Уголовно-процессуальное значение данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности

Меж­ду уголовно-процессуальным доказыванием и оперативно-розыскной деятельностью имеется очевидная функциональная связь, поскольку, с одной стороны, речь идет о двух, образно говоря, «параллельных» способах получения информации о преступлении. С другой стороны, эта связь является также иерархической, так как только один из этих способов является в правовом смысле полноценным - уголовно-процессуальное доказывание.

 

Иначе говоря, оперативно-розыскная де­ятельность самостоятельного доказательственного значения не имеет, играя по отношению к доказыванию служебную роль (подчиняясь ему). Поэтому в рамках теории доказательств возникает осо­бая проблема места и значения в уголовно-процессуальном доказыва­нии результатов, получаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

Оперативная и процессуальная информация о пре­ступлении как отражении действительности по своей природе едины.Вместе с тем они различаются по форме получения информации.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется уполномоченными органами как гласно, так и негласно.Закрытость многих оперативно­ розыскных мероприятий, возможность нарушения прав лиц, в отно­шении которых проводятся такие мероприятия, создают определенные риски, связанные со слишком активным использованием в уголовном процессе оперативно-розыскных данных.

 

Под результатами оперативно-розыскной деятельности следует понимать «сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о при­знаках подготавливаемого, совершаемого преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрыв­шихся от органов дознания, следствия или суда».

 

Такого рода результаты запрещено использовать в процессе доказывания, «если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ».Сведения, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, самостоятельным видом (источником) доказательств не являются.Они в любом случае должны быть процессуализированы, т.е. проверены и приведены в надлежащую форму в поряд­ке, установленном УПК РФ, путем преобразования в надлежащий ис­точник (вид) доказательств.

 

В настоящее время основным нормативным актом, позволяющим формировать дока­зательства на основе информации, полученной путем оперативно­ розыскной деятельности, является Федеральный закон 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголов­ным деламв соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

 

Результаты ОРД представляются на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в поряд­ке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Такой порядок в настоящее время регулируется межведомственной Инс­трукцией.

 

«Результаты ОРД, представляе­мые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требовани­ям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к до­казательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; со­держать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оператив­но-розыскные мероприятия (ОРМ), при проведении которых полу­чены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе».

 

Полученную непроцессу­альным путем информацию следователь, во-первых, обязан прове­рить на ее относимость, допустимость и достоверность, а во-вторых, произвести следственные действия или принять процессуальные ре­шения, необходимые для получения на основе полученных оперативно-розыскных данных надлежащего источника (вида) доказательств. Кроме того, обязательным условием использования в доказывании ре­зультатов оперативно-розыскной деятельности является соблюдение не только уголовно-процессуального закона, но и соответствующих положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

 

Что касается конкретных уголовно-процессуальных действий (ре­шений), которые требуются для формирования на основе оперативно-розыскных данных полноценных доказательств, то они зависят от вида произведенного ранее оперативно-розыскного мероприятия, характера полученных данных и т.п., т.е. определяются в каждом кон­кретном случае индивидуально.

 

При этом следует различать воспроизводимые и невоспроизводимые данные, полученные оперативно-розыс­кным путем. С первыми больших трудностей не возникает. Например, уполномоченное лицо в порядке оперативно-розыскной деятельности произвело опрос жителей многоквартирного дома с целью выяснения того, кто из них что-то может показать об интересующих следствие со­бытиях. На основании представленных оперативно-розыскных дан­ных следователь вызывает для допроса в качестве свидетелей только тех лиц, которых удалось отобрать оперативно-розыскным путем, так как вызывать остальных (они ничего не видели и не слышали) не име­ет ни малейшего смысла.

 

Сложнее обстоит дело с невоспроизводимы­ми оперативно-розыскными данными. Например, когда в ходе оперативно-розыскной деятельности удалось зафиксировать факт передачи взятки. Ясно, что повторно воспроизвести его никакой возможности нет. Тогда возникает необходимость в производстве целого комплекса уголовно-процессуальных мер, которые позволят сформировать пол­ноценные доказательства: приобщение полученной видеопленки в ка­честве доказательства, ее осмотр, направление на экспертизу с целью выяснения подлинности, допрос в качестве свидетелей соответствую­щих оперативных работников и др. В результате мы получим ряд над­лежащих доказательств(вещественное доказательство, протокол ос­мотра, заключение эксперта, свидетельские показания и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: