IV. Гигиенические требования к оборудованию и содержанию помещенийбань

 

4.1. Ожидальные оборудуются местами отдыха. Мебель, устанавливаемая в помещениях бань, должна иметь покрытие, поддающееся мытью и обработке дезинфицирующими средствами. Оборудование помещений бань мягкой мебелью не допускается.

4.2. В раздевальных устанавливаются кабины на 4 - 6 мест.
Расположение крючков в кабинах должно исключать
возможность соприкосновения одежды.

4.4. Парильные оборудуются полками, находящимися на расстоянии 1,75 мот потолка. Потолок делается из хорошо оструганных досок. В парильной устанавливается печь-каменка для получения сухого пара. Топочное отверстие каменки должно выходить в специальное соседнее с парильной помещение сестественным освещением. Каменки следует располагать так, чтобы выброс пара из них не был направлен на дверной или оконный проем, а также полки для посетителей.

 

4.7. В раздевальных помещениях допускается продажа прохладительных и горячих напитков, с преимущественным использованием одноразовой посуды. В случае применения посуды многоразового пользования, следует предусматривать подсобное помещение, оборудованное двумя раковинами, предназначенными для мытья стаканов. Хранение стаканов должно осуществляться в специальном шкафу.

4.11. Для хранения чистого и использованного белья должны быть выделены бельевые.

4.12. Бельевые для хранения чистого белья должны быть оборудованы закрытыми шкафами или полками, имеющими гигиеническое покрытие, допускающее проведение влажной уборки.

4. 14. В помещениях бельевых должны быть предусмотрены шкафы для подсушки использованного белья.

Белье (простыни, полотенца) должно выдаваться посетителям в индивидуальной упаковке. Чистое белье должно храниться отдельно от использованного.

Выдача посетителям мыла, мочалок, моющих средств, веников, расчесок и щеток общественного пользования не допускается.

В каждом отделении бани должна быть аптечка первой медицинской помощи, укомплектованная, в соответствии с действующими приказами Минздравсоцразвития России.

4.16. Допускается организовывать в банях помещения для оказания парикмахерских, маникюрных и педикюрных услуг, которые должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, а также прачечные срочной стирки (Приложение 1 к настоящим санитарным правилам).

4.19. Все помещения бань должны ежедневно проветриваться до их открытия, после закрытия, а также во время проведения уборки.

4.20. На протяжении всего рабочего дня в помещениях бани должна поддерживаться чистота. После каждой смены посетителей производится мытье полов, протирание скамей в раздевальных, а также промывание пола, скамей из шланга в мыльных и парильных.

4.21. Интервалы между сеансами в банях и саунах должны быть не менее 30 мин.

4.22. Ежедневно, после закрытия бани производится уборка всех помещений, туалеты убираются с применением дезинфицирующих средств, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

4.24. Генеральная уборка (санитарный день) должна производитьсяеженедельно.

4.25. Во время проведения генеральной уборки панели стен во всехпомещениях, а также скамьи в раздевальных, мыльных и парильных моются с применением дезинфицирующих средств, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

4.26. Помещения душевых кабин и ванн должны подвергаться уборке после каждого посетителя.

4.27. Помещения саун подвергаются уборке после каждого сеанса.

4.28. Влажная химическая дезинфекция и дезинсекция проводится ежемесячно.

Прачечные:

2.1. Планировка прачечной должна предусматривать последовательность (поточность) технологического процесса.

2.2. Для отделки, облицовки и окраски помещений прачечных используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

2.3. Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья.

2.4. Прачечные должны иметь два отделения, четко изолированные друг от друга: чистое и грязное.

2.5. Прачечные должны иметь следующие группы помещений:

- помещения для посетителей;

- санитарно-бытовые помещения;

- складские, офисные помещения и помещения мастерских;

- технические помещения.

2.9. Стиральные цеха должны иметь гидроизоляцию полов и стен. Полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность полов должна быть гладкая, с уклоном в сторону трапов.

2.10. Стиральные цеха фабрик-прачечных оборудуются механизированной централизованной системой подачи моющих растворов в стиральные машины. Приготовление моющих растворов производится в помещении реакторной в строгом соответствии с утвержденной технологией стирки белья.

