double arrow

Каковы натурфилософские взгляды ионийских философов?


Что такое атом в понимании Демокрита?

В нем суть диалектики Гераклита?

Зачем нужны апории Зенона?

Что можно сказать о Сократе как личности?

7. В чем ценность метода майовтики?

Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и добродетели?

9. По каким причинам Сократ предпочел смерть бегству из тюрьмы? 10. Каково значение Сократа для возникновения философии?

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.,1992.

Антология мировой философии в4-х т. Т.1, ч.1. М.,1969.

Хрестоматия по истории философии. М.,1994.

Фрагменты ранних греческих философов. М.,1989.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. М,1986.

Материалисты Древней Греции. М.,1955.

Платон. Соч. в3-х т. Т.1,2. М.,1968.

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.-Л.,1935.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.,1977.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,1968.

 

Глава 5.

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ. ПЛАТОН

Он соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа.

Диоген Лаэртскии

IV век до н.э., начавшийся в Афинах казнью Сократа, стал периодом наивысшего расцвета древнегреческой и мировой философии. Учения Гераклита, Пифагора, Анаксагора, Демокрита, Пар-менида, Сократа создали основу для глубочайших обобщений и великого синтеза, осуществленного учеником Сократа Платоном. Отправной точкой стали обстоятельства смерти Сократа.

Сократ отождествил законы, принятые в афинском государстве, с истиной, и незаслуженные обвинения и казнь доказали как его мужество и верность своим взглядам, так и их уязвимость. В этом смысле можно сказать, что смерть Сократа стала источником прозрения для его последователей; и прежде всего для Платона, который понял, что даже принятые большинством населения законы могут не быть правильными; а истина имеет независимый от мнения людей характер.

Платон – самый известный из учеников Сократа. О взглядах и деятельности самого Сократа мы узнаем прежде всего из произведений Платона, поскольку сам Сократ ничего не писал. В диалогах Платона именно Сократ является главным действующим лицом.

Платон также посвятил свою жизнь исканию истины и достиг в этом совершенства. В качестве знаменитого мыслителя, подобным которому следует стремиться быть, Ломоносов упомянул его в своей «Оде надень восшествия на престол Елисаветы Петровны».




О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

95

 

Платон родился в знатной, царского происхождения семье и получил воспитание в соответствии с античными представлениями об идеальном человеке (так называемой калокагатии, от «са-los» – прекрасный и «agathos» – хороший), соединяющем в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство. Прозванный Платоном – «широким» – за крепкое сложение, он в юности много путешествовал, в том числе в Италию и Египет; а воротившись в Афины после неудачной и опасной поездки в Сицилию к тамошнему тирану Дионисию, купил себе дом в афинском пригороде, называвшемся в честь героя Академа, и основал там школу. Она прославила не только самого Платона, но и слово Академия, которым теперь называют самые престижные научные учреждения.

Платоновская Академия, представлявшая собой союз единомышленников, преданных философии и изучавших все тогдашние науки, просуществовала 1000 лет и была закрыта византийским христианским императором Юстинианом в 529 году. С ее закрытием закончилась античная философия.



Хотя жизнь Платона не очень ярка внешними событиями, он является примером теоретика-мечтателя, который хотел практически применить свои концепции в масштабе небольшого государства. С этой целью он трижды отправлялся в Сицилию к тиранам Дионисию Старшему и Дионисию Младшему, чтобы устроить в их стране идеальное общество, основанное на его взглядах.

Платон понял после казни Сократа, что и демократическая власть, убившая его учителя, не идеальна и создал первую в истории социальную утопию. Ему, однако, не удалось добиться ее реализации.

Платон считал, что коль скоро философы являются наиболее мудрыми и, стало быть, добродетельными, то они и должны управлять государством. Однако все кончалось тем, что Дионисии прогоняли Платона и даже хотели продать его в рабство. Таким образом, хотя Платон в отличие от Сократа не был судим и приговорен к казни, его мысли остались чужды современникам. Но у Платона, как и у Сократа, было много учеников. Надпись на алтаре, воздвигнутом в честь Платона, принадлежит самому известному из них – Аристотелю: «Пришедший в славную землю Кекропии благочестиво учредил алтарь святой дружбы мужа, которого дурным и хвалить не пристало; он единственный или, во всяком случае, первый из смертных показал очевидно и жизнью своей и словами, что

96

 

благой человек одновременно является и блаженным; но теперь никто и никогда не сумеет уже этого понять»1.

Платон, подобно своему учителю, проявил мужество и в боях, и в мирной жизни. «Говоряттакже, – сообщает Диоген Лаэртский, – что он один заступился за военачальника Хабрия, когда тому грозила смерть, а никто другой из граждан на это не решился; и когда он вместе с Хаб-рием шел на акрополь, ябедник Кробил встретил его и спросил: «Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого ждет Сократо-ва цикута?» – а он ответил: «Я встречался с опасностями, сражаясь за отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы»2.

ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА

Платон воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. От Платона берет начало термин диалектика (от «dialegomai» – «беседую»), а также главное философское направление – идеализм.

По Диогену Лаэртскому, Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий – диалектический, и тем завершил философию. Правда, диалектика скорее относится к методу, а этика и физика к содержанию рассуждений. В одном из диалогов Платона диалектиком называют того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».

Главным достижением Платона все же является, однако, то, что он разработал концепцию, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п., существует еще мир сверхчувственный – мир идей (греческое слово «idea» означает «образ», а также «вид», «род»). Понятия, которыми пользуются, когда говорят: дерево, дом, человек и т.д. – есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. То есть существуют не только отдельные дома, но и дом как таковой, «идея дома».

Платон действовал на основе уверенности Сократа в том, что благо – это то, что делает человека хорошим. Но как удостовериться в том, что идея блага общечеловечна? Платон рассматривает возражение Менона, что у разных возрастных групп, полов своя

1          Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Аристотель. М.,1982, с.91.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986,
с.
143.

97

 

добродетель. А что же общее у всех видов добродетели, задает вопрос Платон. И отвечает: «Идея добродетели».

Что выше: благо какого-нибудь человека, нации, класса или благо как идея? Отталкиваясь от представления Сократа о благе как таковом, в общечеловеческом смысле, Платон создал «мир идей» с идеей блага как высшей. В этом смысле Платон действительно был учеником и продолжателем дела Сократа.

Надо, чтобы существовала объективная основа общечеловеческих ценностей, определяющая взгляды человека как такового. Это и обеспечивает мир идей, а доказательством того, что мир идей задуман, исходя из этических задач, служит, во-первых, то, что высшая идея – идея блага, а мудрость, как высшая из добродетелей, представляет собой познание идеи блага и способность воплотить ее в жизнь; во-вторых, то, что диалоги, в которых сформулировано представление о мире идей, примыкают к сократическим, посвященным этическим проблемам и сами содержательно посвящены им же; и, наконец, в-третьих, то, что идеи Платона – это одновременно и идеалы.

Об идеальных устремлениях Платона свидетельствуют такие его высказывания, приводимые Диогеном Лаэртским: «Мир одушевлен, ибо одушевленное выше, чем неодушевленное. Мир есть изделие, предполагающее наилучшую причину»1. Соответственно, мерой всех вещей Платон предлагает считать не человека, а бога.

МИР ИДЕЙ

Мир идей напоминает таблицу умножения, которую мы тоже не видим и не слышим, но которой пользуемся при расчетах, когда, например, строим дом и т.д. Идеи есть как бы реально существующие вне нас отпечатки наших понятий; но Платон, наоборот, именно понятия, возникающие в мозгу человека, считал отпечатками мира идей, который представлялся ему более реальным, чем мир, подвластный нашим чувствам. Платон сравнивал людей, живущих на Земле, с обитателями пещеры, которым видны через отверстие, ведущее наружу, лишь тени проходящих по поверхности существ.

В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит

1Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986, с.156.

98

 

природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и матери, а возникающее от этого брака детище есть любая реальная вещь»1. Напомним в связи с этим, что греческая мифология берет начало с порождения богиней Земли Геей Урана (греч. «oyranos» – «небо») и вступления с ним в брак, от которого и произошел весь пантеон богов.

Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле. Для того, чтобы лучше понять связь между идеей и идеалом, представим круг. Каждый реально изображенный круг есть большее или меньшее приближение к некоему одному, существующему в нашем воображении идеально круглому кругу, который и есть его идея.

Платон соглашается с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. Вот что об этом пишет Аристотель: «Смолоду сблизившись прежде всего с Кратилом и гераклитовскими воззрениями, согласно которым все чувственно воспринимаемое постоянно течет, а знания о нем нет, Платон и позже держался таких же взглядов. А так как Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал, а в нравственном искал общее и первый обратил свою мысль на определения, то Платон, усвоив взгляд Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому, ибо, считал он, нельзя дать общего определения чему-либо из чувственно воспринимаемого, поскольку оно постоянно изменяется. И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он, существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причастность эйдосам (идеям – А.Г.) существует все множество одноименных с ними [вещей]»2.

Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем материале предшествовавшей философии. Помимо Гераклита и Сократа, он использовал представление Демокрита о том, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов (Демокрит обозначал их также словом «идея»); учение Пифагора о том, что в основе вещей лежат числа; учение Анаксагора о гомеомериях (идеи подобны вещам, хотя нечувственны и идеальны в том смысле, что

1          Лосев A.A. Античная философия истории. М.,1977, с.199.

2          Аристотель. Метафизика. Соч. в4-х т. М.,1976, т.1, с.79.

99

 

являются «образцами» вещей). Тем самым Платон осуществил глубокий и всесторонний синтез древнегреческой философии.

Платон преодолел противоречие в представлениях Демокрита, идеи-атомы которого обладали размером, весом и тяжестью и, в то же время, были только умопостигаемы. Платон лишил идею чувственных свойств, а чувственный мир – признал не обладающим подлинным бытием в связи с его вечным становлением. А.Ф. Лосев, правда, сблизил Демокрита и Платона, предположив, что и идеи, и атомы – идеальны в своем пределе беспредельного приближения к ним. Отсюда путь к понятию эманации божества, введенному неоплатониками.

«Страна идей» нужна была Платону для обоснования возможности познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку). Разум и чувства не могут работать с ускользающей реальностью и ориентируются только в мире небольших скоростей. Существует вариант узаконивания диалектики становления как проявления Логоса (у Гераклита) или Идеи (у Гегеля). Разум человека может подняться до осознания диалектики бытия, однако, для того, чтобы дать научный прогноз, он должен обобщать и, стало быть, оперировать мыслительными конструкциями, обладающими определенной устойчивостью.

Взгляды древнегреческих философов на проблему движения можно свести в такую таблицу:

О

 

  Элеаты – Парменид: существует только неподвижное Единое;
С Зенон: движения нет;
к Демокрит: существуют движущиеся атомы;
О Гераклит: нельзя дважды войти в одну реку;
р Кратил: нельзя войти в реку даже однажды;
О Софисты – Протагор: человек – мера всех вещей;
с Горгий: ничего не существует.

Т у

Ь Бесконечность

Платон соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита. Релятивизму Кратила и апориям Зе-нона, которые не учитывали, что есть вещи более (например, река как таковая) и менее (вода в реке) устойчивые, Платон противопоставил целостную систему, основанную на четком разделении подвижного и неподвижного. Выделив чувственный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а

100

 

второму – подлинного существования. «Прежде всего, по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится и никогда не существует»1. Платон сделал это, чтобы решить спор между Гераклитом и Парменидом без отрицания одной из реальностей путем построения иерархии, в которой один мир – умопостигаемый – предстал более истинным и первичным, а второй – произведением первого. Получилась стройная система, первая в истории философии.

Аналог соответственно чувственного и умопостигаемого – люди и боги. Первые смертны и изменчивы, вторые неизменны и вечны. Позже Августин, эту, коренящуюся в мифологии философию повернет к религии, представлением о Граде Божьем и Граде земном. Очевидны параллели Платона и индийской мудрости. «Мир идей», как и Единое древних индийцев, не только потусторонен, но представляет собой – как мир идеальных образцов – совершенную реальность.

Синтез Платона показал, что предшествующие философы не только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах рождается истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые вдохновлены именно поисками истины как высшего блага, а не стремлением одержать победу над противником и прославиться.

«Страна идей» нужна была еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям – ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец, есть еще одна причина. Платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и стремление сделать действительность насколько возможно полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью, пытаясь создать идеальное государство).

ЛЮБОВЬ

О значении любви, по Платону, продолжавшему мысли Эм-педокла, повествует диалог «Пир». Он начинается с рассуждения о том, как из Хаоса появились вначале Гея и Эрот – Земля и Любовь. Здесь опять мифология трансформируется в философию. Речь идет о боге Эроте, но важно не поведение бога, а то, что он

1Платон. Тимей.27.

101

 

олицетворяет Любовь как философское понятие. Участник «Пира» Федр утверждает, что если бы войско состояло из любящих и любимых, то оно было бы непобедимым, так как любящий, когда на него смотрит любимый, готов скорее умереть, чем совершить недостойный поступок. Павсаний добавляет, что «не всякий Эрот прекрасен и достоин восхваления, но только тот, кто прекрасно направляет к любви»1. Как существуют две богини красоты – Афродита небесная и Афродита земная, так имеются и два Эрота. Люди заурядные «любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души... заботясь только об удовлетворении своей похоти»2. Такой поклонник «к тому же и непостоянен, поскольку непостоянно то, что он любит. Стоит лишь отцвести телу, а тело-то он и любит, как он «упорхнет, улетая», посрамив все свои многословные обещания. А кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному»3. Следующий выступающий считает, что Эрот присутствует не только в человеке, но во всей природе и создает гармонию как согласие разногласного. В этом смысле и врачебное искусство, и земледелие, и музыка являются искусством любви и гармонии. Наконец, в устах Сократа любовь предстает как вечное стремление к обладанию высшим благом.

Платон создал объективную основу, дающую возможность постичь общезначимую для всех нравственную истину (то есть узнать, что такое хорошо и что такое плохо) – сверхчувственный мир идей, и тем самым продолжил дело Сократа по созданию этики, сделан моральные истины столь же объективными, как истины математики и других наук. К истине можно прийти через воспоминание о мире идей, поскольку с ним нас связывает душа. Платон укрепил формальные основы этики, разработав представление о всеобщем разумном мире идеалов.

Души, по Платону, созерцают вечные идеи до соединения с телом человека. Они обрекаются на существование на 10 тысяч лет и после смерти тела каждый раз попадают в Аид, ведя там жизнь, зависящую от поведения человека на земле. Этим же определяется и то, в кого она снова воплотится. «Кто предавался чревоугодию, беспутству И пьянству... перейдет, вероятно, в породу ослов или им подобных животных»4. Это происходит на тысячном году пребывания души в по-

1          Платон. Пир.181а.

2          Там же,181а.
3Там же,183е.

4Платон. Соч. в3-х т., т.2, с.47,48.

102

 

тустороннем мире и, таким образом, общее количество воплощений души, по Платону, равно 10. Учение о переселении душ известно нам по философии Древней Индии, а к Платону оно попало от пифагорейцев.

Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о своем пребывании в нем, и, благодаря этому, идеи становятся доступны человеку. Представление о знании как воспоминании конкретизирует сократовский метод майовтики. Прежде, чем истина появится на свет, она уже существует в душе, и остается только помочь ей «родиться».

Мысли Платона могут показаться нынешнему читателю необычными, но безотносительно к представлению о душе, наличие врожденного знания (существующего в виде инстинкта) подтверждает современная генетика.

ДУША

Добродетель основывается Платоном на первоначальных свойствах души, возникающих из ее отношения к миру идей, особенно к высшей из них – идее блага. Душа, по Платону, состоит из разумной, страстной и вожделенной частей. Она подобна колеснице, управляемой возничим – разумом и запряженной двумя крылатыми конями – страстью и вожделением. Государство также должно состоять из трех частей: класса правителей, воинов и ремесленников и земледельцев. Это соответствует разделению на касты в Древней Индии, но без неприкасаемых. Трем частям души и трем классам общества, каждому присуща своя из трех добродетелей: мудрость, мужество и умеренность. Гармонию всех трех устанавливает четвертая добродетель – справедливость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве – это единство и гармония, а наибольшее зло – раздор.

В своих этических воззрениях Платон исходил из предположения Сократа, что добродетель как положительное нравственное качество и знание тождественны, и чтобы правильно вести себя, – достаточно знать, что хорошо и что плохо. Платон считал «нравственное поведение необходимым продуктом познания при помощи понятий, то есть познания идей, так как понятия есть отпечатки сверхчувственных идей и преимущественно познания высшей из них, идеи блага. Как в понятии блага находит свое выражение совершенная из идей, так высшая из добродетелей – муд-

103

 

рость, представляет собой познание этой идеи и способность, насколько возможно, воплотить ее в жизнь»1.

Считая, вслед за Сократом, что высшая добродетель – мудрость, Платон ставит рядом и другие добродетели и дает классификацию 4-х основных добродетелей, которые он нашел в народном сознании. Вводя добродетели, относящиеся к сфере чувств, Платон обогащает этику мотивами поведения человека, но еще ограничивает себя по методам нравственного совершенствования, замыкаясь в сфере разума. Впоследствии Аристотель разовьет эти мысли.


ГАРМОНИЯ

Одно из основных у Платона – понятие гармонии. «Между тем гармонию, пути которой сродни круговращениям души, Музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия – хотя в нем только и видят нынче толк – но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой»2. «Гармония – это созвучие, а созвучие – это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается. И опять-таки, развивающееся и несогласное нельзя привести в гармонию, что видно и на примере ритма, который создается согласованием расходящихся сначала замедлений и ускорений. А согласие во все это вносит музыкальное искусство, которое устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и единодушие... Впрочем, в самом строении гармонии и ритма нетрудно заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна»3.

Платон не отказывался и от гераклитовской вражды. «Ибо то, что большинство людей называют миром, есть только имя; на деле же существует, от природы, вечная непримиримая война между всеми государствами»4. «Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый с самим собою»5. Тем не менее, назначение человека – в уподоблении божеству, «ибо мы считаем самым ценным для людей не спасение и только сущес-

1          Вундт В. Введение в философию. СПб.,1903, с.291.

2          Платон. Тимей.47д.

3          Платон. Пир.187в-с.

4          Платон. Законы.626а.

5          Там же,626д.

104

 

твование, как это считает толпа, но достижение совершенства и пребывание в нем во время своего существования»1.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: