Правовые основы по го и ЧС

Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях

США. В США уделяется постоянное внимание дальнейшему развитию и совершенствованию ГО страны. В последние годы сделан упор на решение задач мирного времени. В 1988 году принят Закон «О борьбе со стихийными бедствиями», в котором определены обязанности, ответственность и права общегосударственных органов. В 1979? году создано подчиненное президенту США Федеральное Управление по действиям в Чрезвычайных Условиях (ФЕМА).

Управление по ЧУ является координационным и консультативным органом, направляющим деятельность федеральных министерств и ведомств, правительств штатов и местных органов власти в планировании и практическом осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением выживания населения и экономики страны в условиях чрезвычайной обстановки мирного и военного времени.

Начальник ФЕМА одновременно является Председателем Комиссии по

действиям в чрезвычайных условиях, в состав которой входят помощники президента в США по национальной безопасности, внутренним делам и политике, внутри правительственным отношениям, а также по административным и бюджетным вопросам. Эта комиссия по ЧУ – консультативный орган президента США по вопросам выработки основных принципов строительства ГО страны, повышения эффективности и снижения затрат на ее развитие.

Свои функции ФЕМА осуществляет через штабы региональных отделов

10 округов.

На органы власти (мэров) возлагаются следующие задачи:

- планирование использования имеющихся убежищ и укрытий;

- эвакуация населения;

- обеспечение населения индивидуальными средствами защиты;

- поддержание в готовности к действиям средств связи и оповещения;

-организация взаимодействия с частями и подразделениями вооруженных

сил, полицией, противопожарной службой, а также с другими организациями, принимающими участие в проведении спасательных работ.

Отличительная черта ГО США – отсутствие собственных формирований. Поэтому для участия в спасательных работах и оказания помощи пострадавшему населению законодательством предусмотрено привлечение частей и подразделений Вооруженных Сил.

Задачи видов ВС определены директивой Министра обороны и Наставлением армии США «Военная помощь гражданской обороне», согласно которому они обязаны участвовать в мероприятиях, предусмотренных национальной Программой ГО. По мнению американских военных специалистов, имеющих в своем составе хорошо оснащенные и подготовленные инженерные, химические и медицинские подразделения, связи и военной полиции. Это является наиболее эффективным средством при решении задач защиты населения в ЧС.

Особая роль в чрезвычайных условиях отводится организованному резерву ВС США – национальной гвардии. В мирное время ее формирования находятся в подчинении губернаторов штатов, где они дислоцируются, и используются для поддержания общественного порядка, обеспечения нормального функционирования правительственных учреждений, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Всего в США насчитывается свыше 500 тыс.человек личного состава национальной гвардии.

Для решения задач по оказанию помощи пострадавшему населению

привлекаются: полиция, противопожарная служба, местные службы скорой помощи, специальные отряды на предприятиях, добровольная организация «Гражданский воздушный патруль» (объединяет владельцев личных самолетов, привлекаемых для воздушной разведки очагов поражения) американский Красный Крест, благотворительная организация «Армия спасения» (занимается вопросами питания и обеспечения населения одеждой, временным жильем и т.д.), ряд других общественных и благотворительных организаций.

На всех этапах развития ГО США наиболее важное значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В основу был положен принцип максимального использования имеющихся подземных сооружений, подвалов в зданиях, заброшенных выработок, естественных полостей. По американским данным 57 тыс.укрытий на 23 млн.мест считаются противоатомными.

Большая работа проведена и по составлению планов эвакуации населения. Были определены 400 районов-целей (или по американской терминологии, «районов большого риска»), откуда в условиях резкого обострения международной обстановки и угрозы нападения на страну намечено эвакуировать до 150 миллионов человек.

Значительное внимание отводится организации оповещения населения.

С этой целью создана национальная система оповещения ГО – НАВАС. Она

включает в себя два национальных центра оповещения (главный и вспомогательный), 10 центров оповещения в округах ГО, по 50 основных и дублирующих пунктов оповещения в штатах и 2300 оконечных пунктов, размещенных на различных государственных объектах, как правило, с круглосуточным дежурством (режимом работы), полицейские участки, пожарные команды и т.д., что обеспечивает возможность оповещения населения в любое время суток. Создана и функционирует система Чрезвычайного радиовещания и телевидения (Эй-би-си). Она включает свыше 3 тыс.широковещательных радио- и телевизионных станций.

Важной проблемой после обеспечения защиты населения является снижение уязвимости и обеспечение живучести экономики страны. В ее разработке

помимо ФЕМА участвуют многие министерства, корпорации, фирмы и различные организации. Планами подготовки промышленных предприятий к

действиям в ЧС предусмотрено:

- оборудование убежищ и укрытий;

- создание и укрытие в защищенных от оружия массового поражения

складских помещениях материально-технических средств и запасов

продовольствия;

- разработка мер по защите наиболее важных элементов промышленных предприятий;

- создание на предприятиях спасательных отрывов;

- организация взаимодействия с местными органами власти и гражданской обороны.

Еще один важный аспект деятельности ФЕМА – обучение руководящего

состава и подготовка населения страны по ГО. Для этих целей создан национальный учебный центр ФЕМА в г. Эммитсбург «штат Мериленд», куда входит институт ФЕМА и национальная академия противопожарной защиты. В институте обучаются служащие штабов ГО всех степеней, представители органов власти, вооруженных сил, промышленных предприятий, учебных заведений и ряда других организаций. Ежегодно проходят подготовку около 2 тысяч человек. Программы подготовки по ГО и действиям в ЧС предусматривают занятия со школьниками и студентами, курсы для широкого круга населения, проведение семинаров, организацию тематических выставок по ГО.

Главное изучение способов оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах, уход за больными, пострадавшими и детьми.

Программа реализуется при активном участии органов здравоохранения,

общества «Красный Крест», медицинской службы вооруженных сил, общественной организацией «Врачи за подготовку к чрезвычайным обстоятельствам» и др.

Ежегодно из федерального бюджета на нужды ГО выделяется до 160 млн. долларов и около 80 млн. долларов - местным органам власти. Но для адекватного решения всего комплекса мероприятий по гражданской обороне, по заявлениям руководителей ФЕМА, этого все–таки недостаточно. В пересчете на РФ (1: 5,3 т.р.)= 1 трлн.272 млрд. руб.

Гражданская оборона Дании. В области ГО Дания является одним из

бесспорных мировых лидеров по мнению западно-европейских и американских специалистов. Закон о ГО принят в Дании 27 мая 1981 года и определяет четыре основных функций ГО:

- оповещение населения в случае приближающейся опасности;

-организацию эвакуации гражданского населения из опасных районов;

- укрытие населения в защитных сооружениях;

- проведение поисково-спасательных и восстановительных работ после бедствия.

В мае 1985 года принят Дополнительный Закон о гражданской готовности

на случай чрезвычайных ситуаций.

Бюджет ГО страны в 1987 году составлял 447,5 млн. крон или 3% военного бюджета, или 12,3 доллара на душу населения в год, при численности населения около 5,1 млн. человек (для сравнения, в бывшем СССР на 1990 год было выделено на ГО 100 млн. рублей или 36 копеек в год на человека.)

В настоящее время по ГО, ЧС и БЖД для руководства и исполнения имеются следующие нормативные правовые (юридические) законодательные акты:

 Закон РФ 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»;

 Федеральный закон РФ 1994 г. «О защите населения и территорий от ЧС

природного и техногенного характера»;

 Указы Президента РФ 1991 г. № 305, 1993 г. № 643, 1994 г. «О граждан-

ской обороне»

 Постановление Правительства РФ 2003 г. № 794 об утверждении «Поло-

жения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций» (РСЧС).

Кроме того, разработаны и приняты более 10 Положений:

 Положение о территориальных подсистемах РСЧС;

 Положение о функциональных подсистемах РСЧС;

 Положение о постоянно-действующих органах управления РСЧС;

 Положение о нештатных аварийно-спасательных формированиях;

 пять Положений о Комиссиях по ЧС (Межведомственной КЧС, Ведомственных КЧС, КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, о городских (районных) КЧС, об объектовых КЧС);

 Положение о ликвидации аварий с ядерным оружием РФ;

 Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 утвержден порядок «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

 Организационно-методическими Указаниями МинЧС и ГосКомВУЗа отмечаются недостатки и ставятся задачи по улучшению проведения мероприятий и подготовки в области ГО и ЧС.

Кроме того, имеются законоположения о льготах пострадавшим от радиации в различных регионах России, а также другие постановления, Программы, распоряжения в области БЖД (о радиоактивных отходах, о АЭС, о ХОО и др.).

Более детально изучим Федеральный закон РФ 1994 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Положения о РСЧС.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят Госдумой 11 ноября 1994, подписан Президентом РФ 21 декабря 1994. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы их собственности и населения в области защиты от ЧС.

В первой главе представлены цели закона, задачи РСЧС, границы

зон ЧС, порядок гласности и информирования населения, а также основные принципы его защиты.

Статья 1. Основные понятия.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории,

сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, производимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС – это аварийно–спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС – это территория, на которой сложилась ЧС.

Статья 3. Цели Закона:

- предупреждение возникновения и развития ЧС;

- снижение размера ущерба и потерь от ЧС;

-ликвидация ЧС.

Статья 4. РСЧС объединяет органы исполнительной власти разных уровней, их силы и средства. Основные задачи РСЧС. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Статья 5. Границы Зон ЧС устанавливаются на основе классификации

ЧС по согласованию органов исполнительной власти с местными органами управления.

Статья 6. Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения о радиационной, химической, медикобиологической, взрывной, пожарной экологической безопасности на соответствующих территориях. Она является гласной и открытой. Все органы государственной власти обязаны оперативно и достоверно информировать население через СМИ. Сокрытие, несвоевременное, ложное информирование влечет за собой

ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:

Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, на снижение ущерба от ЧС проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населений и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеперечисленных привлекаются силы и средства федеральных органов.

Вторая глава определяет полномочия президента Российской Федерации, Федерального собрания России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

В третьей главе закреплены обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций оп защите населения и территорий от ЧС, участие общественных объединений в их ликвидации, а также порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для ликвидации ЧС и сил и средств органов внутренних дел при ликвидации ЧС.

В четвертой главе приведены права и обязанности граждан по

защите от ЧС.

Пятая глава определяет порядок подготовки населения и пропаганду

знаний в области защиты населения от ЧС. Такая подготовка осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

В шестой главе отражены вопросы финансирования органов управления и мероприятий по ликвидации ЧС, а также создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Седьмая глава посвящена порядку организации и проведения государственной экспертизы, надзора и контроля защиты населения и территорий от ЧС, а также ответственности за нарушение настоящего законодательства.

Восьмая глава определяет правила применения международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

Таким образом, для обеспечения БЖД и защиты населения и территорий от ЧС государство издает законы, указы, постановления и другие нормативное акты. Все это является вынужденным мероприятием потому, что и природные и техногенные и иного рода отрицательные опасные явления превращаются в бедствие для человечества. В результате производственной деятельности людей энергетический уровень Земли увеличивается, экологические и техногенные очаги ЧС превращаются в зоны, а зоны в регионы, с последующим воздействием на континенты и на всю планету – радиация, ураганы, озоновые дыры, «парниковый эффект» и др. Негативные факторы среды обитания по видам, масштабам, времени действия, сложностям, последствиям значительно возрастают. Для нас стало «привычным делом» ежедневно через СМИ узнавать о военных конфликтах, транспортных катастрофах, криминалах, пожарах, в том числе значительно растут и природные ЧС или стихийные бедствия.

Необходимо задуматься над столь печальными, если не сказать губительными, последствиями природных катастроф, ответственность за которые ложится на человека. Но еще более тяжкими и многочисленными являются техногенные ЧС. А для борьбы, предупреждения, ликвидации последствий всех видов ЧС необходимы не только законоположения, а и органы управления, руководства, силы и средства для исполнения, для определенных аварийно-спасательных действий, т.е. целая организованная система.

Итак, мы приступаем к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Слайд. Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Жизнедеятельность человека – это способность человека к существованию, труду. Это учеба, работа, быт, отдых и т.д. Это процесс обеспечения всех

потребностей жизни. БЖД – это сложный многогранный комплекс взаимоотношения человека с животным и растительным миром, со всеми природными явлениями планеты. Жизнь и деятельность человека везде должна быть безопасной – на земле, на воде, в воздухе, в космосе, под землей и т.п.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Слайд. Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему “человек – среда обитания". В процессе эволюционного развития мира, составляющие этой системы, непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком. Естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Слайд. Состояние среды обитания и человека может быть комфортным, допустимым, опасным и чрезвычайно опасным.

1.Комфортным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы создают оптимальные (наилучшие) условия жизнедеятельности, проявление наивысшей работоспособности, гарантирующей сохранение здоровья человека и целостности сферы обитания.

2.Допустимым считается такое состояние, при котором воздействующие факторы не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но могут привести к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.

3.Опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды.

4.Чрезвычайно опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы могут нанести травму или привести к летальному исходу за короткий период времени воздействия, вызвать разрушения в природной среде.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном из биосферы, а также включает в себя недра Земли, галактику и безграничный Космос.

Слайд. Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Слайд. Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. Современные масштабы развития техносферы характеризуются данными, приведенными на слайде.

Слайд. Состав площадей на некоторых континентах Земли.

  Континент   Территория, %
  Ненарушенная Частично нарушенная Нарушенная
Европа 15,6 19,6 64,8
Азия 43,5 27,0 29,5
Северная Америка 56,3 18,8 24,9

В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Структурная схема взаимодействия человека современного индустриального общества с компонентами среды обитания - биосферой, техносферой и социальной средой показана на слайде.

Слайд. Структурная схема взаимодействия человека с биосферой, техносферой и социальной средой

Для обычного человека существует великое множество различных опасностей, которые подстерегают его буквально на каждом шагу.

Слайд. Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Если же выражаться более простым языком, то опасность есть то, что наносит ущерб. Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности.

Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

1. Прежде всего, выделяют различные естественные опасности, которые происходят от естественной среды обитания. Эти опасности могут быть небольшими (например, укус неядовитого животного), а также глобальными (например, ураган, наводнение, резкая смена климата). Для защиты от естественных опасностей человек использует различные искусственные системы и материалы, которые полностью или частично уберегают его от различных естественных опасностей. Но бывают случаи (к примеру, стихийные бедствия), когда воздействие естественной среды настолько велико, что ей невозможно что-либо противопоставить. В этих случаях человек бесспорно является бессилен и не может эффективно себя уберечь от опасности.

2. Другой вид опасностей представляет собой техногенные опасности, которые происходят по большей части из-за человека. Эти опасности появляются из-за техносферы и её существования в принципе. При этом сами опасности представляют собой различные элементы этой техносферы – машины, здания, опасные технологии, производство, а также антропогенные опасности и другие виды опасностей. Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио - и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Также различные бытовые опасности относятся к техногенным опасностям. То есть различные электрические приборы, станки, различный инструмент, а также оружие являются техногенными опасностями. Различные виды энергетических опасностей также относятся к техногенным опасностям, но несколько большего масштаба. Энергетические опасности стали существовать из-за того, что человек имел в своем распоряжении мощную технику. Также присутствует своеобразный парадокс техногенных опасностей – чтобы защитить себя от различных опасностей (в том числе и техногенных) человек стал создавать гораздо более мощные технические устройства, а в результате он добился того, что быстрое развитие этой самой техники привело к развитию наивысших техногенных опасностей. При этом некоторые из этих опасностей могут принимать глобальный эффект, а различные исследователи и аналитики пророчествуют гибель человечества именно из-за техногенных катастроф. Причем с каждым годом масштаб таких катастроф увеличивается, и человек невольно не может понять то, как ему устранить их.

3. Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.

Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. По данным ИКАО в 1985-1990 г.г. около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходит из-за ошибок персонала.

Анализ данных по принудительной гибели людей свидетельствует, что человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. По статистике утопленники составляют около 8% от общего числа людей, ежегодно погибающих принудительной смертью, самоубийцы - 19% (в 1996 г. в России число самоубийц составило 57812 человек) лица, неосторожно обращающиеся с оружием - 0,26%.

Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные. В 1999 году от СПИДа на планете умерло 3 миллиона человек, а число ВИЧ-инфицированных достигло 33,5 млн человек. В России численность ВИЧ-инфицированных (зарегистрированных) к октябрю 2000 года составило 56 тысяч человек, а прирост их численности достигает около 10 тысяч человек в год.

Слайд. Серьёзную опасность для человека представляет потребление алкоголя. По данным А.Немцова (Немцов А.В. Алкогольная смертность России. 1980-1990 годы. М. 2001 г. 56ст.) среднегодовое потребление алкоголя россиянами в 1994 г. составило 14,5 литров 100% алкоголя на человека в год. Это соответствует 36,2 литрам водки, тогда как в 1970 г. потребление алкоголя составляло 12 литров в год. Алкогольная смертность при потреблении спиртного в количестве 14,5 литров в год составляет около 260 человек на 100 тысяч населения.

Сравнение различных видов опасности целесообразно проводить путем сопоставления уровня риска смерти при различных видах деятельности, воздействии природных факторов. Если спонтанный уровень смерти, главным образом в результате старения, в современных условиях составляет 100 случаев смерти на 100000 населения, то дополнительный социально допустимый уровень риска смерти в любой отрасли деятельности человека принят травным 5 случаев смерти на 100000 населения.

Слайд. В таблице приведены уровни риска смерти в зависимости от условий деятельности, вида промышленности и воздействия некоторых природных факторов.

Все эти опасности порождают также негативные факторы, которые опасны для человека. Эти факторы также могут быть не просто негативными, они могут являться вредными факторами.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Существуют также и травмирующие факторы.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов. К ним относятся:

§ воздух, загрязнённый продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств;

§ вода с избыточным содержанием вредных примесей;

§ недоброкачественная пища;

§ шум, инфразвук; вибрации;

§ электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев. ЛЭП, радиорелейных устройств;

§ ионизирующие излучения (естественный фон. медицинские обследова­ния, фон от строительных материалов, излучения приборов предметов быта;

§ медикаменты при избыточ­ном и неправильном потреблении;

§ табачный дым;

§ бактерии, аллергены и др..

Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек - среда обитания». Все опасности классифицируют по ряду признаков.

Слайд. Классификация опасностей.

Признак классификации Вид (класс)
1. По видам источников опасности Естественные Антропогенные Техногенные
2. По моменту возникновения опасности Прогнозируемые Спонтанные
3. По длительности воздействия опасности Постоянные Переменные, периодические Кратковременные
4. По объектам негативного воздействия Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного воздействия
5. По количеству людей, подверженных опасному воздействию Личные Групповые (коллективные) Массовые
6. По размерам зоны воздействия Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные
7. По видам зон воздействия Действующие в помещении Действующие на территориях
8. По способности человека идентифицировать опасности органами чувств Ощущаемые Неощущаемые
9. По виду негативного воздействия на человека Вредные Травмоопасные
10. По вероятности воздействия на человека и среду обитания Потенциальные Реальные Реализованные

Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Однако такого состояния достичь практически невозможно. Слайд. Аксиомы БЖД говорят о том, что любая человеческая деятельность потенциально опасна и, что с развитием техники опасность увеличивается. В подтверждение этих слов следующий слайд. Состояние безопасности достигается при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Слайд. Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него. Реально существующие сегодня системы безопасности показаны на слайде

Слайд. Системы безопасности.

Вид безопасности Поле безопасности Объект защиты Система безопасности
  Опасности среды деятельности Человек Безопасность (охрана труда)
  Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища – опасности техносферы Человек Безопасность жизнедеятельности человека
  Опасности техносферы Природная среда Охрана природной среды
  Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, взрывы, ионизирующие воздействия Человек Природная среда Материальные ресурсы Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и взрывозащитная, радиационная защита.
  Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество Нация Системы безопасности страны Национальная безопасность
  Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.) Человечество Биосфера Техносфера Глобальная безопасность
  Опасности космоса Человечество Планета Земля Космическая безопасность

По объектам защиты, существующие в настоящее время системы безопасности, распадаются на следующие виды:

· Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности

· Систему охраны природной среды;

· Систему государственной безопасности;

· Систему глобальной безопасности.

Слайд. Чтобы избежать опасностей, человечество создало науку, в которой имеется описание опасностей, а также методов их устранения. Эта наука получила название безопасность жизнедеятельности.

Слайд. Наука БЖД решает следующие задачи.

Слайд. Её целью является сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, природного происхождения, создание комфортных условий жизнедеятельности.

Эта наука получила широкое распространение среди современного общества и считается, что её основы необходимо знать каждому человеку. Оно и понятно, ведь эта наука описывает одну из главных потребностей человека- потребность к собственной жизни.

Слайд. Причины возникновения БЖД в России.

Слайд. Необходимые меры для достижение цели БЖД

Безопасность жизнедеятельности также имеет элементы других наук, таких как психология, социология, медицина, различные инженерные науки (инженерные науки необходимы для понимания устройства сложных технических средств) и других наук. Именно благодаря такой науке как безопасность жизнедеятельности человек может рассчитывать на свою собственную безопасность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: