Научить студентов способам построения динамических рядов, выравниванию их, вычислению и анализу показателей динамического ряда

  На основании анализа уровней динамического ряда уметь делать выводы о закономерностях и тенденциях в состоянии здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений.

По окончании изучения данной темы студент должен:

Уметь:

- выравнивать динамический ряд или преобразовывать его;

- представлять графически выровненный или преобразованный ряд;

- проводить анализ динамического ряда на основе расчета основных показателей;

- делать заключение о закономерностях изменений в изучаемом явлении или признаке;

- решать ситуационные задачи.

Знать:

- определение динамического ряда;

- типы рядов;

- условия составления динамического ряда;

- методы преобразования и выравнивания динамических рядов.

Методика проведения занятия.

Обязательным условием проведения занятия является предварительное изучение студентами литературы по теме.

В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний студентов (устно, письменно или тестовый контроль), разбирая основные вопросы темы.

Динамические ряды, определение, уровни, типы, типы простых рядов.

Выравнивание уровней динамических рядов:

 укрупнение интервала, вычисление групповой средней, вычисление скользящей средней.

Показатели анализа динамических рядов:

абсолютный прирост (или убыль), темп прироста (убыли),

абсолютное значение одного процента прироста (убыли),

темп роста или снижения.

Самостоятельная работа студента. Изучение типового задания и вычисление показателей динамического ряда: 1) абсолютный прирост (убыль), 2) темп прироста (убыли), 3) значение 1% прироста (убыли), 4) темп роста (снижения).

В конце занятия преподаватель проверяет работу студентов, разъясняет некоторые вопросы, обращает внимание на возможные ошибки.

Контрольные вопросы:

1. а) Структура статистической совокупности. Определение. Примеры. б)Какими графическими изображениями можно представить показатели соотношения? Дайте им краткую характеристику. Методика построения.

2. а) Классификация учитываемых признаков. Определение. Примеры. б)Для чего нужны графические изображения? Виды и правила построения графических изображений.

3. а) Виды статистической совокупности. Определение. Характеристика. Примеры. б) Динамические ряды (определение, типы, примеры).

4. а) Для чего применяются относительные величины в медицине и здравоохранении? Методика их расчета. б) Выравнивание уровней динамических рядов (способы, примеры).

5. а) Дайте определение интенсивному показателю. Методика вычисления. Примеры. б) Анализ динамических рядов (показатели, примеры).

6. а) В каких случаях применяются интенсивные показатели? б) Структура статистической совокупности. Определение. Примеры.

7. а) Какими графическими изображениями можно представить интенсивные показатели? Дайте им краткую характеристику. Методика построения. б)Классификация учитываемых признаков. Определение. Примеры.

8. а) Дайте определение экстенсивному показателю. Методика вычисления.        

Примеры. б) Виды статистической совокупности. Определение. Характеристика. Примеры.

9. а) Какими графическими изображениями можно представить экстенсивные показатели. Дайте их краткую характеристику. Методика построения. б)Динамические ряды. Определение, типы, примеры.

10.  а) Дайте определение показателю наглядности. Методика вычисления. Примеры. б) Выравнивание уровней динамических рядов. Способы, примеры.

11.  а) Какими графическими изображениями можно представить показатели наглядности. Дайте их краткую характеристику. Методика построения. б)Анализ динамических рядов. Показатели, примеры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Серенко А. Ф., Ермаков В. В. (ред.) Социальная гигиена и организация здравоохранения. М.: 1984. – С. 160-164.

2. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. (ред.) Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. М.: 1984.

 – С. 65-68.

3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/ Под ред. Ю. П. Лисицына – М.: 1999. – С. 289-292.

4. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – М.: 2003. – С. 92-97.

5. Юрьев В. К., Куценко Г. И. (ред.) Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург, 2000. – С. 204-211.

6. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.: 2003. – С.318-321.

 7. Лисицын Ю. П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. – С. 132-136.

8. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 288-291.

9. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2006. – С. 176-185.

 

ТЕМА: ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Ознакомить студентов с различными видами графических изображений и методикой их построения для наглядного представления статистических величин.

По окончании изучения данной темы студент должен:

Уметь:

- представлять графически статистические величины;

- представлять графически динамические ряды;

- выбирать вид графического изображения;

- решать ситуационные задачи.

Знать:

- правила построения графических изображений;

- виды графических изображений;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: