Оценка уровня качества разнородной продукции

 

Под разнородной продукцией, общий уровень качества которой необходимо определить, понимают совокупность изделий, предназначенных, например, для достижения определенной (единой) производственной цели. Это могут быть разнообразные технологические машины, составляющие технологический комплекс или систему машин производственного процесса. Если предприятие или производственное объединение (фирма) выпускает несколько типов изделий, то оно создает разнородную продукцию.

Для оценки уровня качества разнородной продукции используются индексы качества.

Под индексом качества продукции понимают комплексный показатель уровня качества разнородной продукции, равный относительному значению средневзвешенных показателей качеств всех видов оцениваемой и базовой продукции.

Основным показателем, применяемым при комплексной оценке уровня качества разнородной продукции, является относительный средневзвешенный арифметический индекс качества ИкU:

 

                                          (7.1)

 

где  s и m – число различных видов оцениваемой и базовой продукции;

βп и βк – коэффициенты весомости n -го оцениваемого и k -го базового вида продукции;

Коц и Кбаз – комплексные показатели совокупностей свойств соответствующих образцов оцениваемой и базовой продукций.

Коэффициенты весомости определяют по формулам

 

βп = Сп: ;

 

где Сn и Сk – стоимости отдельных образцов продукции n -го и k -го видов сходной, но разнородной продукции.

Другим показателем качества, также применяемым при комплексной оценки уровня качества производимой разнородной продукции, является средневзвешенный геометрический индекс качества ИkV, определяемый по формуле

 

                                           (7.2)

 

где Кʹn – относительный показатель качества n -го вида продукции;

αn – относительный объем продукции n -го вида, т.е. коэффициент весомости.

Кʹn определяется дифференциальным методом, т.е.

 

 (n = 1, 2, …, N),

 

где Рn – главный единичный или комплексный показатель качества n -го вида продукции;

Рn баз – базовый показатель качества n -го вида продукции;

N – число производимых видов продукции.

Коэффициент весомости αn определяют по формуле

 

  αn ≥ 0,

 

где Сn – планируемый или реальный объем выпуска продукции n -го вида в денежном выражении (в отпускных, оптовых ценах).

Для штучной продукции

 

где     ξn – количество изделий n -го вида продукции;

Цn – отпускная цена n -го вида продукции.

В тех случаях, когда на предприятии выпускается продукция нескольких сортов, за относительный показатель качества продукции (К΄n) принимается коэффициент сортности (Кс), определяемый как отношение фактической стоимости продукции в оптовых ценах к условной стоимости, т.е. к стоимости при условии, что вся продукция будет выпущена высшим сортом.

Для упрощения расчетов вместо средневзвешенного геометрического индекса можно применять средневзвешенный геометрический индекс качества, но только тогда, когда усредненные исходные относительные показатели качества сравнительно мало отличаются друг от друга.

Индекс дефектности ИД – это комплексный показатель разнородной продукции, который может быть использован для оценки уровня качества изготовления продукции, выпущенный за рассматриваемый интервал времени. Он равен средневзвешенному коэффициентов дефектности оцениваемой продукции:

 

,                                           (7.3)

 

где RД – коэффициент дефектности продукции n -го вида, являющийся показателем качества изготовления данной продукции;

N – число видов оцениваемой разнородной продукции;

αn – коэффициент весомости данного вида продукции, определяемый по вышеприведенной формуле для αn или βn.

Ниже приведена классификация дефектов при заключительной проверки производства автомобилей и испытаний их в дорожных условиях.

1. Критические дефекты (0 дефектов на 100 машин):

топливные печи; течи в системе охлаждения; течи в системе смазки; утечка тормозной жидкости; снижение уровня охлаждающей жидкости; не работает ножной тормоз; тугое или разболтанное рулевое управление и т.п.

2. Значительные дефекты (15 дефектов на 100 машин):

сцепление пробуксовывает, включается рывками; неисправность датчика давления; неисправность датчика температуры; перегрев всех частей трансмиссии; не работает вся система освещения; стеклоочистители не работают и т.п.

3. Малозначительные эффекты (150 дефектов на 100 машин):

Необычный шум в двигателе; выход из строя свечей зажигания; не работает звуковой сигнал и т.п.

4. Низкозначительные дефекты (400 дефектов на 100 машин):

дефекты металлических листов покрытия; дефекты покраски; дефекты отделки; подъемные скобы плохо установлены и т.п.

Коэффициент дефектности определяют при выборочном (или полном) инспекционном контроле готовой продукции. Он является характеристикой средних потерь, вызванных дефектами, приходящимися на единицу определенного вида продукции и равен:

                                                 (7.4)

где     n – число проверенных экземпляров продукции (объем выборки);

m – встречающихся в данной продукции при выборке;

Si – количество дефектов i -го вида;

φi – коэффициент весомости i -го вида дефектов (в долях затрат или баллах).

При серийном производстве учетные данные технического контроля для n единиц проверенной продукции за определенный промежуток времени группируются по одноименным видам и для группы подсчитывается их число Si. Коэффициенты весомости дефектов определяются стоимостным (или балльным) способом.

Пример

Определить коэффициент дефектности RД и уровень качества изготовления УК для велосипеда при стоимости его изготовления С = 870 руб. и объеме выработки n = 30 шт.

Исходные данные для расчета RД приведены в таблице ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: