Приветствие. Упражнение «Океан»

Ведение

У детей рано складывается своя «картина мира». При всем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность.
В.А. Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества. Он также считал, что знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в связях с другими предметами, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса.
В интегрированном занятии объединяются блоки знаний двух и более различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
Практика подтверждает, что для проведения интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. Что это дает? Во-первых, у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности, так как он фантазирует, думает; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, а главное - развиваются коммуникативные умения, т.е. умения свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением; в-третьих, у детей развивается познавательная активность.
Занятия, представленные в пособии, построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву; птицами, парящими в воздухе...
На занятиях постоянно создается ситуация успешности каждого ребенка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства.
Рисование - мощное средство самовыражения. Составной частью занятий является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. Независимо от методов, приемов и техник, используемых на занятиях, цель - помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.
Педагогу нужно принимать ребенка с уважением и вниманием, таким, каков он есть, это поможет установить контакт с ребенком и добиться успеха. дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя в безопасности.

Пояснения к организации занятий и проведению диагностики
Курс состоит из 16 коррекционно-развивающих занятий.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 4—б лет.
Основные задачи занятий
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
• Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
• Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
• Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
• Развитие познавательных процессов.
• Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
• Расширение эмоционального опыта.
• Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами.
• Обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать.
Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-6 человек. Поводами для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей, специалистов (преподавателя ИЗО и др.), пожелания родителей.
В первую очередь в группу зачисляются дети, испытывающие состояние повышенной тревожности.
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональньий настрой в группе.
Часть 2. Основная или рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Часть 3. Завершающая.
Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Приветствие и прощание обычно проводятся по одному и тому же сценарию, предложенному психологом.
Занятия желательно проводить в первой половине дня. Продолжительность занятия 20-25 мин.
Перед тем как приступить к курсу занятий, необходимо провести диагностику.
Как выявить тревожного ребенка? Опытный педагог, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семей- ную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение педагога.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используется опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко (1992).
Признаки тревожности
1. Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения он заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. У него обычно холодные и влажные руки.
10. у него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Чтобы получить общий балл тревожности, следует суммировать количество «плюсов*.
Высокая тревожность – 15-20 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 1-6 баллов.
В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.
Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне тревожности испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:
• для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее двух диагностических методик;
• строго следовать инструкции, приведенной в каждой методике. Не меньшее значение имеет понятное и доступное изложение инструкции испытуемому;
• строго придерживаться возрастной границы использования методики в работе с испытуемым;
• выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике. Здесь нужно помнить о порядке предъявления и способе подачи материала, оговоренных авторами методики.
Методики для диагностики тревожности у дошкольников
  методика «Рисунок человека»
Методика предназначена для определения уровня тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
для проведения исследования психолог предлагает ребенку лист бумаги и карандаш, затем просит нарисовать человека. На все дополнительные вопросы ребенка следует отвечать:
«Как хочешь».

Пояснения. На тревожность указывают следующие признаки:
• особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к психологу за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п.;
• очень сильный нажим на карандаш. О нем судят по продавленности бумаги;
•• использование при рисовании контуров косых штрихов, а не сплошной линии;
• тенденция исправлять рисунок. При этом исправления не приводят к улучшению;
• штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности;
+ подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены;
• чрезмерное внимание к деталям. Ребенок как бы застревает на них, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц.
Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных признаков в процессе рисования, можно говорить, что у ребенка высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые из них, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

  «Выбери нужное лицо» (Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки)
данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7 лет.
Подробное описание проведения методики и стимульнЫIй материал к ней можно найти во многих специальных изданиях, например, см.: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: В З кн.: Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение; Владос, 1995.
Игра-диагностиика «Кляксы»
Психолог предлагает ребенку взять краски нескольких цветов, сделать кляксу и получить отпечаток на другом листе (можно путем сложения одного листа пополам). Затем, посмотрев на кляксу, ребенку нужно представить, на что или на кого она похожа.
Пояснения:
• дети агрессивные или подавленные выбирают краску темных цветов. Они видят в кляксах агрессивные сюжеты:
драку, страшное чудовище и др. (через обсуждение «страшного» рисунка агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он от нее освобождается);
• дети спокойные берут для рисунков светлые краски и видят приятные вещи: бабочек, сказочные букеты и др.;
• дети, предрасположенные к гневу, выбирают черную или красную краску;
• дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые цвета (цвета грусти);
• дети напряженные, конфликтные, расторможенные выбирают серые и коричневые цвета. Это говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении.
Возможны такие ситуации, когда не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием ребенка.

 



































































































Занятие 1. Дельфин

Оборудование:
магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы» или «Звуки природы»; магнитная доска, магнит, картина «Дельфин»; краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь, листы бумаги, салфетки.


Ход занятия

Приветствие. Упражнение «Океан»

Дети сидят на ковре

Психолог говорит: - Я рада вас видеть! Поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу. (Дети выполняют задание.) А теперь закройте глаза и представьте, что мы находимся на берегу океана (Включает аудиозапись). Мы сидим на песке, волны набегают на берег и хотят с нами поговорить... Они шепчут имя каждого из нас... Сидите тихо и постарайтесь услышать в шуме волн свое имя... (Дети выполняют задание. Затем психолог просит детей открыть глаза и рассмотреть прикрепленную к доске картину «Дельфин». Если имеется возможность, то детям предлагается посмотреть видеосюжет «Волшебный мир дельфинов».)
- Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас качается на волнах в голубом океане... Волны медленно и плавно поднимаются и опускаются, поднимаются и опускаются... К вам подплыли дельфины. Они такие добрые! Дельфины бережно касаются вас. При этом они издают голосовые сигналы, извещая о том, как им приятно быть рядом с вами. Попробуйте ощутить прикосновения дельфинов... Качайтесь на волнах... Слушайте голос океана... Как приятно!.. Волны осторожно вынесли вас на берег... (Выключает аудиозапись.) Откройте глаза. Расскажите, что вы чувствуете. (Дети обмениваются впечатлениями.)


Рисование

На столах лежат краски, листы бумаги и салфетки.

Психолог предлагает детям сесть за столы и произносит:

- Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Милый дельфин, к нам приплыви.

Психолог показывает детям руку, на которой изображен дельфин. «Дельфин» здоровается, знакомится с ребятами, задает вопросы: - Ребята, где я живу? Чем питаюсь? Дети отвечают на вопросы. - Я к вам приплыл не один, а с другом. Вот он.

 Психолог показывает и поясняет: туловище - ладонь с соединенными пальцами (голубой цвет); хвост, глаз, нос - пальчик (голубой, черный цвет). - Вот какой у меня друг, он очень веселый и добрый! Где ваши ручки? Покажите дельфинчиков?

Психолог предлагает детям выполнять вслед за ним волнообразные движения рукой и повторять слова: Появился наш дельфин. Он медленно плывет под водой. Вот любопытному дельфину стало скучно. А что там творится наверху? Надо взглянуть! И он устремился вверх. Вынырнул дельфин, его подхватила волна и понесла на своем гребне по океану.

Психолог просит ребят нарисовать плывущего по волнам дельфина.
Дети рисуют. Психолог оказывает индивидуальную помощь детям, а по окончании работы организует просмотр рисунков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: