Признак деления - вид задач и процессов обработки информации

1 - й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие. СПб: изд. СПбГУП, 2007г, с.12.

2- й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие. СПб: изд. СПбГУП, 2007г, с.12.

Признак деления - проблемы, стоящие на пути, информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2 - й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3 - й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4 - й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

* выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

* организация доступа к стратегической информации;

* организация защиты и безопасности информации.

Признак деления - виды инструментария технологии

1 - й э т а п (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2- й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 - й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны Романов В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике. М.:Экзамен, 2004г, с. 45-49.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4- й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5 - й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие. СПб: изд. СПбГУП, 2007г, с.12.

информационный система общество обработка

№73 АИС: определение, классификация и типовая структура

Определение

Автоматизированная информационная система – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Автоматизированная информационная система – взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов, процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.

Классификация

АИС управления организационно-технологическими процессами сочетают АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями. Это – многоуровневые системы.

АИС организационного управления предназначены для управления производственно-хозяйственными, социально-экономическими функциональными процессами, протекающими на всех уровнях управления экономикой. К этой группе АИС относятся:

— банковские АИС;

— АИС фондового рынка;

— финансовые АИС;

— страховые АИС;

— налоговые АИС;

— АИС таможенной службы;

— статистические АИС;

— АИС промышленных предприятий и организаций (особое место распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ и моделирования. Организационно- технологические системы и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

ОбучающиеАИС используются при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

 

Классификация автоматизированных информационных систем

Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:

АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

- налоговые АИС;

- АИС таможенной службы;

- статистические АИС;

- АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.

Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задами информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем.

Типовая структура

Главное

Выходные данные, своевременно полученные в условиях АИСБУ, необходимы при планировании, внутреннем аудите, экономическом анализе и составлении бизнес-планов, а также при решении правовых и иных вопросов.

Автоматизированные информационные системы будут способствовать созданию инфраструктуры и сектора услуг, способных поддерживать экономику. Уровень развития АИСБУ определит возможности для создания условий обеспечения реальности и достоверности финансовой отчетности.

Поскольку информационная система представляет собой модель системы управления, через которую проходит формализованная и частично формализованная информация, то адекватность этой модели улучшится с развитием и совершенствованием законодательства, регулирующего сферу финансовых отношений в условиях функционирования АИС.

Создание АИСБУ, не отменяя и не подменяя человека, будет играть огромную и все возрастающую роль в управлении всевозможными экономическими процессами. Одна из причин недостаточного формирования АИСБУ заключается в том, что она используется, главным образом, для улучшения деятельности административных систем, для рутинной работы, но не направлена на решение творческих задач. Это признают и американские исследователи опыта применения данной системы в управлении. Тем не менее именно здесь лежат величайшие потенциальные возможности АИСБУ.

Возрастающая роль АИСБУ вовсе не означает, что будут устранены человеческие методы анализа и принятия управленческих решений: оценка информации, выбор альтернатив, неоднозначность процедур исследования, использование модельных и цифровых форм. Они сохранят свое значение и впредь, но они будут обогащены и усилены благодаря тем возможностям, которые открывает АИСБУ.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в дальнейшем АИС будут способствовать активному внедрению в бухгалтерскую практику самых последних достижений в области вычислительной техники, сетевых и информационно-технических методов защиты информации и обработки данных. Создание АИСБУ обеспечит функциональную и маршрутную гибкость и возможность быстрого и эффективного перераспределения функций, АИС будут технически реализовываться, усилится уровень предоставляемого сервиса, создадутся оптимальные условия для высокоэффективной деятельности человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: