Шлифование является одним из основных методов обработки деталей в авиадвигателестроении (примерно 60...70 % деталей). Это объясняется тем, что метод обладает высокой производительностью, позволяет обрабатывать труднообрабатываемые материалы, а также обеспечивает высокие показатели качества поверхности: точность обработки 5-6 кв. (точность взаимного расположения поверхностей при шлифовании определяется используемой оснасткой), шероховатость Ra=0,16...0,32 мкм, напряжённость поверхностного слоя небольшая (в основном растягивающие остаточные напряжения).
В качестве инструмента используются шлифовальные круги, основными характеристиками которых являются: завод изготовитель, диаметр наружный и внутренний, ширина, а также характеристика материала шлифовального круга. Рассмотрим пример: 14А 40 П С2 6 К6.
14А - материал зерна (электрокорунд нормальный; если 24А - электрокорунд белый и т.д.. Основой является окись алюминия AI2O3).
40 - зернистость (размер зерна 40мкм).
П - процентное содержание основной фракции (Н -нормальное 43%, П - повышенное 55%. В -высокое)
С2 - твёрдость круга, т.е. способность круга противодействовать вырыванию абразивных зёрен. Чем твёрже обрабатываемый материал, тем мягче должна быть связка и наоборот.
6 - структура крута, т.е. плотность укладки абразивных зёрен (от 1 до 12).
К6 - материал связки (керамическая, вулканитовая, эпоксидная и др.).
Используются также алмазные круги А1, А2, A3 и др. - естественные и искусственные - АС2, АСЗ, АС50.... и др.
При шлифовании в зоне контакта круга и заготовки возникают большие температуры (Т = 1100° - 1050°С). Поэтому шлифование ведётся при обильном охлаждении содовыми растворами. Способ подачи - полив, а также подача через поры шлифовального круга, что повышает производительность обработки на 20-30%.
Шлифование может также использоваться па операциях черновой предварительной обработки.
Основными методами шлифования наружных цилиндрических поверхностей являются: метод продольной подачи, метод врезания, комбинированный метод, метод глубинного шлифования, бесцентровое шлифование.
ШЛИФОВАНИЕ НАРУЖНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ МЕТОДОМ ПРОДОЛЬНОЙ ПОДАЧИ
При обработке шлифовальный круг совершает возвратно - поступательные перемещения параллельно оси заготовки SПР. Схема обработки следующая: круг подводится и врезается на заданную глубину, затем совершается продольное перемещение влево и продольное перемещение в обратную сторону и т.д.
В конце каждою двойного хода круг смещается на часть удаляемого припуска.
Общий припуск под шлифование zобщ =0,1...0,3 мм. За один проход удаляется припуск t =0,005...0,03 мм. Заготовка вращается со скоростью VЗАГ = 15...20 м/мин, а шлифовальный круг со скоростью Vш. кр .= 50...70 м/сек. Продольная подача зависит от ширины круга Snp = αВ, где α = 0,2...0,9; В- ширина круга.
Время обработки: Т= LЗАГ i К / Sпр nЗАГ,
где i - число проходов круга, i= zобщ /t; К - коэффициент выхаживания - отношение числа двойных ходов к числу двойных ходов без поперечной подачи, чем ниже жёсткость технологической системы, тем К выше (обычно К=1,2... 1,3); nЗАГ - число оборотов заготовки.
Метод продольной подачи применяется для чернового и чистового шлифования различных деталей.