double arrow

Решения Конституционного Суда РФ не являются источниками права.

 

Необходимость признания решений Конституционного Суда РФ источниками уголовно-процессуального права (пусть и с оговорками) объясняется тем, что, во-первых, Конституционный Суд РФрассматривает исключительно вопросы права, во-вторых, он осуществляет конституционный контроль. В случае отрицания обязательности решений Конституционного Суда РФ как источников права отрицается и верховенство Конституции РФ.

 

В том случае, если Конституционный Суд РФпризнает неконституционность какого-либо положения УПК РФ(как и любого другого закона), алгоритм действий известен.

Необходимо в указанный законом срок изменить признанный неконституционным закон.

2. Пересмотреть решения, принятые на основе неконституционных норм, в процессуальном порядке.

 

Нормы международного права в уголовном процессе.

 

Здесь другая тенденция - интернационализация УПП. УПК указывает, что МП нормы и ратифицированные РФ международные договоры являются частью законодательства УПК. УПК стоит в иерархии ниже, чем МП нормы.

Надо различать три типа МП норм, которые могут применяться в УПП:

1) Общие принципы МП (juscogens). Однако все эти нормы уже кодифицированы. Поэтому это уже скорее теоретическое положение. Сложно себе представить, чтобы суд ссылался прямо на МП принципы.

2) Фундаментальные конвенции, закрепляющие основные права и свободы (Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948, Пакт 1966, Европейская конвенция по правам человека 1950). Юридически они равны, но фактически наибольшее значение имеет Европейская конвенция по правам человека, потому что РФ приняла юрисдикцию ЕСПЧ. Из дел, находящихся на рассмотрении, более половины связаны с УПП. Юридическая сила решений ЕСПЧ: они формально обязательны, если вынесены в отношении РФ, все остальные решения не являются формально обязательными.

Двухсторонние и многосторонние международные договоры РФ, заключенные по техническим вопросам УПП (например, оговаривающие порядок выдачи преступников, обмена доказательств и др.) 

Вопрос интернационализации УПП является универсальным. Например, в рамках ЕС: чем теснее интеграция между государствами, тем выше интеграция УПП. Например, когда сняли границы в ЕС, то ввели общеевропейский ордер на арест.

 

При рассмотрении данного вопроса надо учитывать существование двух основных систем (подходов) действия международных договоров на национальном уровне:монистической и дуалистической.

 

Важнейшим признаком монистической системы является то, что международные договоры, ратифицированные государством, становятся юридически обязательными без принятия специальных законов и автоматически превращаются в национальное право. В случае нарушения прав человека, закрепленных, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, гражданин может привлечь государство к ответственности за нарушение таких прав в национальном суде. Международное право о правах человека здесь словно самоисполняется - в рамках национального правопорядка оно действует непосредственно.

 

В дуалистической системе для достижения того же результата обязательства из международных договоров должны быть трансформированы, или инкорпорированы, в национальное право. По существу, это означает, что подобное государство не вправе ратифицировать международный договор без соответствующих изменений своего национального законодательства, направленных на приведение его в соответствие с принятыми по международному договору обязательствами. При этой системе для того, чтобы привлечь государство к ответственности за нарушение международного права, гражданин чаще всего вынужден обращаться в международные контрольные органы, в особенности международные суды по правам человека, которые затем юридически и политически взаимодействуют с государством, требуя от него принятия соответствующего закона об имплементации международно-правовой нормы, изменения правоприменительной практики и т.п.

 

Есть также и третья, промежуточная, позиция. Согласно данной теории международное право является частью особой системы, однако при наличии определенных условий может применяться внутри страны без какого бы то ни было имплементирующего законодательства. Большинство государств восприняли на практике именно эту позицию.

 

Россия придерживается именно промежуточной системы. Следовательно, с одной стороны, в нашей стране Конституция РФ в целом имеет приоритет над нормами международных договоров в силу суверенитета государства. Это подтверждается и тем обстоятельством, что Конституционный Суд РФ имеет полномочие проверять не вступившие в силу международные договоры на предмет их соответствия Конституции РФ. С другой стороны, Конституция и УПК РФ признают общепризнанные нормы и международные договоры РФ частью российской правовой системы (уголовно-процессуального законодательства), в силу чего российские суды имеют возможность напрямую ссылаться на содержащие в них положения.

 

Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

А) Действие уголовно-процессуального закона в пространстве.

 

1. Территориальная юрисдикция.

 

УПК действует на территории РФ. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, недра, а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф.

К объектам, приравненным к территории государства, относятсяморские и речные суда, воздушные суда, космические корабли под государственным флагом, а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

 

2. Экстерриториальная юрисдикция.

 

Российское уголовно-процессуальное законодательство может применяться за пределами границ РФ. Она носит исключительный характер и распространяется в отдельных случаях (например, на помещения зарубежного представительства или территории российских воинских частей, дислоцированных в зарубежных государствах).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: