Анализ взаимосвязи затрат, объема деятельности и прибыли. Методы анализа безубыточности

Анализ взаимосвязи объемов продукции, затрат, маржинального дохода и прибыли

Исследования экономистов показывают, что одни виды расходов изменяются пропорционально изменениям объемов производства, другие находятся в обратно пропорциональной зависимости, третьи остаются неизменными, либо изменяются непропорционально. Именно эти особенности поведения затрат заложены в расчетах прогнозов финансовых результатов от реализации продукции, политики цен на рынке, решениях о расширении или сокращении объемов производства того или иного вида продукции. Условность деления затрат на переменные и постоянные не дает абсолютно точных расчетов, поэтому следует учитывать определенный процент погрешности в них. Даже приблизительная оценка поведения затрат может объективно показать характер сделки. Причем расчеты поведения затрат могут производить как по отношению к отдельной операции, так и по временным интервалам, которые могут совпадать с отчетными периодами. Обобщающим показателем может выступать расчет поведения затрат по общему портфелю заказов на период.

В этой связи могут использоваться не только экспертные оценки поведения затрат в каждом конкретном случае, но и оценки, основанные на расчетах темпов прироста каждого вида или групп затрат в зависимости от прироста объемов продукции (по выпуску или реализации). При этом в экономической литературе предлагаются рассчитывать коэффициент реагирования затрат на изменение объема производства (Кр):

                              (39)

где ΔЗатрат – прирост затрат на производство;

    ΔПродукции – прирост объема производства.

 

Коэффициент реагирования рассчитывается по затратам на единицу продукции. Однако направление исследований их реагирования, предлагаемые экономистами в частности, Селезневой Н.Н. и Ивановой А.Ф. заключается в оценке реагирования постоянных и переменных затрат. В составе последних выделены дигрессивные, пропорциональные и прогрессивные затраты. Темпы роста дигрессивных затрат отстают от темпов роста продукции, прогрессивные – опережают их, а пропорциональные изменяются пропорционально. Такой подход к оценке поведения затрат представляется оптимальным, т.к. позволяет более точно оценить их влияние на финансовый результат и построить прогноз объемов производства, затрат и финансовых результатов на ближайшую и отдаленную перспективы.

Наряду с этим требует дополнительных исследований методология распределения постоянных затрат по видам продукции. Общая база распределения, выбираемая предприятием самостоятельно для распределения косвенных затрат на основе отраслевых методических рекомендаций в виде заработной платы основных производственных рабочих, суммы прямых затрат, объемов производства и т.д., не может быть использована в маржинальном анализе. Поскольку зависимость разных статей постоянных расходов складывается от разных факторов, то представляется целесообразным подбирать индивидуальные базы распределения их по видам продукции: площади производственных помещений, мощность оборудования, цена продукции и тд.

Общая сумма переменных расходов возрастает с ростом объемов производства, а постоянных – остается неизменной. Именно эта особенность поведения постоянных затрат определяет повышение финансового результата по мере увеличения объемов производства и реализации продукции. В расчете на единицу изделий зависимость складывается в обратной последовательности, а именно, переменные расходы остаются неизменными, т.к. отражают нормативную калькуляцию, а постоянные снижаются. Таким образом, потенциально с ростом производства предприятие может обеспечить выгодность бизнеса. Секрет состоит в том, какой объем продукции является в каждом конкретном случае оптимальным по критериям, установленным предприятием: по размерам планируемой прибыли, или сложившимся ценам на рынке, или прогнозируемым затратам. Увеличивая объем производства, предприятие обеспечивает и увеличение финансового результата. Эти взаимосвязи приведенных показателей можно представить и графически на рис. 1, где на нижней части графика расположена граница постоянных затрат. Их неизменность по отношению к продукции выражается прямой параллельной линией к оси ОХ.

 

Количество изделий, шт.
100
20
500
400
300
200
80
60
40
180
160
140
120
100
Y
X
прибыль
Зона безопасности (запас финансовой прочности)   Точка         безубыточности
  убыток
Переменные затраты
Постоянные затраты

 

 


Рисунок 1 - Взаимосвязь объемов производства затрат и прибыли

 

Относительно пропорционально увеличиваются переменные затраты с ростом продукции. Линия выручки пересекает линию затрат в точке безубыточности, которая в экономической литературе называется по-разному: порог рентабельности, критический объем производства, пороговая выручка, точка равновесия, точка безубыточности и др. Слева от этой точки отражается граница убытков, а справа – прибыли. Если исходить из того, что фактический объем производства составляет 100 шт. изделий, то на графике между ним и порогом рентабельности расположена зона безопасности, в пределах которой рассчитывается запас финансовой прочности. Он представляет собой разность между суммой фактической выручки и суммой критического объема продукции и в нашем примере составил 200 у.е. (500 - 300).

Таким образом, предприятие может позволить сокращение производства, либо снижение цен в пределах 200 у.е. без опасности получить убыток. Следовательно, чем ниже точка равновесия или безубыточности, тем ниже риск получить убыток и не полностью возместить затраты.

Оценку финансового результата с учетом взаимосвязи объемов продукции и затрат можно представить следующим образом:

1) в точке безубыточности Прибыль = 0;

2) в зоне безопасности Прибыль > 0;

3) до порога рентабельности Прибыль < 0.

В зависимости от учетной политики, ценовой политики предприятия на рынке представляется возможным за счет резерва безопасности поддерживать высокую финансовую устойчивость на основе оптимизации объемов производства, затрат и прибыли. Следовательно, чтобы обойти конкурентов предприятие может снизить цены до определенного уровня, повысить затраты на улучшение дизайна, качества своей продукции и т.д. 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: