Контроль и повышение производительности организации

Производительность является главным источником экономического роста, поэтому ее повышение путем эффективного использования всех имеющихся ресурсов является лучшей и чаще всего основной стратегией развития организации.

Постоянное повышение производительности одна из сложнейших задач менеджмента, поскольку производительность это баланс между многими факторами, и лишь некоторые из них поддаются четкому определению и измерению. Цель не в том, чтобы найти одну совершенную мере производительности, а в использовании ряда (системы) измерителей.

Организация может добиться роста производительности, реализуя различные подходы, например:

- увеличение объема производства (услуг) без роста количества ресурсов;

- сокращение количества ресурсов при стабильности объемов производства (услуг);

- опережающий темп рост объемов производства по сравнению с темпами роста количества использованных ресурсов;

- сокращение объемов производства более медленными темпами, чем сокращение количества использованных ресурсов и т.д.

Каждый из путей роста производительности зависит от ряда факторов внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство (законодательство) и т.д.) и состояния внутренней среды организации (цель, технология, структура и персонал).

Направления повышения производительности приведены на рисунке 8.

 

Рисунок8–Направления повышения производительности

 

Повышение производительности это процесс изменений, который касается всех основных составляющих организации, включая структуру кадров, их квалификацию, технологию, оборудование, продукцию (услуги), рынки сбыта и др.

Управление производительностью это часть более широкого процесса управления, включает:

- планирование (определение целей деятельности организаций и постановка задач);

- организацию (постановка и группировка задач);

- руководство и лидерство (оказывает влияние на исполнителей в целях побуждения их на достижение целей организации);

- контроль и регулирование (направление за деятельностью для направления движения к цели и при необходимости внесение корректив).

Управление производительностью неразрывно связанно с:

- управлением качества;

- планированием производства;

- измерением затрат труда;

- бухгалтерским отчетом и финансовым контролем;

- кадровой службой.

Управление производительностью это процесс стратегического и оперативного планирования, контроля, реализации и корректировки плана повышения производительности через вмешательство в процессы преобразования, труда или принятия решений.Процесс управления начинается с измерения производительности, оценки и заканчивается ее повышением.

Процесс управления производительностью системы (организации) включает:

- измерение и оценивание производительности;

- контроль и планирование повышение производительности (т. е. разработка плана (программы)) на основе информации, которую получают в процессе измерения и оценивания; при разработке плана выбирают направления повышения производительности (рисунок 8) с учетом факторов внешней и внутренней среды и возможностей предприятия;

- реализация процесса повышения производительности;

- измерение и оценка результатов повышения производительности.

Процесс управления производительностью и его этапы могут быть отражены структурно-логической схемой, представляющей модель управления на основе систем с обратной связью (рисунок 9), где процесс преобразования рассмотрен в вопросе 1 (рисунок 1), процесс измерения и показатели производительности изложены в вопросах 2, 3.

 

 

Рисунок 9 –Структурно-логическаясхема процесса управления производительностью

 

Основная цель контроля (диагностики) производительности заключается в определении проблемных областей в деятельности организации путем изучения тенденций изменения и предложения программ повышения производительности. Для контроля (диагностики) производительности чаще всего используется контроль по отклонениям (схема контроля рассмотрена в теме 8, вопрос 3), где определяются критические контрольные точки и предел допустимых отклонений.

Критическая контрольная точка (ККТ) – место проведения контроля для идентификации фактора и (или) управления риском. ККТ определяют, проводя анализ отдельно по каждому показателю или группе показателей одного свойства и рассматривая последовательно все операции, включенные в схему технологического или производственного (торгово-технологического) процесса.

Программа (план) повышения производительности представляет собой план деятельности организации, по которому трудовые, материальные, технические, финансовые ресурсы организуются в соответствии с целями и задачами последующей работы организации в заданных временных рамках для достижения изменений, определенных целями.

Программа (план) повышения производительности будет эффективной, если станет составной частью стратегического плана развития организации.Структура программы повышение производительностис обозначением обратных связей от результатов к управлению организацией (принятию решений) приведена на рисунке 10.

 

                                                                                                                                                            

Рисунок 10 –Структура программы повышение производительности

 

Системный подход при формировании и реализации программы повышения производительности требует согласования целей и элементов этой программы между собой, а также взаимосвязи с целями стратегического плана развития организации для получения максимального эффекта от выполнения программы.

Поэтапные действия программы повышения производительности можно представить в виде стадий процесса:

1) определение и установление приоритетных целей;

2) определение и установление критериев с количественным описанием целей;

3) определение сроков и исполнителей каждого этапа программы;

4) разработка методов измерения производительности, показателей;

5) проведение разъяснительной работы среди персонала, стимулирования участия и создания климата доверия к программе;

6) контроль выполнения программы (по этапам и в целом), информирование участников о результатах;

7) при необходимости корректировка программы.

Для реализации направлений повышения производительности (рисунок 8) можно использовать методы повышения производительности:

1 Методы совершенствования организации труда по повышения производительности: создание кружков и групп по повышению производительности и качества как способ наиболее современной формы контроля «Тотальное управление качеством» (тема 8, вопрос 2), так как производительность и качество взаимосвязаны.

2 Повышение технического уровня производства(торговли)в результате механизации и автоматизации (в том числе компьютеризации) производства (торговли); внедрения новых видов оборудования, совершенствование технологического(торгово-технологического) процесса; повышения качества товаров и услуг.

3 Экономия материалов и энергии за счет внедрения ресурсо-и энергосберегающих технологий.

4 Совершенствование управления товарными запасами (например, можно использовать модель управления запасами (тема 13 вопрос 5))

5 Использование информации в повышении производительности за счет внедрения современных информационных систем (тема 11 вопросы 1, 2) и информационных технологий (системы и технологии, используемые при автоматизации управленческой деятельности предприятия, рассмотрены тема 1 вопрос 4).

6 Совершенствование управления персоналом (материальная и моральная мотивация, повышение квалификации, взаимосвязь оплаты труда и его результатов и др.).

7 Внедрение метода (концепции)партисипативного управления.Концепция партисипативного управления (от англ. Participant- участник) предполагает привлечение работников к управлению организацией.Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно. Во-первых, считается, что партисипативное управление, привлекая работника к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его деятельностью в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своейработы.Во-вторых,партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации, т.е. происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации, что ведет к повышению производительности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: