Производительность является главным источником экономического роста, поэтому ее повышение путем эффективного использования всех имеющихся ресурсов является лучшей и чаще всего основной стратегией развития организации.
Постоянное повышение производительности – одна из сложнейших задач менеджмента, поскольку производительность – это баланс между многими факторами, и лишь некоторые из них поддаются четкому определению и измерению. Цель не в том, чтобы найти одну совершенную мере производительности, а в использовании ряда (системы) измерителей.
Организация может добиться роста производительности, реализуя различные подходы, например:
- увеличение объема производства (услуг) без роста количества ресурсов;
- сокращение количества ресурсов при стабильности объемов производства (услуг);
- опережающий темп рост объемов производства по сравнению с темпами роста количества использованных ресурсов;
- сокращение объемов производства более медленными темпами, чем сокращение количества использованных ресурсов и т.д.
|
|
Каждый из путей роста производительности зависит от ряда факторов внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство (законодательство) и т.д.) и состояния внутренней среды организации (цель, технология, структура и персонал).
Направления повышения производительности приведены на рисунке 8.
Рисунок8–Направления повышения производительности
Повышение производительности – это процесс изменений, который касается всех основных составляющих организации, включая структуру кадров, их квалификацию, технологию, оборудование, продукцию (услуги), рынки сбыта и др.
Управление производительностью – это часть более широкого процесса управления, включает:
- планирование (определение целей деятельности организаций и постановка задач);
- организацию (постановка и группировка задач);
- руководство и лидерство (оказывает влияние на исполнителей в целях побуждения их на достижение целей организации);
- контроль и регулирование (направление за деятельностью для направления движения к цели и при необходимости внесение корректив).
Управление производительностью неразрывно связанно с:
- управлением качества;
- планированием производства;
- измерением затрат труда;
- бухгалтерским отчетом и финансовым контролем;
- кадровой службой.
Управление производительностью – это процесс стратегического и оперативного планирования, контроля, реализации и корректировки плана повышения производительности через вмешательство в процессы преобразования, труда или принятия решений.Процесс управления начинается с измерения производительности, оценки и заканчивается ее повышением.
|
|
Процесс управления производительностью системы (организации) включает:
- измерение и оценивание производительности;
- контроль и планирование повышение производительности (т. е. разработка плана (программы)) на основе информации, которую получают в процессе измерения и оценивания; при разработке плана выбирают направления повышения производительности (рисунок 8) с учетом факторов внешней и внутренней среды и возможностей предприятия;
- реализация процесса повышения производительности;
- измерение и оценка результатов повышения производительности.
Процесс управления производительностью и его этапы могут быть отражены структурно-логической схемой, представляющей модель управления на основе систем с обратной связью (рисунок 9), где процесс преобразования рассмотрен в вопросе 1 (рисунок 1), процесс измерения и показатели производительности изложены в вопросах 2, 3.
Рисунок 9 –Структурно-логическаясхема процесса управления производительностью
Основная цель контроля (диагностики) производительности заключается в определении проблемных областей в деятельности организации путем изучения тенденций изменения и предложения программ повышения производительности. Для контроля (диагностики) производительности чаще всего используется контроль по отклонениям (схема контроля рассмотрена в теме 8, вопрос 3), где определяются критические контрольные точки и предел допустимых отклонений.
Критическая контрольная точка (ККТ) – место проведения контроля для идентификации фактора и (или) управления риском. ККТ определяют, проводя анализ отдельно по каждому показателю или группе показателей одного свойства и рассматривая последовательно все операции, включенные в схему технологического или производственного (торгово-технологического) процесса.
Программа (план) повышения производительности представляет собой план деятельности организации, по которому трудовые, материальные, технические, финансовые ресурсы организуются в соответствии с целями и задачами последующей работы организации в заданных временных рамках для достижения изменений, определенных целями.
Программа (план) повышения производительности будет эффективной, если станет составной частью стратегического плана развития организации.Структура программы повышение производительностис обозначением обратных связей от результатов к управлению организацией (принятию решений) приведена на рисунке 10.
Рисунок 10 –Структура программы повышение производительности
Системный подход при формировании и реализации программы повышения производительности требует согласования целей и элементов этой программы между собой, а также взаимосвязи с целями стратегического плана развития организации для получения максимального эффекта от выполнения программы.
Поэтапные действия программы повышения производительности можно представить в виде стадий процесса:
1) определение и установление приоритетных целей;
2) определение и установление критериев с количественным описанием целей;
3) определение сроков и исполнителей каждого этапа программы;
4) разработка методов измерения производительности, показателей;
5) проведение разъяснительной работы среди персонала, стимулирования участия и создания климата доверия к программе;
6) контроль выполнения программы (по этапам и в целом), информирование участников о результатах;
|
|
7) при необходимости корректировка программы.
Для реализации направлений повышения производительности (рисунок 8) можно использовать методы повышения производительности:
1 Методы совершенствования организации труда по повышения производительности: создание кружков и групп по повышению производительности и качества как способ наиболее современной формы контроля «Тотальное управление качеством» (тема 8, вопрос 2), так как производительность и качество взаимосвязаны.
2 Повышение технического уровня производства(торговли)в результате механизации и автоматизации (в том числе компьютеризации) производства (торговли); внедрения новых видов оборудования, совершенствование технологического(торгово-технологического) процесса; повышения качества товаров и услуг.
3 Экономия материалов и энергии за счет внедрения ресурсо-и энергосберегающих технологий.
4 Совершенствование управления товарными запасами (например, можно использовать модель управления запасами (тема 13 вопрос 5))
5 Использование информации в повышении производительности за счет внедрения современных информационных систем (тема 11 вопросы 1, 2) и информационных технологий (системы и технологии, используемые при автоматизации управленческой деятельности предприятия, рассмотрены тема 1 вопрос 4).
6 Совершенствование управления персоналом (материальная и моральная мотивация, повышение квалификации, взаимосвязь оплаты труда и его результатов и др.).
7 Внедрение метода (концепции)партисипативного управления.Концепция партисипативного управления (от англ. Participant- участник) предполагает привлечение работников к управлению организацией.Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно. Во-первых, считается, что партисипативное управление, привлекая работника к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его деятельностью в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своейработы.Во-вторых,партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь организации, т.е. происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации, что ведет к повышению производительности.
|
|