с прогнозируемой обстановкой;
- при необходимости уточнить задачи силам и средствам, предназначенным для ликвидации угрозы возникновения ЧС, и выдвинуть их к местам возможных действий.
3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- перевести КЧС, штаб по делам ГО и ЧС, начальников служб ГО на круглосуточный режим работы;
- осуществить мероприятия по защите персонала объекта;
- отправить оперативные группы в зону ЧС для оценки обстановки и организации АСДНР (аварийно-спасательных и других неотложных работ);
- выдвинуть основной состав КЧС, штаба по делам ГО и ЧС, формирований объекта к местам проведения АСДНР;
- лично и через штаб по делам ГО и ЧС и членов КЧС руководить аварийно-спасательными и другими неотложными работами;
- руководить проведением мероприятий по устойчивому функционированию объекта, первоочередному жизнеобеспечению персонала;
- при угрозе жизни и здоровья рабочим и служащим объекта провести их эвакуацию в безопасный район;
- докладывать вышестоящим органам управления об обстановке и проводимых мероприятиях, информировать подчиненных и соседей;
- организовать оценку масштабов происшествия, размеров ущерба и последствий ЧС.
Опыт ликвидации аварий говорит, что экстремальные ситуации могут побуждать человека на такие дела и поступки, на которые он не решился бы в обычных условиях. Так, во время землетрясения в Армении ничем особым ранее не выделявшийся работник районного масштаба Мурадян проявил в ходе спасательных работ высокое самообладание и истинный героизм. И после гибели всей семьи он не опустил рук, не растерялся, не обезумел от горя, как было с другими, а собрал вокруг себя группу людей и с особым упорством приступил к спасательным работам.
На Всероссийском сборе руководящего состава говорилось о дальнейшем совершенствовании системы управления на основе современных технологий. В частности, в МЧС в составе автоматизированной информационной управляющей системы РСЧС на базе интернет-технологий создана корпоративная сеть министерства. В опытную эксплуатацию введены программные средства ведения базы данных по чрезвычайным ситуациям, поисковая геоинформационная система и др.