Анализ влияния инфляции на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Инфляция - это процесс снижения покупательной способности денег в результате роста цен.

Игнорирование влияния инфляционных процессов на оценку активов и обязательств приводит к искажению информации, содержащейся в финансовой отчетности, неадекватным результатам анализа динамики показателей.

Различные элементы бухгалтерской отчетности теряют свою стоимость с различной скоростью.

Анализируя влияние инфляции на рассматриваемую организацию, надо обратить внимание на следующие факторы (устанавливаемые по данным бухгалтерской отчетности):

-наличие информации о переоценках объектов основных средств за предыдущий и отчетный год (форма № 3);

-наличие и удельный вес в валюте баланса внеоборотных активов, их структура и фактический срок полезного использования основных средств;

-наличие и удельный вес в валюте баланса недвижимости (здания, сооружения, земельные участки);

-наличие и удельный вес в валюте баланса запасов, их оборачиваемость;

-величина монетарных активов, которые в целях этого анализа рассчитываются как сумма денежных средств, дебиторской задолженности, отложенных налоговых активов, НДС по приобретенным ценностям, прочих оборотных активов;

-величина монетарных обязательств, которые рассчитываются как сумма кредиторской задолженности, прочих краткосрочных обязательств, отложенных налоговых обязательств

К основным методам учета инфляции и анализа ее влияния на финансовую отчетность организации относятся следующие:

-метод общего уровня цен;

-метод частных индексов цен;

-смешанный метод.

 

Характеристика Метод общего уровня цен Метод частных индексов цен Смешанный метод
Основная концепция Концепция поддержания финансового капитала: капитал — это вложенные в организацию денежные средства (доминанта пассива) Концепция поддержания физического капитала: капитал — это совокупность определенных материальных и нематериальных ценностей (доминанта актива) Концепция поддержания финансового и физического капитала
Суть расчетов Пересчитываются все немонетарные статьи актива и пассива баланса на общий уровень цен Пересчитываются все немонетарные статьи актива баланса по частным индексам цен, превышение актива над пассивом балансируется нераспределенной прибылью Пересчитываются все немонетарные статьи актива баланса по частным индексам цен, немонетарные статьи пассива баланса пересчиты-ваются по общему индексу цен
Косвенный доход/убыток Формируется за счет разницы между монетарными активами и обязательствами Формируется за счет роста стоимости немонетарных активов Формируется за счет разницы между монетарными активами и обязательствами; за счет превышения частных индексов цен над общим индексом
Преимущества Более простой метод Эффективность при отражении влияния инфляции на неденежные статьи, поскольку использует разные цены Более объективно отражает влияние инфляции
Недостатки Использование единого индекса цен не позволяет учесть реальные изменения цен на имущество Трудоемкость, субъективность в подборе частных индексов Трудоемкость, субъективность в подборе частных индексов
Сфера применения Применяется, когда надо сохранить инвестированный капитал Применяется, когда надо сохранить производственный потенциал организации Применяется, когда надо сохранить как производственный потенциал организации, так и инвестированный капитал

 

В условиях инфляции финансовые показатели отчетов предприятий о результатах хозяйственной деятельности и финансовом состоянии для целей анализа должны быть приведены к сопоставимому виду.

Инфляция оказывает влияние на организацию по следующим направлениям:

-приводит к получению косвенных доходов/потерь от удорожания немонетарных активов (внеоборотные активы, особенно недвижимость, запасы) и обесценения монетарных активов (инфляционный налог) и монетарных обязательств;

-приводит к «проеданию» производственных мощностей из-за заниженной стоимости основных средств и, следовательно, недостаточности амортизации для простого воспроизводства. Кроме того, в этом случае прибыль организации завышается;

-приводит к «проеданию» оборотного капитала из-за неадекватности (занижения) оценки материальных ресурсов в расходах организации и, следовательно, завышения прибыли;

-изменяет структуру налоговой нагрузки — уменьшает налоговую нагрузку на имущество (в связи с его недооцененностью) и увеличивает налоговую нагрузку на прибыль в связи с занижением расходов (особенно в части материальных затрат и амортизации);

-увеличивает степень неопределенности (в инвестиционной сфере и снижает инвестиционную активность);

-изменяет структуру денежных потоков организации в связи с тем, что одни ценности дорожают больше, другие — меньше. Самая невыгодная ситуация для предприятия — «ножницы цен», которая характеризуется превышением роста цен на ресурсы над ростом цен на выпускаемую продукцию;

-искажает показатели отчетности, что приводит к недостоверности таких показателей, как рентабельность, оборачиваемость, достаточность капитала, ликвидность

 

7 Роль экономического анализа в разработке бизнес-плана и мониторинге его выполнения. Сбалансированность основных финансовых показателей бизнес- плана.

Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два взаимосвязанных раздела: финансовый и управленческий (производственный).

Предметом управленческого (производственного) анализа являются:

1) обоснование бизнес-планов;

2) система маркетинга;

3) комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

4) технико-организационный уровень и другие условия производства;

5) эффективность использования производственных ресурсов;

6) производство и реализация продукции;

7) взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.

Вопросы финансового и управленческого анализавзаимосвязаныпри обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией в системе маркетинга.

С помощью экономического анализа осуществляется всесторонний мониторинг за изменениями в хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, оценивается ситуация на рынке: по соотношению спроса и предложения, колебаниям цен и т.д. На основе результатов исследования разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений.

Основным объектом анализа является финансовый план и его мониторинг, что особенно важно при реализации долгосрочных бизнес-планов. При этом особую роль играет оперативный анализ финансового плана, что позволяет своевременно повлиять на его выполнение.

Роль и задачи экономического анализа в планировании показателей бизнеса предприятия зависят от содержания исследуемых и планируемых показателей и процессов. Глобальный анализ проекта включает исследование эффективности каждого процесса, определение его операторов, как технологических, так и кадровых.

Так при выборе оптимальной структуры ассортимента производимой продукции экономический анализ должен оценить товар конкурентов по потребительной стоимости, по ценам и затратам. Особое внимание обращается при этом на возможность расширения старых и освоения новых рынков.

При планировании маркетинга по ценам, рекламе, прогнозу новой продукции экономический анализ изучает состояние рынка, изменение цен (тенденции), эффективность рекламы, возможности увеличить производство старого ассортимента и освоить новое производство, и т.д. Особая роль принадлежит экономическому анализу в области оценки и прогноза бизнеса, т.к. с его помощью можно изучить источники рисков и максимальную возможность их наступления, возможности своевременного страхования от негативного воздействия рисков.

Бизнес-план представляет собой внутрифирменный документ, включающий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ предполагаемых проблем, возможные «узкие места», показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.

Основные финансовые показатели бизнес-плана – прибыль, рентабельность, капиталоотдача, капиталоёмкость продукции, затраты на производство – должны быть увязаны между собой и сбалансированы с показателями производства и реализации продукции.

Сбалансированность финансовых показателей с затратами на производство и объемом продаж (реализации) может быть осуществлена различными способами:

- с помощью составления обобщенной сметы прибылей и убытков и баланса доходов и расходов;

- методом расчета критической точки (порога рентабельности) производства и реализации;

- методом предельного анализа, позволяющим определять величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукта) предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта);

- методом функции (например, Кобба – Дугласа), позволяющим прогнозировать ожидаемые показатели хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала;

- методом расчета рентабельности инвестиции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: