Специализация ‑ разделение труда между ее членами или частями. Разделение труда в организации может происходить по двум направлениям: горизонтальному (разделение некоторой деятельности на последовательные этапы) и вертикальному (отделение управленческой работы от производственной, построение иерархии управления).
Преимущества специализации:
- способствует совершенствованию процесса работы, т.к. исполнитель может до мельчайших деталей разобраться в сущности дела;
- способствует повышению качества и производительности выполнения работ;
- экономит время, так как узкоспециализированный работник не вовлечен в частые контакты с коллегами и своим руководством;
- облегчает процесс описания работы и обучения новых работников.
Проблемы сверхспециализации:
- функционализм,когда происходит размывание общей организационной цели и ее растаскивание по функциональным «квартирам» и, как итог, конфликты между подразделениями;
- необходимость усиления координационной деятельности;
|
|
- приводит к монотонности работы, и как, следствие, к снижению уровня удовлетворенности работой.
Разделение труда между различными сотрудниками и подразделениями вызывает необходимость координации их деятельности. Координация – деятельность, направленная на согласование деятельности сотрудников, каждый из которых выполняет определенные задачи.
Методы координации:
- прямые распоряжения руководителя подчиненным;
- взаимное согласование (совещания, межфункциональные команды);
- планирование (определение измеримых общих целей, сроков, механизмов контроля их достижениея);
- внутренние нормативные документы с указаниями по выполнению взаимосвязанных работ.
В результате вертикального разделения управленческого труда в организации появляется иерархия управленческих уровней, в рамках которой действуют рассмотренные ранее менеджеры низового, среднего и высшего уровня. Иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации – это структура власти, или звенность, или цепь команд. Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше-- или нижерасположенными частями. Количество уровней управления определяет «этажность» организации. С учетом функциональных служб количество уровней в современных производственных организациях может достигать двенадцати, а в непроизводственных – девяти.
Сфера контроля (масштаб контроля, масштаб управляемости, норма управляемости) − число лиц, подчиненных одному руководителю. Считается, что:
|
|
− для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать 4–5,
− для среднего звена 7–10,
− для нижнего звена – 20—30 и даже больше.
В современных условиях за счет более широкого использования информационных систем и групповой работы возможно дальнейшее увеличение масштаба управляемости.
Узкий масштаб управляемости характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя. Широкий масштаб управляемости подразумевает максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя.
Внутренние нормативные документы предназначены для регламентации деятельности сотрудников и снижения риска ошибок. Их наличие и использование является основой бюрократической системы управления, описанной М.Вебером. Общее правило – чем опаснее последствия ошибки сотрудника, тем сильнее регламентирована его деятельность. Примеры ВНД:
1) штатное расписание.
2) организационная схема.
3) приказ о разграничении обязанностей между руководством.
4) положения о структурных подразделениях (ПСП).
5) должностные инструкции (ДИ).
6) маршрутно-технологические карты и т.п.
7) инструкции по технике безопасности.