2.11. В сушильно-гладильных цехах полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

4.1. Помещения прачечной должны содержаться в чистоте. Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений. Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц.

4.2. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться в строгом соответствии с маркировкой. Хранение уборочного инвентаря должно осуществляться в специальных подсобных помещениях или выделенных для этой цели шкафах.

4.3. В помещениях прачечной должна проводиться дезинфекция. При проведении дезинфекционных работ работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (перчатки, резиновые фартуки, средства защиты органов дыхания).

4.4. Помещения подборки и временного хранения чистого белья оборудуются стеллажами, высотой не более 2,2 м. Поверхности стеллажей должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами.

Крепление стеллажей производится на высоте не менее 30 см от уровня пола для удобства проведения уборки и дезинфекции.

4.5. Транспортировка белья должна быть максимально механизирована. Тележки для перевозки грязного белья должны иметь сигнальную маркировку, а внутренняя поверхность тележек должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги и обработке дезсредствами.

4.6. Не допускается хранение чистого белья непосредственно на полу. Выдача чистого белья производится только в упаковке.

4.7. Перевозка белья от пунктов приема-выдачи до производственных помещений прачечных и от помещений прачечных до пунктов приема-выдачи должна осуществляться в закрытых мешках или пакетах.

Химчистки:

II. Требования к размещению организаций химической чистки

и их территориям

2.2. Предоставление земельных участков под строительство, размещение, ввод в эксплуатацию законченных строительством организаций химической чистки, а также после их капитального ремонта или реконструкции осуществляется при их соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.

2.3. Организации химической чистки должны размещаться в соответствии с санитарными правилами и нормативами по организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом принятых технологических процессов, оснащения предприятий современным технологическим оборудованием, наличием систем по улавливанию паров вредных веществ.

Эффективность систем по улавливанию паров вредных веществ и соблюдение требований действующего санитарного законодательства подтверждается соответствующими расчетами с учетом фоновых концентраций загрязнения атмосферного воздуха и результатами лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в приземном слое на границе селитебной территории.

2.4. Организации химической чистки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и в отдельных помещениях в составе комплексных предприятий службы быта, организаций и промышленных предприятий, допускается размещение мини-химчисток в крупных торгово-развлекательных центрах, гостиничных комплексах, гипермаркетах.

Мини-химчистки, расположенные в крупных торгово-развлекательных центрах, гостиничных комплексах и гипермаркетах, должны иметь автономную систему вентиляции и, как правило, отдельный вход-выход. В случае невозможности обустройства отдельного входа-выхода мини-химчистка должна располагаться в зоне, где не производится торговля продовольственными и детскими товарами (одежда, игры, игрушки, школьно-письменные принадлежности), а также лекарственными средствами и предметами ухода за больными.

2.5. Пункты приема-выдачи организаций химической чистки могут размещаться в жилых кварталах как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к зданиям иного (жилого и нежилого) назначения. При размещении пунктов приема-выдачи в жилых зданиях их помещения должны иметь входы, изолированные от жилой части.

III. Требования к производственным и вспомогательным помещениям и зданиям

3.1. Производственные помещения (цеха) организаций химической чистки должны располагаться, как правило, в одноэтажных зданиях или на первом этаже. В многоэтажных зданиях с учетом вертикальной планировки здания и применяемых химических веществ раздражающего действия и с остронаправленным механизмом действия на последующих этажах могут располагаться вспомогательные и административные помещения.

3.2. В организациях химической чистки производственные помещения должны располагаться с учетом поточности технологического процесса и недопущения перекрещивания потоков движения грязных и чистых изделий.

3.4. Приготовление моющих растворов должно проводиться на рабочих местах, оборудованных эффективными местными системами вытяжной вентиляции.

Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 куб.м, площадь - не менее 4,5 кв.м, без учета технологического оборудования.

3.7. В организациях химической чистки оборудуются пункты (отделения) для приема-выдачи изделий.

Допускается прием и выдача изделий в одном помещении.

Процессы приема и выдачи должны быть разделены таким образом, чтобы исключить контакт грязных вещей с чистыми, помещения пунктов приема выдачи должны быть удобно связаны друг с другом.

При выдаче потребителю изделия должны быть упакованы.

3.8. Наружные дверные проемы и ворота оборудуются тамбурами и воздушно-тепловыми завесами для подогрева воздуха в холодный период года.

3.9. В основных и вспомогательных производственных помещениях отделка стен, потолка и пола проводится не сорбирующими материалами, исключающими накопление вредных химических веществ.

3.10. Материалы для покрытия полов в помещениях отделений химической чистки должны быть химически стойкими и обеспечивать водонепроницаемость, а конструкция полов - отвод стоков при проливах и влажной уборке помещений.

3.12. В производственных помещениях, где возможны проливы моющих и чистящих средств, полы должны иметь достаточный уклон для стока жидкостей в сторону дренажных каналов.

3.13. Слив в канализацию сточных вод из оборудования надлежит производить закрытым способом. Спуск сточных вод на пол производственного помещения, а также устройство открытых желобов для стока в канализацию не допускается.

3.14. В организациях химической чистки бытовых изделий должны осуществляться мероприятия по дератизации и дезинсекции.

IV. Требования к производственным процессам и оборудованию, реагентам, веществам и препаратам, их складированию и применению

4.3. Показатели микроклимата и других физических факторов, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них работников должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

4.5. Технологические процессы, связанные с обработкой изделий (транспортировка, стирка, сухая химическая чистка, отжим, сушка и т. д.) должны осуществляться способами, максимально устраняющими ручной труд. Производственные операции по обслуживанию оборудования, в частности такие, как доставка, дозировка и загрузка растворителей, нанесение фильтровальных порошков и механическая очистка элементов фильтров, должны осуществляться с использованием средств механизации и применением средств индивидуальной защиты.

4.7. При ручном глажении изделий высота установки гладильных столов и расстояние между ними должны обеспечивать свободное и беспрепятственное движение гладильщиц во время работы.

4.9. В организации химической чистки на работы в контакте с химическими веществами I и II классов опасности, а также с репротоксикантами не допускаются женщины детородного возраста.

4.10. Применяемые в технологическом процессе химической чистки изделий реагенты, вещества и препараты должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, или свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое в установленном порядке, утвержденную в установленном порядке документацию, инструкцию по применению на русском языке.

4.11. Все химические реагенты, вещества и препараты, поступающие в организации химической чистки, хранятся на складах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией, имеющих полы, стойкие к воздействию кислот и щелочей и оборудованных стеллажами, поддонами, снабженных инвентарем. Работники обеспечиваются соответствующими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

4.15. На все существующие и вновь устанавливаемые вентиляционные установки составляются паспорта по установленной форме. В паспорт вносятся все изменения, произошедшие в установках, а также результаты последующих технических и лабораторных исследований и испытаний.

4.16. В организациях химической чистки необходимо иметь инструкции по охране труда, вывешенные в рамках под стеклом на видных местах в каждом помещении (цехе) организации химической чистки.

4.17. Работы по ремонту оборудования, коммуникаций и их отдельных узлов проводятся только после тщательной очистки и нейтрализации (пропаривания), а также при действующей вытяжной вентиляции или при использовании переносной системы вентиляции.

4.19. В помещениях организаций химической чистки следует проводить косметический ремонт. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на стенах и потолках, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов пола и др.) должна проводиться незамедлительно.

4.20. Помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться ежедневно с использованием разрешенных в установленном порядке моющих средств.

4.21. Генеральная уборка помещений должна проводиться по графику, не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, окон, оборудования, инвентаря с применением моющих и дезинфицирующих средств.

4.22. Одежда и иные предметы для производственных, личных и бытовых нужд, подвергшихся химической чистке, не должны оказывать вредного воздействия на человека и среду обитания.

4.24. Перевозка изделий от пунктов приема-выдачи до производственных помещений организаций химической чистки и от помещений организаций химической чистки до пунктов приема-выдачи должна осуществляться в закрытых мешках или пакетах.

V. Санитарно-бытовое обеспечение

5.1. Состав и площадь бытовых помещений должны быть приняты в соответствии с требованиями строительных норм и правил "Административные и бытовые здания", в зависимости от количества работающих и групп производственного процесса. В целом работа в производственных помещениях организаций химической чистки относится к группе 1 "а" производственных процессов с возможным загрязнением рук веществами 3-4 класса опасности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: