План лекции
1. Понятие трудовой адаптации
2. Виды трудовой адаптации
3. Этапы адаптации и основные показатели
1. Трудовая адаптация является частью социальной адаптации и представляет собой процесс вхождения работника в новую для него трудовую среду и освоения принятых в ней условий, норм и ценностей.
Адаптация – процесс взаимного приспособления, единство активных и пассивных форм связи человека со средой. [3]
Не только человек приспосабливается к среде, но и среда к человеку.
Трудовую среду, к которой предстоит адаптироваться работнику, можно представить как совокупность:
- профессиональных требований к работнику со стороны организации;
- организационных условий, понимаемых в широком смысле, от организации рабочего места до комплекса норм и правил, входящих в понятие «культура организации»;
- коллектива, трудовых групп, сложившейся системы взаимоотношений между людьми, групповых норм и ценностей.
Можно выделить несколько факторов, влияющих на успешность процесса адаптации с точки зрения личности работника:
|
|
- уровень самооценки и притязаний (он может быть реальным, завышенным или заниженным), который влияет на характер требований, предъявляемых к организации (они также могут быть реальными, завышенными или заниженными);
-уровень профессиональной и социальной подготовленности работника (слабая подготовленность осложняет адаптацию или делает ее невозможной);
- способность к восприятию нового, пересмотру своих представлений, гибкость, умение идти на компромисс, подчиняться правилам и нормам при сохранении собственной линии поведения, психологическая устойчивость.
2. Виды трудовой адаптации:
Профессиональная адаптация – приспособление работника к условиям и требованиям производственной (профессиональной) деятельности. Она выражается в активном освоении профессии, овладении практическими умениями и навыками работы на конкретном участке, в понимании ее специфики и тонкостей. Предполагается также закрепление у работника профессионально необходимых личностных качеств: ответственности, добросовестности, исполнительности, деловитости, организованности и т. п.
Организационная адаптация – процесс освоения совокупности внешних условий, в которых осуществляется конкретная работа. Речь идет об организации в целом и ее структурных частях, стиле управления, правилах и нормах (в том числе и «неписаных»), режиме работы, распределении обязанностей, организации рабочего места, санитарно-гигиенических условиях, оплате труда, распорядке дня и т.д.
Социально-психологическая адаптация — процесс включения индивида в коллектив, в систему коммуникаций, внутригрупповых и межгрупповых отношений. В ходе этого процесса работник усваивает образцы поведения, приемлемые для данного коллектива, приобретает навыки межличностного общения, познает «расстановку сил». Итогом является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, занятие работником определенной ролевой позиции в структуре коллектива.
|
|
Адаптацию принято подразделять на первичную и вторичную. [2]
Первичная адаптация соответствует периоду первоначального включения человека в мир труда, в трудовую организацию. Это первое и самое крупное изменение условий жизни, несущее для человека большую психологическую нагрузку.
Вторичная адаптация связана с последующими изменениями места работы или профессии, а также в связи с появлением качественно новых условий труда в результате научно-технических и технологических инноваций в экономике.
3. Этапы процесса адаптации, на каждом из которых требуются свои формы управленческого воздействия.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка к работе и организации. Для разработки эффективной программы адаптации нужно как можно лучше представлять исходный уровень адаптанта (жизненный опыт, профессиональная подготовленность, социальные компетенции и т.д.).
Этап 2. Ориентация. На этом этапе происходит непосредственное знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые предъявляются к нему со стороны организации.
Этап 3. Действенная адаптация. Новичок получает возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные сведения об организации. Здесь происходит приспособление работника к своему статусу, формируются определенные межличностные отношения с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Смена этапов, сопровождающаяся возрастающим давлением социальной среды, вызывает трудности, которые называют «адаптационными кризисами». У работника возникают ощущения тревоги, неуверенности, страха, появляется внутреннее сопротивление в связи с необходимостью осваивать новое, ранее неизвестное. Поэтому на каждом этапе необходима продуманная система управления адаптацией.
Показателями адаптированности являются:
- продуктивность (выполнение заданий, норм);
- удовлетворяющее организацию качество исполнения;
- профессионально-квалификационный рост работника;
- должностное продвижение.
Это – объективные показатели. Субъективно свою адаптированность человек может ощущать как чувство удовлетворенности от выполненной работы, одобрение коллег и руководителя, признание профессионального статуса окружающими — коллегами, членами семьи, друзьями.
К показателям адаптированности личности можно отнести такие ее особенности, как уверенность в себе, наличие своей линии поведения, умение преодолевать неудачно складывающиеся обстоятельства, авторитет, ощущение экономического благополучия.
Длительность процесса адаптации зависит от специфики профессионального труда, сложности социальной среды, особенностей личности и занимает, как правило, от нескольких месяцев до 2 – 3 лет.
Практическое задание: составить план адаптации работника на примере конкретного предприятия, заполнив таблицу 1.
Мероприятия | Исполнитель | Форма | Сроки |
Составление характеристик по результатам собеседования | Менеджер по персоналу | Письменная характеристика | До поступления на работу |
Оформление документов (заявление, трудовая книжка, контракт) | секретарь | письменно | В течении 5 дней |
Ознакомление новичка с политикой компании (миссией, целями, внутрикорпоративной культурой, традициями, условиями труда, формой оплаты и т.д.) | Непосредственный руководитель | беседа | На предварительном собеседовании |
|
|
Рефераты по темам:
1. Социальные механизмы регулирования трудовой адаптации.
2. Индивидуальные специализированные программы наставничества.
3. Социальные механизмы регулирования процесса адаптации