double arrow

Основные понятия, методическая схема и компоненты экспертно-аналитической технологии

Одной из основных функций управления в там. деят-ти явл. принятие решений. Все функции упр-ния реализуются посредством подготовки и исполнением управленческих решений (УР).

УР – процесс выбора руководителем одной из возможных альтернатив разрешения конкретной ситуации на основании имеющейся информации в соответствии с заданными критериями. УР, включающее оценку ситуации, опр-ние альтернатив, выбор лучшей, формулировку задания по его реализации, определяет эффективность всей системы и процессов УТД.

Экспертно-аналитическая технология – технология работы с экспертами в интерактивном режиме с использование универсальных и специализированных методов подготовки и принятия УР по проблемам функционирования и развития организации.

Управленч. проблемы носят комплексный характер (эконом, правовые, информ, психологические стороны), поэтому требуются самые разносторонние знания руководителю.

Многие отмечают, что совместно проблемы решаются лучше, чем индивидуально (меньше ошибок, быстрее решение задач).

Орг-ция и управление групповой работой – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, которые ухудшают индивидуальную активность и активность группы. Групповые оценки точнее индивидуальных, но она зависит от сложности задачи, от подготовки членов группы, способа общения. В группе люди могут поделиться мнениями и исправить ошибки друг друга.

Характерная особенность группового решения – оперативное моделирование ситуаций с учетом разных мнений его участников (группа быстро обсуждает проблему и сразу отбрасывает неэффективные подходы к решению проблемы).

Работа в группах направлена на поиск консенсуса в процессе обсуждения. Принимают коллективные решения либо по строгому алгоритму, либо в виде свободного обсуждения.

Коллективные методы принятия решений:

1. метод «Мозгового штурма» (групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов решения. Участники выдвигают и развивают разные идеи. Во времени разделено выдвижение идей и их обсуждение. Пока выдвигают, нельзя критиковать, чтобы все было творчески, идеи записывают).

2. метод Гордона (что и мозговой штурм, но тут только лидер знает точную проблему, потому что в мозговом штурме при выдвижении идеи участник может эту идею счесть идеальной и прекратить выдвижение. А тут лидер выдвигает проблему широкого контекста, а потом конкретизирует).

3. кружки качества (группа 3-10 чел с лидером. Просто обсуждают проблемы, связанные с качеством управления, технологиями, организацией производственного процесса, повышением производительности труда).

4. круговой метод (группа 12-15 чел раздел на группы по 3-4 чел, каждый на листке пишет 2-3 идеи по решению проблемы, а затем обмениваются по кругу, каждый след. участник дополняет то, что было предложено предыдущим. В конце все предложения в общий список, голосование, у каждого 5 голосов).

5. кольцевая система «кингисё» (в Японии. На рассмотрении выдвиг. инновационный проект, он для обсуждения передается лицам, которых выбрал руковод. Каждый должен рассмотреть и дать замечания. Чьи самые необычные или непонятные, собир. и обсуждают с руководителем).

6. метод коллективного блокнота (каждый участник получает блокнот, в котором записывает проблему. В течение месяца вносятся идеи, оценки, затем все это обсуждается).

7. метод суда (15-20 чел предлагают решения проблем, выносит для жюри. К каждому варианту 2 защитника, 2 обвинителя, потом меняются. Жюри оценивает).

8. поименных предложений (5-10 минут на проблему, участник 1 идею выдвиг. Все идеи на карточки и по кругу, каждый ставит оценки).

9. диалектический

10. метод «6-3-5» (группа из 6 чел. За 2-3 дня известна проблема. Каждый записывает на карточке 3 варианта решения, передает другим, которые ещё 3 предложения).

Экспертно-аналитическая технология – технология знаний о способах и средствах осуществления какой либо деятельности. Поскольку такая деят-ть осущ. по заданному сценарию и с участниками, то технология назыв. экспертно-аналитической.

Компоненты технологии:

· Информация.

· Методы и модели преобразования исходных данных в выходные в соответствии с целями моделирования (методы – все методы, применяемые в сист. анализе, модели – модели там. систем).

Персонал и программно-технические средства обработки, передачи и представления данных.

 

29. Метод парных сравнений
из методов изучения предпочтений,при кром респондент должен из всех возможных парных сочетаний объектов, предложенных ему, выбратьсамый предпочтительный в соответствии с заданным критерием. Результатом является матрица парных сравнений, в к-ром сумма элементов строк дает представление о ранжировке респондентом всех объектов.

Метод предусматривает использование эксперта, который проводит оценку целей. Z1, Z2,...,Zn.

Согласно методу осуществляются парные сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность. Одна из возможных модификаций метода состоит в следующем:

1. составляется матрица бинарных предпочтений, в которой предпочтение целей выражается с помощью булевых переменных;

2. определяется цена каждой цели путем суммирования булевых переменных по соответствующей строке матрицы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: