Тема 3. Управление процессом трудовой адаптации персонала

План лекции

1. Понятие трудовой адаптации

2. Виды трудовой адаптации

3. Этапы адаптации и основные показатели

 

1. Трудовая адаптация является частью социальной адаптации и представляет собой процесс вхождения работника в новую для него трудовую среду и освоения принятых в ней условий, норм и ценностей.

Адаптация – процесс взаимного приспособления, единство активных и пассивных форм связи человека со средой. [3]

Не только человек приспосабливается к среде, но и среда к человеку.

Трудовую среду, к которой предстоит адаптироваться работнику, можно представить как совокупность:

-  профессиональных требований к работнику со стороны орга­низации;

-  организационных условий, понимаемых в широком смысле, от организации рабочего места до комплекса норм и правил, входящих в понятие «культура организации»;

-  коллектива, трудовых групп, сложившейся системы взаимоот­ношений между людьми, групповых норм и ценностей.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на успешность процесса адаптации с точки зрения личности работника:

-  уровень самооценки и притязаний (он может быть реальным, завышенным или заниженным), который влияет на характер требований, предъявляемых к организации (они также могут быть реаль­ными, завышенными или заниженными);

-уровень профессиональной и социальной подготовленности работника (слабая подготовленность осложняет адаптацию или делает ее невозможной);

-  способность к восприятию нового, пересмотру своих представ­лений, гибкость, умение идти на компромисс, подчиняться правилам и нормам при сохранении собственной линии поведения, психоло­гическая устойчивость.

2. Виды трудовой адаптации:

Профессиональная адаптация – приспособление работника к условиям и требованиям производственной (профессиональной) деятельности. Она выражается в активном освоении профессии, овладении практическими умениями и навыками работы на конкретном участке, в понимании ее специфики и тонкостей. Предполагается также закрепление у работника профессионально необходимых личностных качеств: ответственности, добросовестности, исполнительности, деловитости, организованности и т. п.

Организационная адаптация – процесс освоения совокупности внешних условий, в которых осуществляется конкретная работа. Речь идет об организации в целом и ее структурных частях, стиле управления, правилах и нормах (в том числе и «неписаных»), режиме работы, распределении обязанностей, организации рабочего места, санитарно-гигиенических условиях, оплате труда, распорядке дня и т.д.

Социально-психологическая адаптация — процесс включения индивида в коллектив, в систему коммуникаций, внутригрупповых и межгрупповых отношений. В ходе этого процесса работник усваивает образцы поведения, приемлемые для данного коллектива, приобретает навыки межличностного общения, познает «расстановку сил». Итогом является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, занятие работником определен­ной ролевой позиции в структуре коллектива.

Адаптацию принято подразделять на первичную и вторичную. [2]

Первичная адаптация соответствует периоду первоначального включения человека в мир труда, в трудовую организацию. Это первое и самое крупное изменение условий жизни, несущее для человека большую психологическую нагрузку.

Вторичная адаптация связана с последующими изменениями места работы или профессии, а также в связи с появлением качественно новых условий труда в результате научно-технических и технологических инноваций в экономике.

3. Этапы процесса адаптации, на каждом из которых требуются свои формы управленческого воздействия.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка к работе и организации. Для разработки эффективной программы адаптации нужно как можно лучше представлять исходный уровень адаптанта (жизненный опыт, профессиональная подготовленность, социальные компетенции и т.д.).

Этап 2. Ориентация. На этом этапе происходит непосредственное знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые предъявляются к нему со стороны организации.

Этап 3. Действенная адаптация. Новичок получает возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные сведения об организации. Здесь происходит приспособление работника к своему статусу, формируются определенные межличностные отношения с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Смена этапов, сопровождающаяся возрастающим давлением социальной среды, вызывает трудности, которые называют «адаптационными кризисами». У работника возникают ощущения тревоги, неуверенности, страха, появляется внутреннее сопротивление в связи с необходимостью осваивать новое, ранее неизвестное. Поэтому на каждом этапе необходима продуманная система управления адаптацией.

Показателями адаптированности являются:

-  продуктивность (выполнение заданий, норм);

-  удовлетворяющее организацию качество исполнения;

-  профессионально-квалификационный рост работника;

-  должностное продвижение.

Это – объективные показатели. Субъективно свою адаптированность человек может ощущать как чувство удовлетворенности от выполненной работы, одобрение коллег и руководителя, признание профессионального статуса окружающими — коллегами, членами семьи, друзьями.

К показателям адаптированности личности можно отнести такие ее особенности, как уверенность в себе, наличие своей линии поведения, умение преодолевать неудачно складывающиеся обстоятельства, авторитет, ощущение экономического благополучия.

Длительность процесса адаптации зависит от специфики про­фессионального труда, сложности социальной среды, особенностей личности и занимает, как правило, от нескольких месяцев до 2 – 3 лет.

 

Практическое задание: составить план адаптации работника на примере конкретного предприятия, заполнив таблицу 1.

Мероприятия Исполнитель Форма Сроки
Составление характеристик по результатам собеседования Менеджер по персоналу Письменная характеристика До поступления на работу
Оформление документов (заявление, трудовая книжка, контракт) секретарь письменно В течении 5 дней
Ознакомление новичка с политикой компании (миссией, целями, внутрикорпоративной культурой, традициями, условиями труда, формой оплаты и т.д.) Непосредственный руководитель беседа На предварительном собеседовании
       
       
       
       
       
       

 

Рефераты по темам:  

1. Социальные механизмы регулирования трудовой адаптации.

2. Индивидуальные специализированные программы наставничества.

3. Социальные механизмы регулирования процесса адаптации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: